Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что на сегодняшний день не только в России, но и во всем мире существует проблема высокого уровня заболеваемости онкологическими и другими тяжелыми острыми и хроническими заболеваниями, которые приводят к инвалидности и летальному исходу.
В развитых странах, в связи с высоким уровнем оказания всех видов медицинской помощи, в том числе и паллиативной, такие пациенты автоматически попадают в специальные хосписы, которые становятся местом их жительства до самой смерти, где они ни в чем не нуждаются. Это обусловлено эффективным правовым регулированием организации паллиативной помощи, а также достаточным государственным и частным финансированием такого рода организаций.
В Российской Федерации попадание в хоспис зачастую вызывает в сознании граждан только негативные эмоции, поскольку долгие годы оказание паллиативной помощи в стране осуществлялось на крайне низком уровне в связи с отсутствием должного внимания государства к данному вопросу.
Цель исследования – провести комплексный анализ проблем правового регулирования деятельности хосписов в Российской Федерации и обозначить возможные пути их решения.
Объект исследования – деятельность хосписов в Российской Федерации.
Предмет исследования: проблемы правового регулирования деятельности хосписов в Российской Федерации и пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие хосписа, проследить историю возникновения хосписов в Российской Федерации и Санкт-Петербурге.
2. Изучить статистические данные о количестве хосписов в Российской Федерации и Санкт-Петербурге.
3. Проанализировать нормативное регулирование деятельности хосписов в Российской Федерации.
4. Рассмотреть порядок обращения в хоспис и получения медицинской и психологической помощи.
5. Выявить проблемы деятельности хосписов в Российской Федерации и осуществить поиск возможных способов их решения.
Законодательная база исследования:
1. Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года.
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 187н «Об утверждении порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению» от 14 апреля 2015 года .
3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 345н, Министерства труда России № 372н «Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья» от 31 мая 2019 года.
Эмпирическая база исследования: материалы судебной практики Хабаровского края и Республики Адыгея.
Методы исследования: анализ научной и справочной литературы, а также нормативно-правовых актов и материалов судебной практики, описательный, обобщение, классификация, исторический, сравнительно-правовой, моделирование, проектирование.
Теоретическая значимость исследования связана с тем проведением анализа научной литературы по проблеме правового регулирования деятельности хосписов в Российской Федерации. Собранный теоретический материал может быть использован для продолжения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена выявлением проблем правового регулирования деятельности хосписов в Российской Федерации на основе анализа судебной практики, а также определением путей решения этих проблем на законодательном уровне.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОСПИСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие хосписа, история возникновения хосписов в Российской Федерации и Санкт-Петербурге
Под хосписом понимается государственное (бюджетное) или коммерческое учреждение, деятельность которого направлена на содержание, уход и паллиативное лечение, которые организуются для тех категорий пациентов, которые находятся в терминальным стадиях хронических или острых заболеваний при неблагоприятном прогнозе и отсутствии средств для компенсации заболевания .
В Российской Федерации, как и во всем мире, существует дифференциация хосписов по типам заболеваний, а также по возрастному критерию, по которому выделяются взрослые и детские хосписы. В хосписах разного типа существует ряд различий в оказании паллиативной помощи, а также ее социально-психологического сопровождения .
История возникновения хосписов в России начинается с 1990 года, когда в Санкт-Петербурге английским журналистом и участником хосписного движения Виктором Зорзом был открыт Первый хоспис, который был возглавлен врачом А.В. Гнездиловым .
Буквально через короткое время было организовано Российско-Британское благотворительное общество «Хоспис», которое находилось уже в Москве. Деятельность данного общества была направлена на оказание любых видов содействия российским хосписам.
1992 год был ознаменован формированием группой добровольцев, в том числе из медицинских работников, специальной организации, которая оказывала паллиативную помощь на дому всем, кто в этом нуждался. Первый московский хоспис в центре столицы был организован в 1994 году при поддержке Правительства Москвы административного и финансового характера .
Первый детский хоспис был открыт в 1997 году в Ижевске, на базе городской клинической больницы. Инициативу для его открытия проявил главный врач Ижевска и Управление здравоохранением Республики Удмуртия.
Также в 2003 году, по инициативе Русской Православной церкви, был открыт Первый детский хоспис в Санкт-Петербурге .
Кроме того, в 2006 году была образована Региональная общественная организация помощи онкологическим больным «Они верят», которая направлена на оказание благотворительной помощи детям, больным онкологией, со всех регионов Российской Федерации .
В конце 2000-х годов по всей России стали образовываться благотворительные фонды и хосписы бюджетного и коммерческого характера, деятельность которых направлена на оказание паллиативной помощи взрослым и детям с терминальными стадиями острых или хронических заболеваний, в первую очередь, онкологических.
Основой медицинской помощи, которая оказывается в хосписе, является обезболивание, которое является единственным способом облегчения страданий пациентам, которых уже нельзя вылечить .
При этом некоторые хосписы разрабатывают специальные программы, которые позволяют не только снять болевой синдром, который, например, является очень выраженным при онкологическом заболевании в последней стадии, но и значительно повысить качество жизни умирающему пациенту .
Поэтому основными направлениями работы хосписа на сегодняшний день являются:
– медицинская паллиативная помощь в виде обезболивания и снижения физиологических симптомов умирания;
– оказание психологической поддержки пациентам;
– создание таких бытовых условий, где умирающие пациенты будут чувствовать себя максимально комфортно;
– работа с родственниками пациентов, пребывающих в хосписе, или недавно скончавшихся от онкологического или иного терминального заболевания;
– проведение культурно-массовых мероприятий для пациентов в силу их возможностей.
В хосписах довольно часто работают волонтеры – люди, которые считают своим долгом помогать людям в последние недели их жизни. Эти сотрудники не являются медицинским персоналом, а занимаются другими видами деятельности по повышению качества жизни умирающих больных .
1.2. Статистические данные о количестве хосписов в Российской Федерации и Санкт-Петербурге
В данном разделе приведем статистику деятельности хосписов на территории Российской Федерации с 2018 по 2022 год, а также данные о динамике расширения системы хосписов в Санкт-Петербурге за последние годы.
На рисунке 1.1 представлена статистика наличия взрослых хосписов (динамика) на территории Российской Федерации с 2018 по 2022 год.
Рисунок 1.1. – Статистика наличия взрослых хосписов (динамика) на территории Российской Федерации с 2018 по 2022 год
Из рисунка 1.1 видно, что наиболее резкое увеличение количества взрослых хосписов в Российской Федерации произошло в период с 2018 по 2019 год, когда их количество увеличилось с 23 до 73. В дальнейшем отмечается плавное расширение системы хосписных учреждений, но выраженных позитивных тенденций не выявлено.
На рисунке 1.2 представлена статистика наличия детских хосписов (динамика) на территории Российской Федерации с 2018 по 2022 год.
Рисунок 1.2. – Статистика наличия детских хосписов (динамика) на территории Российской Федерации с 2018 по 2022 год
Из рисунка 1.2 видно, что наиболее резкое увеличение количества детских хосписов в Российской Федерации также произошло в период с 2018 по 2019 год, когда их количество увеличилось с 5 до 14. В дальнейшем и в этом случае отмечается плавное расширение системы детских хосписных учреждений, но выраженных позитивных тенденций не выявлено.
Примерно такая же ситуация с развитием системы хосписов в 2018–2022 годах наблюдается в и в Санкт-Петербурге.
На рисунке 1.3 представлена статистика наличия взрослых хосписов (динамика) в Санкт-Петербурге с 2018 по 2022 год.
Рисунок 1.3. – Статистика наличия взрослых хосписов (динамика) в Санкт-Петербурге с 2018 по 2022 год
Из рисунка 1.3 видно, что наиболее резкое увеличение количества взрослых хосписов в Санкт-Петербурге, также как и во всей России, произошло в период с 2018 по 2019 год, когда их количество увеличилось с 3 до 9. В дальнейшем отмечается плавное расширение системы хосписных учреждений, но выраженных позитивных тенденций не выявлено.
На рисунке 1.3 представлена статистика наличия детских хосписов (динамика) в Санкт-Петербурге с 2018 по 2022 год.
Рисунок 1.4. – Статистика наличия детских хосписов (динамика) в Санкт-Петербурге с 2018 по 2022 год
Из рисунка 1.4 видно, что наиболее резкое увеличение количества детских хосписов в Санкт-Петербурге также произошло в период с 2018 по 2019 год, когда их количество увеличилось с 2 до 6. В дальнейшем и в этом случае отмечается плавное расширение системы детских хосписных учреждений, но выраженных позитивных тенденций не выявлено.
Таким образом, можно сделать вывод, что основной период развития и расширения хосписной системы Российской Федерации в целом и Санкт-Петербурга в частности пришелся на 2018–2019 годы. В дальнейшем состояние системы оставалось практически неизменной.
1.3. Нормативное регулирование деятельности хосписов в Российской Федерации
Первый нормативно-правовой документ, который регулирует деятельность хосписов на территории Российской Федерации, – это Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года .
Статья 36 раскрывает определение паллиативной помощи, раскрывает дифференциацию видов паллиативной помощи. Кроме того, в данном нормативном документе описываются виды предоставления паллиативной помощи, которые существуют в Российской Федерации, а также особенности функционирования различных организаций, которые осуществляют свою деятельность в рамках данного направления.
Однако нужно отметить, что никаких конкретных предписаний и требований, связанных с деятельностью хосписов на территории Российской Федерации, в данном документе не представляется, т.к. нормативный акт, скорее, имеет общий, нежели узкоспециализированный характер.
Вторым важнейшим нормативно-правовым актом, который направлен на регулирование деятельности хосписов в Российской Федерации, является Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 187н «Об утверждении порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению» от 14 апреля 2015 года .
Данный документ осуществляет регламентацию требований, которые предъявляются к хосписам в направлении оказания различных видов помощи населению, имеющему тяжелые заболевания, правила приема взрослых пациентов в хосписы, а также прописывает основания для оказания паллиативной медицинской и психологической помощи смертельно больным людям.
Кроме того, утверждение Порядка оказания паллиативной помощи осуществляется на основе существующих в современном обществе моральных и этических принципов, учитывая, что пациентами хосписов являются люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, которые неизбежно приводят к летальному исходу.
В документе обозначаются те категории граждан, заболевания которых являются показаниями для оказания паллиативной помощи, в частности, онкологическим больным, людям с некомпенсируемой органной недостаточностью, с терминальными стадиями хронических терапевтических заболеваний, ОНМК с тяжелым течением, последствиями трав, имеющими сложный или терминальный характер, дегенеративными заболеваниями нервной системы, а также деменцией.
Также в Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации № 187н «Об утверждении порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению» раскрываются детали проведения экспертиз и обследований, направленных на принятие решения о назначении пациенту паллиативного лечения в амбулаторных или стационарных условиях, т.е. в стенах хосписа .
При этом конкретных требований к организации деятельности бюджетных и коммерческих хосписов, в данном нормативно-правовом документе также не представлено.
Третий нормативно-правовой документ, который важно рассмотреть в рамках данного исследования, – это Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 345н, Министерства труда России № 372н от 31 мая 2019 года, в котором регламентируются принципы оказания паллиативной помощи, в частности, регулируется взаимодействие различных учреждений медицинской и социальной направленности в данной сфере, а также участие любых некоммерческих организаций в системе паллиативной помощи в России .
Данный документ раскрывает, прежде всего, виды паллиативной помощи, которые оказываются на территории Российской Федерации, а также прописывает цели и задачи данной сферы медицинского обслуживания населения на современном этапе.
В Приказе рассматривается основная терминология, связанная с организацией паллиативной помощи населению, которая применяется в других нормативно-правовых актах, функционирующих в данной сфере правового регулирования.
Кроме того, данный документ впервые приводит перечень заболеваний, которые являются основанием для оказания паллиативной помощи детскому населению Российской Федерации.
Также в Приказе прописаны основные виды медицинских учреждений, которые имеют право оказывать паллиативную помощь населению или оказывать содействие в ее реализации различными способами.
При анализе данного нормативно-правового документа было выявлено описание основных требований к медицинским работникам различных категорий по оказанию паллиативной медицинской помощи пациентам с различными заболеваниями в терминальных стадиях.
Надо отметить, что в самом тексте Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации № 345н, Министерства труда России № 372н от 31 мая 2019 года конкретных требований к организации деятельности бюджетных и коммерческих хосписов не обозначено .
Однако для регулирования деятельности данных типов организаций было сформировано Приложение № 14 к данному нормативному акту, которое имеет название «Правила организации деятельности хосписа для взрослых».
Однако и в данном документе раскрываются в большинстве своем организационно-хозяйственные принципы работы хосписов и отмечается недостаток положений, касаемых именно оказания паллиативной помощи пациентам.
В документе даже отсутствует информация о том, какими внутренними документами (локальными нормативными актами) должен руководствоваться хоспис при осуществлении своей деятельности по оказанию паллиативной помощи населению.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что существующее на сегодняшний день законодательство, которое регулирует деятельность хосписов на территории Российской Федерации, регламентирует только общие вопросы оказания паллиативной помощи населению, но и не приводит важных рекомендаций для повышения качества работы хосписов как социально-медицинских учреждений круглосуточного содержания, которые должны оказывать всестороннюю медицинскую, социальную и психологическую поддержку лицам с тяжелыми заболеваниями в терминальных стадиях.