Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В рамках проводимой реформы органов предварительного расследования в значительной степени меняющей сущность самого процесса дознания, а также структуру и функции проводящих его подразделений в УПК РФ были внесены изменения, предусматривавшие передачу практически всех уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести (которые составляют около 66% от общего числа всех составов преступлений, предусмотренных УК РФ) из подследственности следователей в подследственность органов дознания. Также введено понятие начальника подразделения дознания, впервые определены его полномочия в ходе производства по уголовному делу.
В настоящее время не до конца урегулированным остается вопрос о полномочиях начальника подразделения дознания, что отрицательным образом влияет на показатели работы по расследованию уголовных дел в форме дознания, поэтому анализ правого статуса последних представляет значительный интерес в научном и практическом отношениях
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в анализе процессуального статуса начальника подразделения дознания.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть историю возникновения и развития органов дознания;
определить место органов дознания в системе участников уголовного судопроизводства;
изучить проблемы процессуального статуса начальника подразделения дознания.
Нормативную и правовую базу настоящего исследования составили уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, подзаконные акты, относящиеся к теме исследования.
Степень научной разработанности. Теоретической основой исследования послужили научные достижения в области уголовного процесса, касающиеся дознания, отраженные в работах Левиновой Т.А. Рыжакова А.П. Мусеибова У.А Арепьевой Т.А. и других.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в связи с участием начальника органа дознания и начальника подразделения дознания в уголовном судопроизводстве России.
Предметом исследования являются уголовно-процессуальные нормы, определяющие процессуальные полномочия начальника подразделения дознания и регламентирующие его деятельность в уголовном судопроизводстве России, достижения уголовно-процессуальной науки в этой области, а также практика реализации данных норм в деятельности начальника органа дознания и начальника подразделения дознания.
Методы исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы получения новых научных знаний: исследования: исторический, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.
Структура работы включает в себя введения, три раздела, в которых последовательно раскрываются обозначенные задачи, заключения и списка использованной литературы.
1.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ
Дознание – это перспективная, динамично развивающаяся служба, сотрудники которой стоят на страже правопорядка и законных интересов граждан.
История дознания уходит в далекое прошлое. Термин «дознание» произошел от распространенных еще в Древней Руси слов «дознать» и «дознаться» – допытаться, выведать, разузнать, удостовериться в чём-либо. Документально функция полиции о производстве дознания по происшествиям начинает зарождаться в Указах Петра Первого. В императорском Указе Александра II от 8 июня 1860 года впервые следствие было отделено от полиции. Тогда же изданы «Наказ судебным следователям» и «Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступления и проступки». Впоследствии эти два новых института совершенствовались, постепенно устанавливался порядок взаимодействия и проведения расследования по уголовным делам .
В начале 20-х годов XX века в Советском государстве была проведена судебная реформа, созданы прокуратура и адвокатура, осуществлена кодификация права, что безусловно отразилось на организационных формах и правовых основах предварительного расследования.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 года повысил роль дознания, придал ему значение самостоятельной формы расследования, УПК впервые предусмотрел два вида дознания: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Существование двух вышеуказанных видов дознания стало характерным для всего последующего развития уголовного процесса.
О формировании дознания как службы можно говорить с момента издания приказа МВД СССР от 5 августа 1982 года № 254 «О создании специализированных подразделений дознания в органах внутренних дел и утверждении Примерного положения о них».
Однако Днём образования службы дознания определено 16 октября 1992 года, когда приказом МВД России № 368 в органах внутренних дел были созданы специализированные подразделения дознания в составе милиции общественной безопасности.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу 1 июля 2002 года, существенно изменил порядок производства дознания по уголовным делам, закрепив новые отличия между дознанием и следствием.
Несмотря на то, что дознание является относительно молодой службой полиции, и в октябре 2015 года будет отмечать свое 23-летие, оно вносит значительный вклад в борьбу с преступностью, который в последнее десятилетие существенно возрос, и я уверен, авторитет дознания будет только укрепляться.
Численность подразделений дознания органов внутренних дел в настоящее время составляет чуть более 20 тысяч сотрудников. Из года в год они показывают высокие результаты по расследованию преступлений, с честью справляются с поставленными задачами.
Дознавателями расследуется 143 состава преступлений, среди которых: кражи, грабежи, мошенничества, причинение вреда здоровью, хулиганство, угоны, незаконный оборот оружия, незаконный оборот наркотических средств, содержание притонов для наркоманов, вандализм, жестокое обращение с животными и иные преступления небольшой и средней тяжести.
Кроме того, дознавателям приходится возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия по преступлениям подследственности следователей, когда их нет рядом.
В производстве подразделений дознания ежегодно находится свыше миллиона уголовных дел, что составляет почти 50% от числа зарегистрированных преступлений, треть из которых направлена в суд .
При этом увеличилось количество уголовных дел, возвращенных прокурорами для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта (13,7 тыс.; +4,1%)
В 2015 году продолжена реализация положений Федерального закона от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», которым введена сокращенная форма дознания.
Практика применения данной формы расследования, меры по ее расширению рассматривалась на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации в июне 2014 г.
Всего в сокращенной форме расследовано 32 тыс. (рост в 4,2 раза) уголовных дел, из них 31,2 тыс. (рост в 4,3 раза) дел или 9,1% от общего количества направленно в суд с обвинительным постановлением .
Главным в работе дознавателя является установление и закрепление доказательств по делу, быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных в его совершении, создание необходимых условий для полного и правильного разрешения каждого дела, обеспечение возмещения причиненного преступлением материального ущерба, выявление по каждому уголовному делу причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятие мер к их устранению.
Решение этих задач возможно только при правильном планировании рабочего времени. Если в производстве дознавателя находится несколько уголовных дел, то составляются сводные план-графики на месяц, оптимально распределяющие работу для обеспечения качества проведения следственных действий с участниками процесса, при этом надо учитывать, что в месяц дознаватель имеет не менее трех суточных дежурств.
Необходимо отметить, что планирование является тем инструментом, благодаря которому в условиях высокой нагрузки возможно грамотное использование рабочего времени.
Зачастую, обладая минимальной информацией о случившемся, дознаватель должен разобраться в обстоятельствах произошедшего события, оценить обстановку, определить последовательность осмотра. Слаженная работа следственно-оперативной группы обусловливает успех расследования. Поиск, фиксация и изъятие следов преступления проводятся по правилам, разработанным в криминалистике, в тесном взаимодействии различных служб полиции.
Суть этого взаимодействия состоит в оказании взаимной помощи в решении поставленных задач, определенных уголовным судопроизводством, и заключается в совместной и согласованной деятельности дознавателя, эксперта, оперативного работника, участкового уполномоченного полиции, направленной на достижение общей для них цели – раскрытие и расследование преступления.
Необходимо отметить, что помимо юридического образования дознавателю нужно еще знать основы экономики, уметь пользоваться техникой любой сложности. Есть дознаватели, имеющие по два высших образования. Подразделениями дознания системы МВД России в 2014 году направлено в суд 12 509 уголовных дел по преступлениям, предусмотренным статьями 159.1 – 159.6 УК РФ. Сложности, с которыми сталкиваются дознаватели при расследовании преступлений, совершенных с использованием современных информационных технологий, обусловлены особенностями электронных баз данных, в том числе их обезличенностью, быстротой и легкостью уничтожения.
Также следует уделить особое внимание такому направлению, как экстремизм, который стал реальностью современного мира, негативные последствия его проявлений в той или иной мере испытывают на себе все государства. В утвержденной 12 мая 2009 года Указом Президента Российской Федерации № 537 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур определяется одним из основных источников угроз национальной безопасности .