Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что, несмотря на достаточно большое количество работ посвященных журналу «Искра», влиянию сатиры на его продвижение и формирование популярности у современных ученых до сих пор нет четкого ответа на вопрос о причинах популярности журнала до его закрытия и провала попыток его перезапуска.
Говоря о политической сатиры и политической прессе 19 века в России нужно сказать, что в России журналистика в целом и особенно политическая журналистика находилась под постоянным контролем (цензурой) со стороны государства. Неугодные издания довольно быстро закрывались да же не из-за проверок. Просто потому, что цензоры перекрывали изданию финансовый поток и отбивали у журналистов и политологов желание работать с данным изданием.
Правительство, а вернее блок МВД – Жандармерия во время Николая I расцвели и активизировались в своей деятельности. Александру I досталась страна в тяжелом положении. Однако император, несмотря на то, что он лично побывал в побежденной Франции и увидел как модно организовать взаимодействие власти и общества, власти и СМИ проводить подобные реформы в России не пожелал.
Александру II досталось не менее тяжелое наследство, чем до этого его отцу. Страна находилась на подъеме общественных настроений. Люди хотели и ждали перемен. Даже политические боевые организации на время прекратили свои радикальные выступления. Все ждали нового курса царя.
Александр II озвучил свои полжелания и предложения во время церемонии принятия сана. Однако не все понравились его идеи. Политическая сатира 18650-х годов это наглядно показала. Несмотря на огромные для монархии России реформы всех направлений общественной жизни в стране осталось множество недовольных классов и представителей общественных движений.
Радикалы считали, что Александру II не освободил крестьян, а еще больше их закабалил. Свобода слова и вероисповедания это только слова, а на самом деле их нет.
Цензура и другие средства подавления свободы слова продолжали активно работать, уничтожая любого инакомыслящего. МВД и Жандармерия продолжали арестовывать и сажать в острог любого активиста, который осмеливался, открыто или тайно критиковать монарха и правительство.
На самом деле правда была посередине. Активисты, конечно, были и политическая сатира тоже была. Однако только сейчас исследователи сделали вывод, что политические СМИ высмеивали не столько императора, а скорее его приближенных и весь административный аппарат.
Чтобы с одной стороны избежать обвинений со стороны цензоров, а с другой, чтобы добавить еще нотку юмора СМИ в целом и «Искра» в частности начали переименовывать главных действующих персонажей сатиры.
Губернаторам и министрам, великим князьям и просто чиновникам давались обидные, но яркие и хлесткие прозвища или клички. При этом читатели гарантированно из сатирического памфлета узнавали зашифрованного героя.
К сожалению, у властей не хватило мудрости не только прислушаться, но и в какой-то степени конструктивно отреагировать на поток критики со стороны СМИ и общества. Правительство так и не смогло осознать, что проблема крылась не в отдельно взятом журнале или выступающем демагоге. Проблема была структурная, и она требовала контакта между царем и народом.
Точку в этом споре поставила бомба, убившая Александра II и поставившая на престол настоящего реакционера Александра III который похоронил не только своего отца, но и все его реформы. После этого шансы журнала «Искра» вернуться к привычному для журнала формату, стали равны нулю.
Проблема исследования заключается в исследовании деятельности журнала «Искра» с позиции анализа особенностей политической сатиры в России ХIХ века. Так же анализируется влияние журнала «Искра» на формирование общественного настроя к власти.
Степень разработанности вопроса исследования остается низкой. Из современных авторов вопрос сатиры в литературе и журналистике изучали А. Козлов, Т. Печерская, Ю. Смирнов, А. Смирнова и др. Однако сегодня нет исследования которые бы рассматривали бы именно особенности сатиры, как ответ на внутриполитическую обстановку в стране. «Искра» умерла не потому, что ее закрыли. Она умерла потому, что она сразу перестала быть интересной.
Цель исследования – выявить особенности еженедельного сатирического журнала «Искра».
Объект исследования – сатира в журнале «Искра».
Предмет исследования – Еженедельный сатирический журнал «Искра».
Задачи исследования:
1. Дать характеристику журналу «Искра».
2. Выявить особенности сатиры в журнале «Искра».
3. Выявить особенности политической обстановки в России.
4. Выявить особенности попыток перезапуска журнала «Искра».
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Теоретической основой исследования стали труды таких исследователей политической сатиры в целом и деятельности журнала «Искра» в частности, как Козлов А.Е., Пономарева Л.В., Васильева О.В., Фадеева А.Ю., Фомина О.Н., Георгиева А.В., Шатин Ю.В. Именно эти исследователи наиболее полно и ярко рассмотрели основные вопросы развития политической сатиры в России ХIХ-ХХ веков.
Гипотеза исследования – деятельность журнала «Искра» была обречена на закрытие в силу яркости талантов авторов сатирических статей и коллажей на представленные статьи с ярким политическим подтекстом и осмеиванием деятельности видных чиновником Империи.
Методы исследования – анализ, синтез, дедукция, сравнение, сопоставление.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа предпринимает попытку проанализировать деятельность журнала «Искра» именно как журнала занимающегося продвижением политической сатиры и одновременно высмеивающего политические реалии России ХIХ века.
Базу исследования составили научные труды по проблеме исследования, а так де подборка выпусков журнала «Искра» за разные года.
1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ В РОССИИ ХIХ ВЕКА
1.1. История журнала «Искра»
Во второй половине 19 века сатирическая публицистика в России переживает возрождение. Именно в этот период широкую известность приобрел еженедельный сатирический журнал «Искра», в результате сотрудничества двух талантливых людей — писателя Курочкина и художника Степанова.
Своим стремительным успехом журнал обязан, прежде всего, своему создателю и редактору Василию Степановичу Курочкину. Талантливый поэт, прекрасный организатор, человек, чуткий к движению общественной мысли, он беззаветно посвятил себя своему детищу.
Один из его современников позже вспоминал: «...Я думаю, было бы очень трудно определить, что именно принадлежало Курочкину в «Искре», а что другим. Он создавал и набирал солдат, а сам выполнял работу невидимого солдата. Он полностью отвечал своему идеалу журналиста: он называл журналистом того, кто может на лету уловить даже небольшой факт текущей жизни и дать ему некое общее, типичное освещение».
Журнал объединил лучшие молодые литературные силы. Его авторами были: П. Вайнберг, В. Буренин, И. Горбунов, Н. Лейкин, Н. Успенский, А. Левитов, Д. Минаев, А. Плещеев и другие. Для многих из них «Искра» стала первой школой журналистики.
Но не только сотрудничество талантливой молодежи определило популярность журнала, его способность быстро, остро и точно реагировать на различные явления русской жизни. Ее костяк составляла обширная сеть корреспондентов-добровольцев по всей России.
Читатели-друзья, сочувствующие позиции журнала, сообщали в редакцию факты из провинциальной жизни. А многие просто жаловались в «Искру» в надежде найти справедливый суд.
Полицейский произвол и подкуп чиновников, цензурный гнет, подхалимство и подхалимство — постоянные темы «Искры». Он симпатизировал журналу и европейскому революционному движению, в частности, вождям Парижской коммуны.
Будучи союзником «Современника», «Искра» создала свой неповторимый сплав поэзии и публицистики.
Жизнь журнала была нелегкой. Цензоры читают их номера с особым пристрастием. Журнал неоднократно получал юридические предупреждения.
С 1865 года Курочкин находился под тайным наблюдением полиции из-за его связей с Землей и Свободой. После того как Каракозов был расстрелян, он был арестован и провел два месяца в Петропавловской крепости.
В конце 60-х Степанов, чьи аутентичные карикатуры и иллюстрации стали визитной карточкой журнала, вышел из соиздателя и организовал собственный сатирический журнал «Будильник». «Искра» была закрыта в 1873 году, ее создатель Курочкин пережил ее всего на два года.
Таким образом, можно сделать вывод, что журнал «Искра» был важным элементом в культурной и политической жизни общества. По своей сути журнал в условиях тотального контроля государства над любыми попытками проявления недовольства со стороны общества становился мягкой формой проявления обществом своего мнения.
Острая сатира журнала смешанная с сатирическими текстами и памфлетами метко обличала наиболее яркие формы беспорядка и коррумпированности раздутого бюрократического аппарата. Однако главная сила журнала состояла в том, что журналистами в этом издании были сами читатели. Благодаря разделу «Вы нам пишите» журнал постоянно обогащался яркими образцами, как государственного беспорядка, так и мнение простых людей о происходящих в стране событиях. В юмористической форме люди делились своим мнением и переживаниями, давали оценку событиям. Это была беспощадная критика работы монарха.
1.2. Сатирическая журналистика 1860-х гг. в журнале «Искра»
Боевым органом революционно-демократической сатиры был еженедельник «Искра», издававшийся почти пятнадцать лет, с 1859 по 1873 год. «Искра» была основана в Санкт-Петербурге поэтом-сатириком В.С. Курочкин и карикатурист Н.А. Степанов.
Идея журнала сатирических карикатур пришла к ним в 1857 году; При этом удалось получить официальное разрешение, но выпуск пришлось отложить из-за отсутствия денег. Первый номер «Искры», вышедший 1 января 1859 г. и составленный с талантом, изобретательностью и оригинальностью, имел уже широкое распространение.
С каждым днем популярность журнала росла, и вскоре он стал одним из самых популярных изданий. В 1861 году тираж журнала составлял девять тысяч экземпляров.
В 1856-1858 годах Степанов издал альбом карикатур «Знакомые» и вместе с ним литературный «Листок друзей», в котором, в числе других авторов, принял участие и Курочкин. Страницы в журнале дышали актуальностью, мишенью карикатур и текстового комментария было царящее в обществе социальное неравенство.
Курочкин и Степанов, став редакторами «Искры», удачно дополняли друг друга. Курочкин руководил литературной частью издания, Степанов – художественной.
Им удалось привлечь в журнал талантливых поэтов, прозаиков, публицистов и художников, в основном из области революционной демократии. «В этом дневнике, — писал Горький, — собралась компания самых резких и демократичных людей того времени…»[85].
Здесь много и плодотворно работали поэты - Д.Д. Минаев, В.И. Богданов, Н.С. Курочкин, П.И. Вайнберг, прозаики - Н. и Ч. Успенские, Ф.М. Решетников, А.И. Левитов, публицисты - Г.3. Елисеев, М.М. Стопановский, Н.А. Демерт, карикатуристы - П.Ф. Марков, М.М. Знаменский, Н.В. Иевлев, В.Р. Щиглев и многие другие.
Однако журнал создавался не только усилиями профессиональных писателей и художников. «Искра» имела разветвленную сеть корреспондентов, которой раньше не было ни у одного другого издания.
Из разных уголков России в редакцию приходили письма обо всем, что делалось на местах, авторы выявляли злоупотребление властью, взяточничество, казнокрадство и несправедливый суд. Нередко корреспонденты приходили в редакцию и сообщали Курочкину и его друзьям факты, которые заслуживали освещения в «Искре».
Многочисленные сообщения из провинции легли в основу материала публикуемого в отделе «Нам пишут», который составлял и редактировал М.М. Стопановский. В «Искре», конечно, было много интересного, кроме этого изучения провинциальной жизни, но отдел «Нам пишут» в первые годы издания журнала занимал еще очень важное место.
Этот отдел создавал популярность «Искре», помогал проникать в самые отдаленные уголки, воспитывал читателя, который теперь не только пассивно принимал печатное слово, но все более признавался активным участником издания. Однако «быть» и «казаться» - это далеко не одно и то же. Над манерами формами и принципами народной борьбы еще предстояло много и трудно работать реформатора общества.
По воспоминаниям современников, «Искра» в Петербурге играла как бы роль «Колокола», царские чиновники очень боялись «входить» в «Искру». Курочкина по праву называли «председателем суда общественного мнения».
Цензура помешала осудить в журнале главных чиновников, назвать города, где порождался произвол и бесправие. Редакторы перешли к делу и придумали условные названия, которые использовали постоянно.
Например, Астраханского воеводу Дегая в Искре звали Растегаем, псковского воеводу Муравьева Муму, Курского Денского воеводу Раденом и т. д. Город Вологда назывался Болотянск, Вильнюс — Назимштадт, Воронеж — Хлебородск, Урожайск, Гродно — Зубровск, Екатеринослав — Грязнославль, Кострома — Кутермы и т. д. Читатель быстро научился узнавать города и настоящие имена чиновников.
«Искра» попала точно в цель. Это понимали и в правительственных кругах. С № 29 от 1862 г. раздел «Нам пишут» был запрещен. Но даже после этого издатели творчески искали журнальные формы для печати писем своих корреспондентов.
Вместо раздела «Нам пишут» появились новые «Искры», где сигналы читателей воплощались в виде шуток, афоризмов, пародий, эпиграмм и «Сказок современной Шахерезады». Однако лишенные карикатурной основы эти безусловно яркие фельетоны были подобны, по выражению Скабичевского, в «муху без крыльев».
Ценой больших усилий и жертв журнал все же сумел сохранить сатирическую направленность и политическую остроту. Это было моменто истины в противостоянии редакционной группы «Искры»и госулартсвенного аппарата.
Особенно это проявилось в материалах о Парижской коммуне. «Искра» сочувственно писала о парижских коммунарах и их героической борьбе. Называла Тьера и его единомышленников «бандой интриганов». Называла зверства версальских палачей позорными.
В 1873 г. после трех предупреждений «Искра» была приостановлена на четыре месяца, но издание так и не было возобновлено. Формальным поводом для запрета послужила статья «Журнальные записки» («Искра», 1873, № 8), в которой нашли «ложные и совершенно неуместные суждения о власти правительства»[99].
Итак, царизм взялся за очередной журнал, сатира которого была направлена против общественно-политического строя России.
Таким образом, можно сделать вывод, что журнал «Искра» - это яркий представитель выражения народного сопротивления государственной реакционности и коррумпированности аппарата власти.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Сатирическая журналистика 19 века. История отечественной и иностранной журналистики. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Виноградова Т.В. Исследование науки и технологий (STS) и политика постправды // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 8. Науковедение. – 2018. – С. 66-79.
3. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Сатирический журнал «Искра». Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
4. Гарбузняк А.Ю. Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе // Государство и гражданское общество: политика, экономика, право. – 2019. – № 1. – С. 184-192.
5. Генис А. Постправда. Философия информационной войны // Новая газета. – 2018. – № 11. – 2 февр.
6. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Сатирическая журналистика 19 века. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
7. Жилина Е.Ю. Политическая сатирическая журналистика в России. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
8. Жолудь Р.В. «Эра постправды» в западной журналистике: причины и последствия // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Филология. Журналистика. – 2018. – № 3. – С. 117-122.
9. Знаков В.В. Теоретические основания понимания западной постправды и русского вранья //Вопр. психологии. – 2019. – № 1. – С. 16-30.
10. Козлов А.Е. Сатирический еженедельник «Искра»: опыт реинтерпретации // Вестник НГУ. Серия: История, филология. – 2021. – Т. 20, № 6: Журналистика. – С. 19-34.
11. Лебедев О.М., Носов М.С. Российская политическая журналистика и сатира в 19 – 20 вв. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
12. Медведева Н.А. Петрова М.С. Политическая сатира в сатирическом журнале «Искра». Особенности. – Ставрополь: Пальмира, 2018. – 432 с.
13. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Российская политическая журналистика и сатира в 19 – 20 вв. Перспективы исследования. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
14. Семенов О.В. Борисов А.В. Сатирическая журналистика 19 века. Актуальные проблемы. – Ярославль: Индикатор, 2019. – 531 с.
15. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по российскому финансовому контролю. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
16. Тихонова Е.Е. Сатирический журнал «Искра». – Хабаровск: Полис, 2017. –289 с.
17. Утина И.В., Проводина Г.П. Политическая сатира в сатирическом журнале «Искра». Плюсы и минусы. – Краснодар: Континент, 2018. – 623 с.
18. Фадеева А.Ю. Сатирическая журналистика 19 века. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
19. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Политическая сатира в сатирическом журнале «Искра». – Махачкала: Вектор, 2020 – 528 с.
20. Шатин Ю.В. Постправда как риторический феномен в современном медиапространстве // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 6. Журналистика. С. 250-257
21. Шевченко А.А. «Постправда» как новый «режим истины» // Гуманитарный вектор. – 2019. – Т. 14, – № 4. – С. 8-14.
22. Шушпанова И.С. «Постправда» в социальной реальности: риски и угрозы // Социологические исследования. – 2018. – № 12. – С. 94-104.
23. Fuller S. Post-truth. Knowledge as power game. – London – 2018 – 207 р.
24. Lynch M. STS, symmetry and post-truth. Social studies of science, – 2017, – vol. 47, – no. 4, – p. 593-599.
25. Perelman Ch. Olbrects - Tyteka L. The New Rhetoric. A Treatise on Argumentation. – London – 1971 – 566 p.