Фрагмент для ознакомления
2
Анализ себестоимости, расходов и затрат позволяет выяснить тенденции выполнения плана, определить влияние факторов на прирост доходов, установить резервы и дать оценку работы организации по использованию возможностей снижения себестоимости.
Управление себестоимостью, расходами и затратами, особенно в условиях рынка, – стержневое направление всей системы управления организациям, так как именно здесь собирается вся информация о фактических затратах, а значит, закладываются основы для получения фактической доходов.
В настоящее время, с жесткой конкуренцией и непредсказуемо меняющимися условиями на всех рынках, для выживания и развития предприятий необходимо принимать стратегически верные управленческие и финансовые решения. Острая конкурентная борьба заставляет предприятия проявлять пристальный интерес к управлению затратами, искать пути по усовершенствованию их учета и мониторинга.
Управление затратами является важнейшим направлением управленческой деятельности, поскольку именно соотношение между доходами и расходами предприятия определяет в конечном счете его финансовое состояние, прибыльность и перспективы развития.
В современных условиях развития экономики необходимо уделять особое внимание управлению затратами на производство и реализацию продукции.
Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объектом исследования является ООО «Энергия».
Предметом исследования являются затраты предприятия на выпуск и реализацию продукции.
Цель исследования - анализ динамики и структуры затрат предприятия на выпуск и реализацию продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы анализа динамики и структуры затрат предприятия на выпуск и реализацию продукции;
провести анализ динамики и структуры затрат предприятия на выпуск и реализацию продукции в ООО «Энергия»;
разработать проект мероприятий по совершенствованию затрат предприятия на выпуск и реализацию продукции в ООО «Энергия».
Теоретической основой работы послужили работы ведущих отечественных специалистов в области анализа затрат предприятия на выпуск и реализацию продукции. При написании данной работы были использованы учебные и научные труды таких авторов, как В.Н. Дорман, П. Кирильчук, Е. Н. Клочкова, И.В. Кондратьева, И.А. Кузнецова и др.
Методологической основой работы являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также научная, специальная и справочная литература, а также личные наблюдения.
Структура курсовой работы сложилась из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические основы анализа динамики и структуры затрат предприятия на выпуск и реализацию продукции
Вторая глава посвящена анализу динамики и структуры затрат предприятия на выпуск и реализацию продукции в ООО «Энергия».
В третьей главе разработан проект мероприятий по совершенствованию затрат предприятия на выпуск и реализацию продукции в ООО «Энергия».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ВЫПУСК И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ
Спектр задач, решаемых в системе управленческого учета, чрезвычайно широк, и все они так или иначе связаны с необходимостью определения объема затрат и дальнейшего управления ими для принятия эффективных решений. Современное определение затрат сводится к тому, что затраты - это стоимостная оценка ресурсов, потребляемых организацией в процессе производства и реализации продукции, выполнения работ и предоставления услуг.
Кроме того, расходы, которые приводят к получению будущих экономических выгод (выручки, дохода), считаются активами организации и признаются расходами в течение периода получения от них экономических выгод. Затраты, которые не приводят к экономическим выгодам, признаются расходами организации при осуществлении этих затрат. Расходы организации - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и/или возникновения обязательств. Сравнение суммы доходов с соответствующей суммой расходов определяет финансовый результат отчетного периода - прибыль или убыток [12, с. 32].
Таким образом, критерий полезности или необходимости расчета затрат на производство конкретного продукта хозяйствующего субъекта является решающим, когда они отражаются в активах организации или сразу списываются в составе расходов, оказывающих непосредственное влияние на финансовый результат. Само управление затратами следует рассматривать в контексте управления предприятием в целом: управление затратами также включает в себя их планирование, учет, анализ и регулирование. Основными условиями создания эффективной системы учета и управления затратами являются:
четкое распределение зон ответственности и полномочий между менеджерами, известное как создание центров ответственности;
участие менеджеров в составлении смет и разработке стандартов;
подготовка через регулярные промежутки времени отчетов о деятельности центров ответственности, в которых сравниваются фактические и расчетные данные по отдельным статьям затрат, в том числе контролируемым и неконтролируемым менеджером;
обеспечение последующего анализа отклонений, выявление их причин;
осуществление конкретных корректирующих и предупреждающих действий для предотвращения негативных отклонений в будущем.
Многие ученые-экономисты занимались интерпретацией понятий издержек и расходования средств. Ряд авторов отмечают, что издержки и расходная часть не являются взаимоисключающими понятиями, что часто приводит к их использованию в качестве синонимов, особенно в нормативных актах, где терминология должна быть предельно точной.
Под затратами следует понимать потребленные ресурсы и, как следствие, появление оборотных и внеоборотных активов (готовая продукция, основные средства, нематериальные активы) [2, с. 52].
Последовательное рассмотрение процесса преобразования затрат в издержки позволяет нам сделать вывод о том, что его основополагающим моментом является факт выбытия. Особое место занимают затраты (потребленные ресурсы), которые не привели к созданию актива и трансформируются в расходы в данном отчетном периоде. В то же время наличие внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов) определяет начисление амортизационных отчислений, которые также являются элементом затрат. Одним из очевидных направлений в бухгалтерском учете и управлении затратами является их идентификация, отражение на счетах и в отчетах и устранение неэффективных (или минимизация неэффективных) затрат.
Но одного точного понимания рассмотренных выше терминов недостаточно, их классификация имеет большое значение для правильной организации учета затрат.
Этот аспект важен, поскольку, во-первых, внешние пользователи имеют доступ к информации о расходах организации, а во-вторых, неправильное отражение затрат может привести к неправильным управленческим решениям внутренних пользователей. В бухгалтерском учете все расходы организации в зависимости от характера, условий осуществления и направлений ее деятельности, в соответствии с пунктом 4 ПБУ 10/99, подразделяются на расходы по обычной деятельности и прочие расходы. ПБУ 10/99 предписывает организациям вести учет расходов на обычные виды деятельности в контексте элементов затрат.
Данная группировка является единой и обязательной для организаций всех отраслей экономики и раскрывается в примечаниях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в разделе «Производственные затраты». Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно расходуется на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в их общей сумме. Группировка затрат по статьям необходима для управления ими. В частности, на основе этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановый и фактический расчет отдельных видов продукции [11, с. 43].
Однако стоит отметить один спорный момент, который заключается в том, что именно затраты, а не издержки, можно классифицировать с точки зрения элементов, используя для этого двойную запись. Другими словами, дебетованные счета «затраты» (20, 23, 25, 26 и т.д.) будут служить основой для группировки затрат по статьям, а кредитуемые счета будут отражать элементы (например, счет 70 показывает затраты на оплату труда, счета 02 и 04 – начисленную амортизацию и т.д.). Расходы возникают в момент реализации продукции, товаров, работ и услуг, в то время как возникновение
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии: учебник для бакалавров / А.П. Агарков. – М.: Дашков и К, 2020. – 398 с.
2. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева. - М.: Дашков и К, 2021. – 290 с.
3. Батраева, Э.А. Экономика предприятия общественного питания: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Э.А. Батраева. – М.: Юрайт, 2021. – 390 с.
4. Боброва, О.С. Организация коммерческой деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О.С. Боброва. – М.: Юрайт, 2021. – 332 с.
5. Бычков, В.П. Экономика автотранспортного предприятия: учебник / В.П. Бычков. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 404 с.
6. Волков, О.И. Экономика предприятия: учебное пособие / О.И. Волков. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 264 с.
7. Воробьева, И.П. Экономика и управление производством: учебное пособие для вузов / И.П. Воробьева. – М.: Юрайт, 2020. – 191 с.
8. Гайдук, В.И. Экономика фирмы (предприятия) / В.И. Гайдук. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2020. – 161 с.
9. Давыдянц, Д. Е. Золотое правило экономики предприятия / Д.Е. Давыдянц. – М.: МИРАКЛЬ, 2020. – 24 с.
10. Дорман, В.Н. Экономика организации. Ресурсы коммерческой организации: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.Н. Дорман. – М.: Юрайт, 2021. – 134 с.
11. Кирильчук, С.П. Экономика предприятия. Практикум: учебное пособие для вузов / С. П. Кирильчук. – М.: Юрайт, 2021. – 517 с.
12. Клочкова, Е.Н. Экономика предприятия: учебник для вузов / Е. Н. Клочкова. – М.: Юрайт, 2021. – 382 с.
13. Кондратьева, И.В. Экономика предприятия: учебное пособие для вузов / И.В. Кондратьева. – СПб.: Лань, 2021. – 232 с.
14. Кузнецова, И.А. Экономика предприятия / И.А. Кузнецова. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2020. – 255 с.
15. Магомедов, А.М. Экономика организаций торговли: учебник для вузов / А.М. Магомедов. – М.: Юрайт, 2021. – 266 с.
16. Малый, В.И. Аутсорсинг в экономике предприятия / В.И. Малый. – Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, 2020. – 214 с.
17. Попадюк, Т.Г. Экономика фирмы (организации, предприятия): учебник / Т.Г. Попадюк. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 296 с.
18. Раздорожный, А.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / А.А. Раздорожный. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 95 с.
19. Шимко, П.Д. Экономика транснациональной компании: учебник и практикум для вузов / П.Д. Шимко. – М.: Юрайт, 2021. – 339 с.
20. Яркина, Н.Н. Экономика предприятия (организации) / Н.Н. Яркина. – Керчь: Керченский государственный морской технологический университет, 2020. – 445 с.