Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Аспекты развития государственных услуг в современном информационном обществе 5
1.1. Эволюция правового регулирования организации предоставления государственных и муниципальных услуг 5
1.2. Признаки и определение понятий государственных и муниципальных услуг 7
Глава 2. Система нормативно-правового регулирования сферы предоставления государственных услуг 11
2.1. Состояние правового развития сферы услуг в условиях информатизации 11
2.2. Перспективы развития системы предоставления государственных услуг в условиях современной России 13
Заключение 16
Библиографический список 17
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российское государство провозглашает себя социальным государством, центральной задачей которого выступает создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь, а также свободное развитие каждого человека. В этой связи Российская Федерация взяла на себя обязательство по осуществлению необходимых мер по организации и формированию системы разнообразных социальных служб, а также обеспечению предоставления населению муниципальных и государственных услуг.
Тем не менее, на сегодняшний день существует обширный блок неурегулированных проблем. Они выступили причиной появления всякого рода противоречий в самом понимании услуг, нормативной составляющей содержания данного правового института, разграничении компетенций между разнообразными уровнями публичной власти по регламентации института. Помимо прочего, в современных реалиях процедуры предоставления соответствующих услуг, которые оказываются на основе современных информационно-коммуникационных технологий, недостаточно проработаны, не все услуги переведены в электронный вид.
Особую значимость приобретают вопросы, которые затрагивают принятие рациональных решений в проблемных ситуациях. Это возможно при условии сформированности современной нормативной правовой базы в области предоставления муниципальных и государственных услуг в российском государстве. Появление новых технологий предоставления услуг требует соответствующего правового, а также административного реагирования, которое должно отвечать реальным задачам видоизменения системы государственного управления.
Данную тему в своих трудах рассматривали такие авторы как Козырев М.С., Данилова С.Н., Ламзин Р.М., Зюкин Д.В., Вергун А.М., Поповцева Н.В., Хлебникова О.А. и другие.
Объект исследования представляют собой общественные отношения, которые складываются в связи с правовым регулированием предоставления государственных и муниципальных услуг.
Предмет курсовой работы – состав нормативно-правовой базы организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Цель исследования состоит в осуществлении анализа рекомендаций по совершенствованию правовой регламентации порядка предоставления муниципальных и государственных услуг, а также практических предложений.
Задачи, которые решаются в курсовой работе для достижения указанной цели:
- рассмотреть эволюцию правового регулирования организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
- проанализировать признаки и определение понятий государственных и муниципальных услуг;
- определить состояние правового развития сферы услуг в условиях информатизации;
- рассмотреть перспективы развития системы предоставления государственных услуг в условиях современной России.
Методологической основой курсовой работы является общенаучный, диалектический, а также исторический методы познания. Также были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения и формально-логический метод.
Глава 1. Аспекты развития государственных услуг в современном информационном обществе
1.1. Эволюция правового регулирования организации предоставления государственных и муниципальных услуг
Основным законом государства установлено, что Россия выступает социальной страной, политика которой нацелена на организацию условий, которые способствуют обеспечению потенциала реализации всяческих прав и свобод человека и гражданина. В этой связи предоставление государством своему населению качественных и доступных услуг выступает объективным показателем уровня развития всего государства. Укрепление и стабильное поддержание достигнутых позиций в этой области невозможно без соответствующего обеспечения на территории России прав и свобод человека и гражданина, особенно в условиях сложившейся в настоящий период времени мировой политической ситуации.
Необходимо подчеркнуть, что проведение в Российской Федерации административной реформы, целью которой выступает повышение эффективности, а также результативности работы государственных органов и органов местного самоуправления, определило важность правовой регламентации общественных отношений в области предоставления муниципальных и государственных услуг.
Изначальная идея организационного разделения контрольных и надзорных функций российского государства, а также предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам, которая заложена концепцией административной реформы, недостаточно полно отразилась в тексте законопроекта, который выносился на соответствующее рассмотрение. Впоследствии отделение института муниципальных и государственных услуг, а также его обособление от контрольных и надзорных функций российского государства осуществилось благодаря модификации области правового регулирования данного законопроекта.
Важно указать, что лишь с принятием Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ № 210) следует утверждать об окончательном обособлении рассматриваемой области в автономный правовой институт. До соответствующего принятия ФЗ № 210-ФЗ правовой акт, который регулировал общественные отношения в этой сфере, не существовал. Именно Указ Президента России от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 – 2004 гг.» определил начало административной реформы, а также обозначил ее важнейшие приоритеты.
Многоаспектность имевших место подходов к пониманию сущности муниципальных и государственных услуг, а также других правовых концепций, которые заложены в окончательном виде в ФЗ № 210-ФЗ, определила значительное изменение в процессе принятия наименования, а также содержания законопроекта, предмета его правового регулирования.
В самом начале принятие ФЗ № 210 концентрировалось на снижении издержек граждан и организаций по преодолению административных барьеров, умножении качества, а также эффективности исполнения принимаемых решений. Помимо прочего, повышении уровня доступности государственных и
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022) / «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4179.
3. Федеральный закон от 28.07.2012 № 133-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»» / «Собрание законодательства РФ», 30.07.2012, № 31, ст. 4322.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
5. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» / «Собрание законодательства РФ», 07.05.2012, № 19, ст. 2338.
6. Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 (ред. от 17.08.2022) «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» / «Собрание законодательства РФ», 31.10.2011, № 44, ст. 6274.
7. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 (ред. от 14.09.2022) «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» / «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 2), ст. 7932.
8. Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 454 (ред. от 27.08.2022) «Об особенностях организации предоставления государственных услуг, а также разработки и принятия административных регламентов предоставления государственных услуг в 2022 г.» / «Собрание законодательства РФ», 28.03.2022, № 13, ст. 2114.
Учебная и научная литература
9. Богданова Д.К. Правовая природа электронных государственных услуг в условиях развития электронного правительства // Д.К. Богданова / Систематизация российского законодательства в современных реалиях: сб. статей. 2019. С. 6-9.
10. Борисова А.В. Организация процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме // А.В. Борисова / Наука молодых: сб. статей. 2018. С. 569-571.
11. Данилова С.Н. Управление сбалансированным развитием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург, 2019. С. 152.
12. Домнина А.Л. Нормативно-правовое регулирование оказания государственных и муниципальных услуг // А.Л. Домнина / Интеграция науки и практики в современных условиях: сб. трудов. 2019. С. 32-38.
13. Жучкова С.С. Правовые основы организации предоставления государственных и муниципальных услуг // С.С. Жучкова / Управление социально-экономическими системами: сб. статей. 2018. С. 60-64.
14. Зюкин Д.В., Бикбердина В.Т. Современные подходы к организации предоставления государственных и муниципальных услуг // Наука и практика регионов. 2022. № 2 (27). С. 64-69.
15. Козырев М.С., Осадший С. Анализ организации предоставления государственных и муниципальных услуг многофункциональным центром // Материалы Ивановских чтений. 2018. № 3 (21). С. 77-84.
16. Костенко Е.И., Дзюба О.Н. Правовое регулирование и практика оказания услуг через МФЦ // Е.И. Костенко / Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. статей. 2019. С. 53-57.
17. Краснова О.А., Михальченкова Н.А. Правовое регулирование организации предоставления государственных и муниципальных услуг: тенденции, проблемы, перспективы // О.А. Краснова / Актуальные проблемы становления и развития правовой системы РФ: сб. трудов. Сыктывкар, 2021. С. 107-112.
18. Лакушина Т.П. Проблемы правового регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг // Т.П. Лакушина / Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения. труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: сб. трудов. Новокузнецк, 2020. С. 52-56.
19. Ламзин Р.М., Кайль Я.Я., Епинина В.С. Современный порядок организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме // Р.М. Ламзин / Цифровая экономика: перспективы развития и совершенствования: сб. статей. Курск, 2021. С. 142-145.
20. Матейкович М.С., Вергун А.М. Государственные, муниципальные услуги и функции органов публичной власти: соотношение понятий // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 5. С. 25 - 29.
21. Морозова А.Р. Совершенствование организации предоставления государственных и муниципальных услуг // А.Р. Морозова / Лучшая студенческая статья 2022: сб. статей. Пенза, 2022. С. 53-56.
22. Муленко Н.В. Административные регламенты как один из инструментов повышения качества государственных услуг в сфере миграции // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 3. С. 49-53.
23. Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Беляев М.А. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ №Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг№ (постатейный) // СПС Консультант Плюс. 2020.
24. Поповцева Н.В. Особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг средствами электронного управления // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2020. № 3 (23). С. 21-23.
25. Пугачёва А.Е. Особенности правового регулирования организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2019. № 16. С. 83-87.
26. Пуляевская И.А. Эволюция правового регулирования вопросов организации предоставления государственных и муниципальных услуг // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9. № 2. С. 19.
27. Суркова И.С. К вопросу о понимании отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 3. С. 27 - 30.
28. Хомутова О.Ю. «Сервисное государство»: организация предоставления государственных и муниципальных услуг // О.Ю. Хомутова / Государственное управление и качество регионального развития: опыт Калужской области. Под общ. ред. С.Е. Лариной. Калуга, 2019. С. 7-59.
29. Щербинина Н.Н. Электронные государственные услуги в Российской Федерации: административно-правовой аспект. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Воронеж, 2017. С. 308.
30. Юркова О.А. Зарубежный опыт функционирования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) // Административное право и процесс. 2022. № 6. С. 73 - 76.
Интернет-ресурсы
31. Госуслуги [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/ (Дата обращения: 23.11.2022 г.)