Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются важным инструментом регулирования экономического роста предприятия, а совокупное налоговое бремя предприятий непосредственно влияет на будущее развитие предприятий. Платежи налогов составляют львиную долю в финансовых платежах организаций. Минимизация налогового бремени, а также совершенствование механизма налогообложения прибыли организации играет первоочередную роль в современных условиях хозяйствования.
Одним из приоритетных направлений налоговой политики Российской Федерации является обеспечение баланса интересов между государством и налогоплательщиками. Со стороны государства ожидается рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов, сокращение процессно-функциональных расходов в организации работы фискальных органов, формирование налоговой системы, позволяющей увязать стратегические цели развития страны с имеющимися механизмами налогового воздействия. С другой стороны, предоставляя налогоплательщикам налоговые преференции, снижая общий уровень налоговой нагрузки, государство вправе рассчитывать на цивилизованное поведение субъектов предпринимательства – легализацию бизнеса, использование высвободившихся за счёт снижения налоговой нагрузки ресурсов на социально-инвестиционное развитие.
В современных экономических условиях рациональная организация системы налогообложения является комплексом мероприятий, экстремально важных для обеспечения финансовой и экономической безопасности любой коммерческой деятельности.
Для функционирования предприятия также важна стабильная, безотказная работа в условиях российской системы налогообложения.
Выбрать экономически выгодную систему налогообложения, соответствующую виду деятельности предприятия, поможет знание особенностей современных систем налогообложения.
В настоящий момент существуют следующие основные системы налогообложения, применяемые организациями и предпринимателями.
1. Общая или традиционная система налогообложения.
2. Специальная налоговая система: а) единый налог на вмененный доход; б) упрощенная система налогообложения; в) единый сельскохозяйственный налог; г) патентная система налогообложения.
Правильный при этом выбор системы налогообложения не всегда зависит от желания или нежелания налогоплательщика, а определяется законодательством. В тоже время, несмотря на кажущуюся строгость ограничений по применению тех или иных систем налогообложения, практически всегда есть возможность применять ту систему налогообложения, которая наиболее выгодна. Манипулируя системами налогообложения вполне реально минимизировать налогообложение, а по отдельным налогам свести налогообложение до нуля. Выбор системы налогообложения - очень ответственный момент. Этим обстоятельством обусловлена актуальность курсовой работы.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей выбора системы налогообложения в условиях современной экономики.
Предметом курсовой работы является совокупность теоретических и практических аспектов функционирования различных систем налогообложения в Российской Федерации.
Объектом курсовой работы являются специальные налоговые режимы.
Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение теоретических основ общей и специальной систем налогообложения;
- анализ организации налогообложения на предприятии;
- исследование основных направлений совершенствования развития специальной системы налогообложения в РФ.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Теоретические основы налогового регулирования в России
Налоги являются наиболее важной частью финансовой политики почти в каждом государстве. Налоги, как один из старейших институтов, а также вся налоговая система являются мощным инструментом управления экономикой в условиях современного бизнеса и рынка. С помощью налогов определяются отношения хозяйствующих субъектов с соответствующими бюджетами, банками и другими участниками рынка, а также регулируется внешнеэкономическая деятельность государств. Использование налогов относится к числу экономических методов, используемых для управления и обеспечения взаимосвязи национальных интересов с коммерческими интересами хозяйствующих субъектов.
Налоговая система каждой страны является одним из основных инструментов управления общей системой экономического регулирования, а также социально-экономическими функциями государства. Таким образом, возникает важность финансовой устойчивости государства, а именно соответствия доходов и расходов государства. Финансовую устойчивость в масштабах всего государства следует рассматривать как способность бюджета удовлетворять финансовые потребности государства. Последнее основано на адекватности налоговых и иных поступлений в бюджеты различных уровней при обеспечении высокого уровня собираемости налогов и неналоговых платежей.
Создание эффективной налоговой системы, позволяющей сформировать прочную основу для поступления и обновления бюджетных ресурсов государственных структур всех уровней, рассматривается как важнейшая задача экономической политики Российской Федерации. В настоящее время в законодательстве отсутствует юридическое определение понятия налоговой системы. Действующая современная налоговая система Российской Федерации является трехуровневой, использующей такие принципы построения, как единовременное налогообложение, строгий порядок сохранения и отмены налогов и распределение налоговых поступлений между федеральным, региональным и местными бюджетами. Несмотря на видимый рост налоговых поступлений, нынешняя налоговая система в России в определенные моменты отличается политической нестабильностью, чрезмерной налоговой нагрузкой и отсутствием стимулов для развития реального сектора экономики. Для низкооплачиваемых работников существует единая ставка налога на доходы физических лиц (без учета объема дохода налогоплательщика).
Описывая и изучая современную налоговую систему России, можно упомянуть такой важный принцип формирования налоговой системы, как ориентация, который позволяет исключить двойное налогообложение [11, с.223-228].
Кроме того, для надлежащего и эффективного функционирования налоговой системы должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. Сегодня налоги, сборы и страховые взносы используются как инструмент экономической и структурной политики — они определяют уровень налоговой нагрузки и зависят от конкретных целей государственного регулирования и конкретной экономической ситуации.
Налоговая система состоит из следующих составных частей: обязательные налоги и сборы; совокупность участников налогообложения; налоговая система в целом; налоговый контроль (формы и методы); порядок уплаты и распределения налоговых платежей; ответственность сторон налоговых отношений.
Взаимодействие данных элементов налоговой системы формирует эффективность в целом. Налоговый механизм включает в себя организационно-правовые методы и нормы, с помощью которых функционирует налоговая система.
Разные виды налогов и сборов, взымаемых с юридических и физический лиц, формируют объективные налоговые отношения и являются главной составляющей налоговой системы.
Совокупность всех налогов и сборов представлена на федеральном, региональном и местном уровнях. Данная система налогов и сборов является неотъемлемой частью налогообложения России. [15, с. 138-141].
Таким образом, понятие «налоговая система» шире понятия «система налогов и сборов» — в свою очередь, последняя является элементом налоговой системы. Вместе они служат надлежащей организацией государственной деятельности и составляют важный механизм ее функционирования. Налоговая система должна быть полной, гармоничной и сбалансированной.
Все элементы налоговой системы взаимосвязаны. Это чрезвычайно важно, поскольку субъективное счастье и благополучие людей напрямую зависит от личных и домашних финансов. Следовательно, позитивное устойчивое развитие государства также зависит от этих факторов.
Когда в 1992 году в России была создана налоговая система, подходящая для рыночной экономики, налоговые системы западных стран послужили некоторым ориентиром: Западная Европа была образцом налоговой структуры, тогда как налоговые ставки устанавливались по примеру США. Таким образом, российская налоговая система имеет как европейские, так и американские элементы: примером первого является наличие налога на добавленную стоимость (НДС), в то время как последние лучше всего представлены ставками подоходного налога (которые доходят до 30%).
Введение этой налоговой системы является хорошим примером того, что пошло не так с экономической реформой в России. После более чем 70 лет командной экономики рыночная экономика должна была быть создана быстро. С помощью и советами западных экспертов россияне приступили к преобразованию формальных институтов налогообложения, налогового законодательства. Но эта трансформация страдала от двух недостатков: с одной стороны, новые налоговые законы не соответствовали тому, что было необходимо, поскольку они сохранили многие особенности старой налоговой системы плановой экономики, такие как чрезвычайно широкая база (т.е. минимальные возможности вычета) налога на прибыль, который, следовательно, отличался от старого советского налога на валовую выручку предприятий больше по названию, чем по существу.
Из–за этой особенности фирмы были перегружены налогом на прибыль, эффективные ставки которого были – из-за ограничений на вычет затрат - значительно выше номинальных ставок. С другой стороны, новые законы зашли слишком далеко, потому что они были написаны без особого внимания к неформальным институтам: нормам поведения и ожиданиям, сформированным за десятилетия командной экономики.
В настоящее время в Российской Федерации предусмотрено 15 налогов и сборов и шесть специальных налоговых режимов. Налоги и сборы не включает специальные налоговые режимы и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Традиционно система налогов и сборов делится на три группы: федеральную, региональную и местную. Более того, критерием в данном случае является не бюджет, в который поступает тот или иной налог, а уровень полномочий, устанавливающий элементы для конкретного налога. Отнесение каждого вида налога к определенному уровню осуществляется исходя из объема функций и полномочий —реализация которых возложена на государство в целом, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования.
Следует отметить, что, независимо от того, установлены ли налоги на определенном уровне бюджетной системы, соответствующие законодательные (представительные) органы могут принимать решения по конкретным налоговым вопросам только в пределах своей компетенции.
Уровни налогов и звенья бюджетной системы совпадают в части федеральных налогов, они зачисляются на счет федерального бюджета. Однако, местные и региональные налоги производят отчисления согласно
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)» от 01.07.2020 № 1-ФКЗ // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=lash82j645257875392
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 1 от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (с изм. от 21.11.2022 N 443-ФЗ) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/?ysclid=lash8rhb6577132961
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 2 от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (с изм. от 21.11.2022 N 443-ФЗ) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/?ysclid=lash8rhb6577132961
4. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (документ утратил силу) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89925/
5. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 N 125-ФЗ (с изм. от 25.02.2022 № 18-ФЗ) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19559/
6. Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" от 21.02.2014 № 17-ФЗ (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159346/
7. Баташев, Р. В. Налог на имущество физических лиц: переход на кадастровую оценку и иные проблемы налогообложения / Р. В. Баташев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 12-4(39). – С. 27-31. – DOI 10.24411/2500-1000-2019-11977. – EDN MVKMDZ.
8. Гугнина, Е. В. Анализ обоснованности выбора объекта налогообложения при использовании УСН / Е. В. Гугнина, О. А. Задера, Т. В. Бородина // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 5-2. – С. 181-187. – DOI 10.17513/vaael.1703. – EDN GAQQSE.
9. Ершова, Ю. А. Налог на прибыль организации источник доходов бюджетной системы Российской Федерации / Ю. А. Ершова // Интерактивная наука. – 2021. – № 8(63). – С. 41-42. – EDN TUBFBX.
10. Налог на прибыль в 2022 году: ответы на актуальные вопросы налогоплательщиков // Налоговая политика и практика. – 2022. – № 8(236). – С. 12-17. – EDN LVNIST.
11. Налоги и налогообложение : учебник / под ред. Т. Я. Сильвестровой. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 531 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-013334-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1042297 (дата обращения: 22.11.2022). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
12. НДС в 2019 году // Налоговая политика и практика. – 2019. – № 4(196). – С. 24-27. – EDN VAJEWO.
13. Ольга Владимировна Кайгородова, Галина Михайловна Радянская Автоматизированная упрощенная система налогообложения — новая ветвь привычной упрощенки // Закон и право. 2022. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizirovannaya-uproschennaya-sistema-nalogooblozheniya-novaya-vetv-privychnoy-uproschenki (дата обращения: 22.11.2022).
14. Охотникова, Е. В. Эволюция НДФЛ. Субъекты уплаты НДФЛ / Е. В. Охотникова, Л. В. Сотникова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2019. – Т. 1. – № 1(24). – С. 78-83. – EDN CWCTHF.
15. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика в 2 т. Том 2 : учебник для вузов / В. Г. Пансков. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 475 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15694-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509453 (дата обращения: 22.11.2022).
16. Стригалева, Д. С. Старый новый НДС: проблемы перехода на ставку НДС 20% в 2019 году / Д. С. Стригалева // Современные аспекты экономики. – 2018. – № 12(256). – С. 160-165. – EDN PNYNLX.