Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Овладение количественными отношениями – это многосложный процесс развития математических навыков, который вызывает у детей дошкольного возраста определённые трудности. Так как дети в этом возрасте не имеют представления для чего им необходимо считать, вычислять и заниматься соотношением предметов с их количеством. Формирование такого понятия как число является одной из главных проблем в сфере обучения детей дошкольного возраста.
Для развития умственных способностей детей большое значение имеет овладения ими математическими представлениями, которые нужны для познания окружающего мира, а также для решения различных практических задач и для успешного овладения знаниями в период школьного обучения.
Важность практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги прошлых столетий. Разрабатывая перспективное развивая математических представлений у детей, они обязательно заботились об их использовании в жизни.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 «Количественные представления»: понятие, сущность
Категория, к которой относиться количество относиться к материалистической диалектике и обозначает единое между предметом и числом. Такое представление объясняется тем, что количественное сравнение возможно только после того, как будет определено качественное познание предмета.
Развитие количественных представлений — сложный процесс, вызывающий значительные трудности у большинства детей. Часто дети не понимают, почему надо считать, измерять, причем не приблизительно, а точно. Не осознавая важности выполняемых действий, дошкольники выполняют их неосознано - механически, что не позволяет детям усвоить информацию о полученных знаниях.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают основными навыками работы с компьютером, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.
В Большой советской энциклопедии дано такое понятие количества: это абстрактная категория человеческого мышления. Количество есть категория материалистической диалектики, которая рассматривает запоминание состава чисел как подготовку к простейшим арифметическим действиям. После того, как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, Ф.Н. Блехер Ф. Фребеля, называл счёт средством не только умственного развития, но и общего развития детей [3].
Современный дошкольник должен представлять, что такое количество, учиться измерять, считать, различать формы предметов и геометрические фигуры, иметь чувство ценности. Из исследований Ф. Н. Блехера, К. Ф. Лебединцева, Н. А. Менчинской, А. М. Леушиной, Л. А. Яблокова следует, что для формирования у дошкольников количественных представлений необходимо использовать практические действия с предметами, в процессе которых дети учатся измерять и считать.
Проблемы с формированием количественных представлений у детей первых лет жизни нашли отражение в работах таких выдающихся педагогов, как: И. Г. Песталоцци, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ф. Фребель и др. [2].
Формирование количественных представлений и развитие счета должно происходить на основе целостного восприятия чисел (Д. Л. Волковский, Ф. Н. Блехер,В. К. Ф. Лебединцев, Г. Доман , А. Лай).
Ф. Н. Блехер, опираясь на известные данные зарубежных психологов о сроках и временах восприятия ребенком различных чисел, предложил учить детей 3-4 лет различать и выделять понятия «много» и «один», формируют свои представления о числах 1, 2, 3 на основе восприятия множеств соответствующих предметов и определения их словом - числительным [3].
1.2 Характеристика развития «количественных представлений» в старшем дошкольном возрасте
Самого раннего детства ребёнок окружён предметами, разными по величине и форме, цвету и количеству. Взрослые помогают научиться различать их, пользоваться ими, знать их название. По мере взросления у дети меняется взаимоотношения с окружающей действительностью, в связи с этим появляются новые понятия. В это время появляются первые представления о количестве.
Для того, чтобы у детей сформулировалось понятие числа необходимо, чтобы дети имели возможность осязать, сравнивать разные предметы по форме, размеру, движению, могли видеть и слышать. Сравнивая множества дети учатся понимать число.
Одним из важнейших критериев подготовки детей к обучению в школе по праву является подготовка к математике. Справедливость этого утверждения усиливается на современном этапе развития общества - динамичном развитии новых технологий и возрастающей роли технических знаний.
По определению А. В. Белошистая, формирование элементарных математических понятий — это «сознательный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов мыслительной деятельности дошкольников в области математики» [5].
А целью формирования математических представлений у дошкольников является общее развитие личности ребенка, осуществление его подготовки к школьному обучению, осуществление общего познавательного развития [7].
Развитие количественных представлений, безусловно, является одним из необходимых условий всестороннего развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Количественные представления служат основой для дальнейшего обогащения знаний о мире, они являются основой успешного овладения системой общематематических понятий в школе.
Поскольку личность ребенка развивается быстро и зависит от ряда характерных для каждого возраста психологических особенностей, дошкольное учреждение ставит перед собой задачу создания соответствующих условий и обеспечения учебной нагрузки. оптимально в процессе обучения.
На сегодняшний день принята возрастная классификация, согласно которой принято выделять три этапа психического развития ребенка: младенческий (от 0 до 1 года), ранний детский возраст (от 1 до 3 лет) и дошкольный возраст (от от 3 до 7 лет). Как отмечает А. И. Щербаков, "каждая из этих стадий психического развития ребенка имеет свои особенности. Смена основной деятельности знаменует собой переход ребенка от одной стадии к другой" [8].
Проблемы развития количественных представлений старших дошкольников (детей в возрасте от 5 до 6 лет) нашли свое отражение в трудах Л.С. Метлиной, А.А. Столяра, А.В. Белошистой, В.В. Даниловой, Т.Н. Ерофеевой, Л.Н. Павловой, В.П. Новиковой и др. Все исследователи согласны с тем, что цели, задачи и содержание работы по разработке количественных представлений в старшей группе должны определяться с учетом знаний и навыков, приобретенных и приобретенных дошкольниками в средней группе.
1.3 Дидактическая игра как средство формирования количественных представлений
В отечественной психологии игра признается основным видом деятельности дошкольников. Появилась на рубеже эпохи раннего детства, игра интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста.
Л. С. Выготский говорил, «игра является лучшей подготовкой к будущей жизни, играя, ребенок упражняет и развивает способности, которые ему понадобятся в дальнейшем... В дошкольном возрасте игра охватывает почти все поведение ребенка» [7].
Уникальное значение игровой деятельности в развитии дошкольника выделяли и другие видные психологи. Так, Д.Б. Эльконин писал, что игровая деятельность является необходимым условием перехода мыслительных действий на новую более высокую ступень - речевую» [13].
Особую роль играют дидактические игры, использование которых в качестве учебных материалов помогает учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, выделять общее, выполнять простейшую классификацию, а также решать задачи и другие учебные задачи в игровой форме. В отечественной дошкольной педагогике 20 века лидерство дидактических игр нашло отражение в исследованиях А.К.Бондаренко, З.М. Богуславская, Е.И.Удальцова, А.И.Сорокина, А.П.Усова другие [4].
В то же время Е. И. Удальцова отмечала, что, несмотря на дидактическую направленность, обучающие игры остаются играми, дети увлекаются игровым действием, что позволяет им легко воспринимать учебные задачи [17] .
Главной особенностью дидактической игры является то, что задание предлагается детям в игровой форме, включающей в себя познавательно-воспитательное содержание, а также игровые задания, игровые действия и организационные отношения. Современные исследователи отмечают важность использования игры для формирования количественных представлений дошкольников. Такие авторы, как Е.В.Колесникова, В.В.Данилова, 3.А. Михайлова, Л.С.Метлина, А. А. Столяр, Т. Д. Рихтерман, Е. И. Щербакова в своей методике развития счетной деятельности у детей и формирования представлений о натуральном ряду чисел предлагают использовать игровые упражнения и игровую дидактику.
Рекомендуют включать игровые элементы в упражнения всех возрастных групп: в младшей - в виде момента-сюрприза, подражательных движений, сказочного персонажа и т. д. ; у древнейших моменты игры приобретают характер исследования, загадки, соревнования. В таких случаях говорят об игровых упражнениях или упражнениях в игровой форме, но авторы рекомендуют использовать эти игровые приемы и методы в ходе занятий.
А. А. Смоленцева при организации самостоятельной деятельности дошкольников ссылается на свою работу «Историко-дидактические игры с математическим содержанием». Автор делает первую попытку использовать дидактическую сюжетную игру в математическом обучении дошкольников. Нельзя сказать, что в работе подробно разработаны все вопросы методики, но основные принципы организации сюжетно-дидактической игры, руководство воспитателем в ходе игры подробно описаны А. А. Смоленцевой. В ней представлены примеры интриго-дидактических игр для детей старших и дошкольных групп. Можно отметить, что автор, подробно излагая теорию игр, меньше внимания уделяет вопросам методологии [8].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНО ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1 Диагностика уровня развития количественных представлений у детей старшей дошкольной группы
Исследовательская работы проходила на базе МДОУ детский сад. В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 18 человек, возраст детей 5-6 дет
Цель исследования - определить уровень сформированности количественных представлений детей этой группы.
Экспериментальная работа включает следующие этапов:
Констатирующий этап.
Цель – выявление уровня сформированности количественных представлений дошкольников старшей группы.
Формирующий этап.
Цель - организация педагогического процесса, направленного на формирование у детей количественных представлений через дидактические сюжетные игры.
Контрольный этап.
Цель – повторная диагностика по выявлению уровня развития количественных представлений у детей экспериментальной группы
Методика исследования
«Методика диагностики математических представлений дошкольников» Л.И. Ермолаевой.
Методы статистического анализа (альтернативный анализ).
Методы математического анализа - шкалирование.
Первый этап эксперимента был направлен:
- подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
- провести диагностику и обработать полученные результаты уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников
Применяемые методики:
1.Методика «Диагностика уровня сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Л.И. Ермолаевой (приложение 1). Данная методика представляет собой контрольное исследование уровня сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Комплекс сюжетно дидактических игр по развитию количественных представлений у детей старшей группы
Для проведения коррекционной работы по развитию количественных представлений экспериментальной группы был разработан комплект сюжетно - дидактических игр
Задачи:
1. Составить комплект сюжетно дидактических игр для развития количественных представлений.
2. Апробировать выбранные игры в условиях педагогического процесса в ДОУ.
В разработанный комплект входили сюжетно - дидактические игры, которые направлены на развитие количественных представлений у детей старшей группы (Приложение 4).
В играх широко использовался разнообразный учебный материал и подбирался он таким образом, чтобы облегчить переход от использования его более конкретных к более абстрактным формам. Сначала использовались реальные предметы, затем их заменители, затем числа и, наконец, карточки с числами.
Игры рекомендовано проводить в свободное от основных занятий время – вторая половина дня. Сюжетно дидактические игры основываются на распределении ролей, а это означает непосредственное участие в игре всех игроков. Так же эти игры позволяют менять условия игры и передачу ролей между игроками, что способствует вовлечению в игру всех участников. Изменение условий игры позволили менять ее наполняемость, включая в условие счёт, измерения. В сюжетно дидактических играх есть возможность контролировать правильность выполнения заданий, при необходимости оказывать помощь детям у которых возникли затруднения, поощрять правильные ответы, самостоятельность и инициативу.
Игра «Парочки» направлена на развитие детского внимания. Суть игры заключалась в сравнении предметов на карточке у игрока с предметами на жетоне, который дети брали из общей колоды. Если количество предметов совпадало с жетоном, то игрок оставлял жетон в своей копилке, закрывая им карточку с которой он совпал, при этом ребёнок должен объяснить почему он оставил жетон себе. Игра продолжалась до тех пор, пока кто - то из игроков не закроет все карточки.
Игра «Кто внимательный?» направленна на умения сравнивать группы предметов по количеству. На протяжении игры дети учатся количественные отношения: один-много, находить в определённой специально созданной среде, каких предметов по одному, каких много, учатся согласовывать по . разнородным названиям: одно и много.
Детям предлагались карточки с изображение одной или нескольких точек, затем педагог предлагал ответить на вопрос с однозначным ответом: много или один. Для ответов дети использовали карточки с ответами.
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования и динамика процесса формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Завершающий этап. На этом этапе провели повторную диагностику, для контрольной проверки уровня развития количественных представлений у детей принимавших участия в эмпирическом исследовании. Результаты диагностики так же показали эффективность использования дидактических игр для развития математических способностей у детей.
Для контрольного определения уровня развития количественных представлений у детей старшей группы использовались аналогичные диагностические задачи, описанные на контрольном этапе эксперимента.
Анализируя результаты полученных данных, следует отметить:
Высокий уровень развития количественных представлений показали 11 человек: Валерия В., Артём Б., Влада П., Вика М., Ева В., Дима Р., Костя О., Катя Д., Лиза Р., Софья П., Ксения П., это соответствует 61%.
Средний уровень развития показали 7 человек: Данил К.,Богдан Б., Максим С., Иван Б., Ярослав Ш., Стас О., Эмиль Д., что составляет 39%.
Низкий уровень развития после проведения занятий по разработанным играм не выявлено. Результаты эксперимента представлены на рисунке 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав литературные источники, можно утверждать, что проблема формирования количественных представлений актуальна и на сегодняшний день. В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы учитывались понятия «количество», «количественные представления», характерные для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Источником элементарных математических представлений является окружающая действительность, которую ребенок познает в ходе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их педагогическим руководством, а их содержание базируется на количественных представлениях.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. (с изменениями и дополнениями)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. регистрационный № 1155 (с изменениями и дополнениями)
3.Аванесов, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника /под ред. Н.Н. Подьякова. - М.: 2000. -263с.
4.Батова, И.С. Дидактический обучающий комплект. Игры для детей "Во саду ли, в огороде": 2 корзины, 8 овощей, 8 фруктов. ФГОС ДО / И.С. Батова. - М.: Учитель, 2018. - 503 c.
5.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003- 400 с.
6.Давидчук, Антонина Николаевна Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / Давидчук Антонина Николаевна. - М.: Сфера, 2015.
7.Знаю все профессии-2. Развивающая игра для дошкольников. - М.: ИП Бурдина С. В., 2013. - 0 c.
8.Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 0 c.
9.Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. В.А. Деркунской. СПб: Детство-Пресс, 2004.
10.Мак-Гован, Дайана Играем в математику! / Дайана Мак-Гован, Марк Шрутен. - М.: Попурри, 2016. - 0 c.
11.Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст. Выпуск 1 / Е.Н. Панова. - М.: ТЦ "Учитель", Лакоценин С. С., 2011. - 0 c.
12.Педагогическая диагностика развития детей / Под ред. Т.С. Комаровой -Ярославль: Академия развития, 2006.-144с.
13.Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2000 - 368 с
14.Либерман А. Репина В. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе // «Дошкольное воспитание» №6 2008, 28с
15.Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников З. А. Михайлова. -- М.: Просвещение, 1990. -- 94 с..
16.Мусейибова Т.А., Корнеева Г.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. - М.: Владос, 2000.67с.
17. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
18.Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.
19.Формирование математических представление. Конспекты занятий в старшей группе //Авторы-составители Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева, Т.А. Терпак. Издательство «Учитель». Волгоград.2010г. 55с.
20.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. Столяра А.А. - М.: Просвещение, 2004 - 330 с.