Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические основы метода терапии творческим самовыражением в психологии
1.1 Сущность метода терапии творческим самовыражением в психологии, история создания, применении в психологии
Сейчас в психологической науке существуют разные подходы к терапии, психокоррекции творчеством. Одним из первоначальных подходов по вопросу целительной силы творчества стал психодинамической подход. В этом подходе творчество считается средством для выражения бессознательного человека в виде образов, которые могут быть интерпретированы. К тому же оно представляется проявлением механизма сублиминация: дает возможность выразить бессознательное желание и импульс в социально приемлемом виде [9].
По мнению представителей гуманистического подхода, к примеру, А.Маслоу, К.Роджерса, творчество предоставляет неисчерпаемые возможности для самовыражения, самореализации, самоутверждения и самопознания, а также способствует оптимизации межличностных отношений [12].
В. Франкл подчеркивает эстетическое значение творчества в рамках экзистенционального подхода к творчеству. Автор считает творчество одним из способов найти и реализовать смысл жизни [15].
Существуют в отечественной практике различные примеры применения человеческой увлеченности творчеством в терапевтических целях (Н.Н.Баженов, А.Т.Болотов, П.А.Бутковсий, В.Ф.Саблер).
Довольно обширное распространение получил авторский подход М.Е.Бурно, отечественного врача-психотерапевта, терапия творческим самовыражением (ТТС). Практическое и научно-исследовательское пространство авторского метода М.Е.Бурно создается с восьмидесятых годов 20-го века. По этому подходу, творчество дает человеку возможность проявить и повысить свою индивидуальность, дает человеку возможность обретать смысл жизни и способствует смягчению негативных эмоциональных переживаний и актуализации позитивных состояний. «В творчестве человек ощущает себя самим собой во имя нравственных связей с людьми. Творчество в широком смысле (как выполнение чего-либо общественно полезного по-своему) обнаруживает, укрепляет самобытность творца, прокладывая ему тем самым дорогу к людям, которым интересна, созвучна его духовная индивидуальность» [3, с. 76].
ТТС - отечественный психотерапевтический метод, который создан, разработан (в настоящем его состоянии) профессором кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования М.Е. Бурно и многими его последователями. Корни метода находятся в классической клинической психотерапии стран немецкого языка и России, в российской культуре и природе.
«Мой психотерапевтический метод — Терапия творческим самовыражением — используется, в первую очередь, для пациентов с тягостно-тревожным переживанием своей неполноценности. Если кратко, то он заключается в изучении как характеров, так и различных нехарактерологических душевных трудностей (таких, как: депрессивные расстройства, навязчивости и т. п.) в процессе разнообразного творческого самовыражения с поиском особенного, свойственного конкретно своим особенностям, целебного пути в жизни, а также своего смысла» [3].
«…речь…пойдет о безопасных психотерапевтических приемах борьбы с расстройствами настроения, к которым возможно прибегнуть и не обращаясь к врачу. Это самопомощь культурными, духовными ценностями, творческим самовыражением».
Главным в данном методе, по словам автора - это простое преподавание основ психологии, характерологии, естествознания в процессе разнообразного творчества. То есть, «пациент или здоровый человек с душевными трудностями, в соответствии с ТТС, под руководством психотерапевта, для поиска своих творческих дорог, своего вдохновения, изучает свою природу: изучает элементы психиатрии, характерологии, естествознания, психотерапевтические механизмы (суггестивный, рациональный-когнитивный, аналитический и т. д.). Изучает не сухо-академически, а в разнообразном творческом самовыражении, поскольку сказать что-то yвeренно о собственном характере, переживаниях, о характере и переживаниях другого более или менее душевно сложного человека возможно лишь рассматривая все это в творчестве (в широком смысле). Именно в творчестве человек обнаруживает себя неповторимо по-своему. Таким образом, обретается творческое вдохновение как светлая содержательная встреча с самим собою, душевный, духовный свет, в котором живут любовь и смысл» [4].
ТТС – это клинический, непсихоаналитически ориентированный терапевтический способ лечения пациентов, которые отягощены переживанием своей неполноценности, имеют тревожные и депрессивные расстройства.
В основе ТТС лежат 2 идеи. Первая состоит в том, что человек, который страдает психопатологическим расстройством, может узнать и понять особенность своего характера, своих расстройств, настроения. Вторая идея, которая вытекает из первой, заключается в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, человек может творчески смягчать свое состояние, потому что любое творчество высвобождает огромное количество позитивной энергии, любое творчество целебно.
В основе работы посредством творчества – содержание, которой составляет главное положение метода - школы, описанное М.Е.Бурно: «познай себя и других, проникнись тем, что для каждого свое, и обрети себя в своем творчестве, соответственно собственной природе» [3, с.14].
Метод ТТС имеет базу на психотерапевтическом направлении «Терапия ду¬ховной культурой». Существо психотерапевтического механизма, лежа¬щего в основе этого направления, есть творческое вдохновение, целебно просветляющее душу, смягчающее напряженность ощущением своих ду¬ховных особенностей, богатств, постижением смысла своей жизни. Пси¬хотерапевтическое воздействие такого рода В.Е. Рожнов (1985) называет «эмоционально-стрессовым» в широком смысле, в смысле «возвышаю¬щей» человека благотворной душевной взволнованности [1].
Метод ТТС, который изначально создавался для больных людей, распространился во внелечебной психологической практике. К примеру, использование ТТС дает многообещающие результаты в образовательных организациях как в России, так и за её пределами (Т.Е.Конрад-Вологина, Е.А.Поклитар; Е.С.Журова; О.В.Спиридонов и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Психическая травма (к современному пониманию её природы и общих принципов её психотерапии) // Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ташкент: Медицина, 1979. — 620 с.
2. Бурно М.Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). — 6-е изд. — М.: Академический проект, 2014. — 640 с.
3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод). М.: Академический Проект; Альма Матер. 2012. 487 с.
4. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод). М.: Академический Проект; Альма Матер. 2012. 487 с.
5. Грушко, Н. В. Метод «Психокоррекция творческим самовыражением» в работе практического психолога : учеб/ пособие / Н. В. Грушко. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. — 36 с.
6. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. / М. В. Киселева. — СПб. : Речь, 2007. — 336 с.
7. Копытин, А. И. Тренинг по фототерапии / А. И. Копытин. — СПб. : Речь, 2003. — 96 с.
8. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М: Издат. центр «Академия». 2002. 288 с
9. Осипова, А. А. Общая психокоррекция. / А. А. Осипова. — М. : Сфера, 2002. - 510 с.
10. Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением. Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. М.: Академический Проект, ОППЛ. 2003. 880 с.
11. Психотерапия здоровых. Психотерапия России. Практическое руководство по Характерологической характерологии/ сост. и отв. ред. Г.Ю.Канарш; общ.ред. М.Е.Бурно. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2015. – 744с.
12. Роджерс, Н. Путь к целостности: человекоцентри-рованная терапия на основе экспрессивных искусств / Н. Роджерс // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 132-139.
13. Филозоп А.А. Психолого-акмеологические аспекты становления личности на поздних этапах онтогенеза // Мир психологии. 2008. № 2 (54). С. 255-262
14. Филозоп А.А. Акмеологический вариант Терапии творческим выражением М.Е. Бурно // Психотерапия. 2012. № 1. С. 36-40
15. Франкл В. Воля к смыслу. // ЭКСМО – 2000. – С 340