Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Сергей Прокофьев. Биография 6
Глава 2. Балет C. Прокофьев Ромео и Джульетта 9
2.1. Синопсис 9
2.2.Выразительные средства в балете Ромео и Джульетта 11
2.3.Музыка 13
2.4. Декорации, костюмы 20
2.5. Актеры 22
Заключение 25
Список литературы 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
Фрагмент для ознакомления
2
Образы Шекспира и музыка Прокофьева восхищали многих известных балетмейстеров. Новые редакции шедевра выразили музыку Прокофьева по-новому, более связно новому времени. В репертуаре Михайловского театра балет находится с 1976 года: сначала в постановке Олега Виноградова, а затем, до 2007 года, в постановке Николая Боярчикова.
Ромео и Джульетта» — самый известный балет Прокофьева и самый популярный балет о любви. Эта хореографическая версия трагедии Шекспира впервые была показана на сцене Мариинского театра в 1940 году. Ее поставил Леонид Лавровский, тесно сотрудничавший с Прокофьевым над этой постановкой. Это удивительно трогательное и захватывающее зрелище.
«Ромео и Джульетта»— одно из самых популярных произведений Прокофьева и, пожалуй, самый большой его триумф на международной музыкальной сцене. Во многом это связано с вдохновенным мелодическим письмом, большим ритмическим разнообразием и запоминающимся характером основных тем (таких как Танец рыцарей и тонкая тема Джульетты). Ноты Прокофьева свидетельствуют о большом внимании композитора к деталям сюжета, а также к тщательно выстроенным отношениям между действием и музыкой. [12]
Объектом исследования является выразительные средства в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Предметом исследования анализ выразительных средств в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Цель данной работы – обоснование и изучение анализ выразительных средств в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Задачи работы:
• Рассмотреть биографию Сергея Прокофьева.
• Рассмотреть выразительные средства в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта».
• Показать особенности балета Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Гипотеза исследования - в том, что можно предположить, что на основе доступных источников литературы, исследовательский анализ анализ выразительных средств в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта»..
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: литературный, кинематографический, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам особенностей выразительных средств в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые рассмотрено особенности создания выразительных средств в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, двух глав, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
В первой главе было рассмотрена биография Сергея Прокофьева. Во втором параграфе приведены выразительные средства в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Во второй главе изучались выразительные средства в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта».
В заключении были подведены итоги работы, сделаны выводы и даны рекомендации по дальнейшему исследованию данной темы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из двух глав, разделенных на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Глава 1. Сергей Прокофьев. Биография
Прокофьев родился на Украине. В возрасте 11 лет он начал изучать фортепиано, теорию, композицию и оркестровку в частном порядке с Рейнхольдом Глиером. Он поступил в Санкт-Петербург в 12 лет, и многие из его студенческих работ остались в его постоянном каталоге, хотя часто подвергались многолетней переработке, включая первую, третью и четвертую фортепианные сонаты и Симфониетту.
Большая часть ранних работ Прокофьева — это музыка для фортепиано, и в ранние годы он, во всяком случае, был гастролирующим виртуозом не меньше, чем композитором.
В 1913 году Прокофьев посетил Западную Европу. Его самой заметной остановкой был Париж, где он впервые услышал «Дафнис и Хлою» Мориса Равеля и три ранних балета Игоря Стравинского. Отношения между Прокофьевым и Стравинским были натянутыми, хотя Стравинскому, особенно «Весной священной», удалось повлиять на своего соотечественника. Прокофьев вступил в свой «варварский» период, олицетворяемый «Сарказмами» (1914 г.), «Скифской сюитой» (1915 г.), кантатой «Их семеро» (1918 г.) и балетом «Чут» (1919 г.). Прокофьев также помогает, по крайней мере, за два года до Стравинского, создать современный неоклассический стиль своей «Классической симфонией» (1917). [30]
В двадцатые годы, Российская революция застала композитора на Западе. Он совершил несколько туров по Советскому Союзу, где его чествовали официальные лица. В Соединенных Штатах и Западной Европе он чувствовал себя экономически на грани и довольно кисло из-за отсутствия поддержки современной музыки в целом - и это несмотря на то, что он сделал довольно успешную карьеру.
В 1933 году по приглашению Сталина он вернулся в родной город и стал официальным композитором Советского государства.
В 1936 году он навсегда эмигрировал в Советский Союз. Это могло быть источником язвительного комментария Стравинского: «Вне музыки он идиот». [11]
Многие размышляли о причинах его возвращения. Отчасти это может быть связано с его ощущением того, что он занимает второе место после Рахманинова в США и Стравинского в Европе. В России Шостакович оказался в тесном контакте с советскими чиновниками, поэтому Прокофьев вполне мог считать молодого человека выбывшим из борьбы как серьезного соперника.
В годы холодной войны многое было сделано для смены музыки Прокофьева от свободолюбивого (или злонамеренного) Запада к Славной Родине (или Империи Зла).
По правде говоря, прямолинейный лиризм всегда был частью художественного склада Прокофьева, что проявилось в таких произведениях, как «5 мелодий 1925 года» и сюита из фильма «Лейтенант Киже», а также в пристрастии Прокофьева к опере.
Поначалу Прокофьеву было несложно адаптироваться к советской политике. Он занимался любимыми режимом жанрами: ансамблевой музыкой, музыкой для детей, произведениями, вдохновленными народными сказками, и так далее. Однако он все чаще оказывался в ловушке между все более противоречивыми указаниями комиссаров. Его музыка была либо слишком сложной, либо слишком простой.
На самом деле, он был не одинок в своих бедах. Советская эстетика во многом была связана с контролем над писателями и художниками. Большинство постулатов соцреализма (учения сталинского режима) были эстетически пусты. Пожалуй, единственной партитурой Прокофьева, хорошо воспринятой советскими критиками, была кантата «Александр Невский», основанная на музыке к фильму Эйзенштейна. Действительно, одна из величайших саундтреков к фильмам, она оказала огромное влияние на композиторов во всем мире.
Фрагмент для ознакомления
3
1.140 балетных либретто / сост. К. И. Антонова. – Челябинск : Урал Л. Т. Д., 2001. – 712 с.
2.Абызова, Л. И. История хореографического искусства: Отечественный балет XX – начала XXI века : учеб. пособие – 2-е изд., испр. и доп. / Л. И. Абызова. – СПб. : Композитор, 2017. – 320 с.
3.Балет: Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Григоровича. − М.: Совет. энциклопедия, 1981. − 623 с.
4.Бахрушин, Ю. А. История русского балета / Ю. А. Бахрушин. – М. : Советская Россия, 1965. − 277 с.
5.Бежар, М. Мгновение в жизни другого : мемуары / Морис Бежар. – М.: Союзтеатр, 1989. – 240 с.
6.Блок, Л. Д. Классический танец: История и современность / Вступ. ст. В. М. Гаевского. – М. : Искусство, 1987. – 556 с.
7.Ваганова, А. Я. Основы классического танца : учебник для вузов – 9-е изд., стер. / А. Я. Ваганова. – СПб.: Издательство «Лань», 2007. – 192 с.
8.Вальберх, И. И. Из архива балетмейстера: Дневники. Переписка. Сценарии / И. И. Вальберх; ред. и вступ. ст. Ю. И. Слонимского. – М. : Искусство, 1948. – 186 с.
9.Ванслов, В. В.Балеты Григоровича и проблемы хореографии / В. В. Ванслов. –2-е изд., доп. – М. : Искусство, 1971. – 302 с.
10. Васильева-Рождественская, М. В. Историко-бытовой танец / М. В. Васильева-Рождественская. – М.: Искусство, 1987. − 292 с.
11. Вашкевич, Н. Н. История хореографии всех веков и народов / Н. Н. Вашкевич. – СПб. : Лань, 2009. – 192 с.
12. Вернигора, О. Н. Методика преподавания современных направлений в хореографии: учебно-методическое пособие / О. Н. Вернигора. – Барнаул : АГИК, 2017. – 223 с.
13. Гаевский, В.М. Дивертисмент / В. М. Гаевский. – М.: Искусство, 1981. – 383 с.
15. Гаевский, В. М. Дом Петипа/ В. М. Гаевский. – М. : Артист. Режиссер. Театр, 2000. – 432 с.
16. Гаевский, В. М. Хореографические портреты / В. М. Гаевский. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. – 487 с.
17. Голейзовский, К. Я. Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество/ К. Голейзовский. – М. : Всерос. театр. общество, 1984. – 576 с.
18. Дункан, А. Танец будущего: Моя жизнь / А. Дункан. – К. : Мистецтво, 1989. – 349 с.
19. Ивашнев, В. И. Ростислав Захаров. Жизнь в танце / В. И. Ивашнев, К. Ильина. – М.: Сов. Россия, 1982. – 240 с.
20. Красовская, В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVIII века – 2-е изд., испр. / В. М. Красовская. – СПб. : Лань, 2008. – 320 с.
21. Красовская, В. М. История русского балета. / В. М. Красовская. − СПб.: Лань, 2008. – 288 с.
22. Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века, Ч.1 : Хореографы. — В 2-х ч. — Л.: Искусство, 1971. — 525 с
23. Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века, Ч.2 : Танцовщики. — В 2-х ч. — Л.: Искусство, 1972. — 456 с
24. Красовская В. М. Русский балетный театр. От возникновения до середины Х1Х века / В. М. Красовская. – Л : Искусство, 1958. – 310 с.
25. Красовская, В. М. Русский балетный театр второй половины XIX века / В. М. Красовская – СПб.: Лань, 2008. – 688 с.
26. Лопухов, А. В. Основы характерного танца : учеб. пособ. – 3-е изд., стер. / А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочкаров. – СПб. : Лань, 2007. – 344 с.
27. Мурашко, М. П. Классификация русского танца : монографическое исследование. – М.: МГУКИ, 2012. – 552 с.
28. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце : учеб. пособ. / В. Ю. Никитин. – М. : ГИТИС, 2011. – 472 с.
29. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце и балетах / пер. с фр. ; под ред. А. А. Гвоздева. – 2-е изд., испр. – СПб. : Лань, 2007 − 384 с.
30. Озджевиз Е. Л. Модерн и постмодерн в танцевальной культуре : учеб.-метод. пособ. / Е. Л. Озджевиз. – Саратов : СГУ имени Н. Г. Чернышевского, 2015. – 96 с.
31. Пасютинская В. М. Волшебный мир танца: Кн. для учащихся. / В. М. Пасютинская. − М. : Просвещение, 1995. – 223 с.
32. Перлина, Л. В.Танец модерн и методика его преподавания: учеб. пособ. / Л. В. Перлина; ред. Г. В. Бурцева; Алт. гос. акад. культуры и искусств. – Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2010. – 124 с.
33. Полисадова, О. Н. Балетмейстеры XX века : индивидуальный взгляд на развитие хореографического искусства : учеб. пособие / О. Н. Полисадова. – Владимир. ВлГУ, 2013. – 202 с.
34. Суриц, Е. Я. Хореографическое искусство двадцатых годов : тенденции развития / Е. Я. Суриц. –М. : Искусство, 1979. – 360 с.
35. Театр : балет и опера : учеб. пособ. для вузов / сост. О. В. Шаталов. — Воронеж: Издат.-полиграф. центр Воронежского государственного университета, 2008. — 174 с.
36. Торгашов, В. Н. Теория и история хореографического искусства : учеб. пособ. / В. Н. Торгашов. – Орел : ОГИИК, 2004. – 368 с.
37. Фокин, М. М. Против течения: Воспоминания балетмейстера: Сценарии и замыслы балетов, статьи, интервью и письма / М. М. Фокин ; сост. Ю. И. Слонимский, Г. Н. Добровольская. – 2-е изд., доп. и испр. – Ленинград: Искусство, 1981. – 510 с.
38. Худеков, С. Н. Искусство танца: История. Культура. Ритуал / С. Н. Худеков. – М.: Эскимо, 2010. – 544 с.