Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты познавательного развития старших дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 7
1.1.Познавательное развитие старших дошкольников в теории и практике психологической науки 7
1.2.Особенности познавательного развития старших дошкольников с НОДА 12
Глава 2.Эмпирическое исследование познавательного развития старших дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 18
2.1. План и методы исследования 18
2.2.Качественный и количественный анализ полученных результатов……………………………………………………………………22
2.3 Современные рекомендации по познавательному развитию старших дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 28
Заключение 32
Библиография 34
Приложение 1. Методики диагностики познавательного развития дошкольников с НОДА 38
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Последние десятилетия цивилизованный мир движется в сторону гуманистического отношения к разного рода особенностям. Понятия – принятие, этичность, толерантность, инклюзия, доступная среда вошли в повседневный обиход, и мы транслируем гуманистические ценности в СМИ, на уровне законодательства, на уровне создания действительно доступной среды в инфраструктуре городов. В настоящее время, одним из наиболее актуальных социально-нравственных вопросов современности, становится вопрос о положении инвалидов и/или людей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) как «равных среди равных» и о создании доступной среды в истинно гуманном обществе. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), также входят в категорию детей с ОВЗ. Группа детей с НОДА представляется одной из наиболее «сложных» в отношении состава и вариаций ограничений. Одним из наиболее распространенных среди них является детский церебральный паралич (ДЦП).
Степень изученности выбранной темы в научной литературе.
Долгое время в науке, ребенок с ОВЗ в целом и с НОДА в частности, рассматривался в контексте его включения в систему исследования особенностей нарушения, направлений коррекции, компенсации развития. Сегодня специалисты призывают к воспитанию ребенка с ОВЗ как равного среди равных [Фесенко, 2016], с учетом и принятием его особенностей, но без унизительного отношения к нему как к «ущербному», достойному лишь жалости. В настоящее время, наряду с исследованиями в рамках медицины, биологии, физиологии ребенка с НОДА, достаточно обширен и круг исследований развития, воспитания и обучения детей с данной категорией нарушений в социологии, культурологии, истории, психологии, религиозных исследованиях [А.Я. Абкович, 2014; Е. П. Богатырева, Л. В. Мясникова, 2020; Левченко И.Ю., Абкович А.Я. 2019; И.И. Мамайчук, Н.В. Андрущенко, 2015 и др.]. Авторы находят здесь, с одной стороны, влияние общей гуманизации образования, с другой стороны, влияние изменений, происходящих в социуме и культуре.
В свое время, Л.С.Выготский обосновал одну из наиболее актуальных и оригинальных для отечественной психолого-педагогической науки концепций социальной обусловленности развития личности. Автор подчеркивал, что мощным источником развития психики ребенка, и с условной нормой развития и аномального является специфика взаимодействия его с социумом (взрослыми, педагогами, сверстниками) [Выготский, 2003]. Автор противопоставлял филантропическому подходу, транслирующему социальное призрение, акцент на социальном воспитании и обучении аномальных детей.
В ракурсе данного исследования – познавательное развитие дошкольников с НОДА. Познавательная деятельность является неотъемлемой частью онтогенеза ребенка. Дошкольный возраст является одним из наиболее значимых в отношении личностного и познавательного развития этапов детства. Сегодняшнее дошкольное образование, сохраняя традиции (например, многократно доказанный принцип развития дошкольника в игре) ищет те педагогические условия, которые позволят детям с НОДА максимально скомпенсировать ограничения и развить потенциальные возможности, включиться в активную познавательную исследовательскую деятельность. Принятый ФГОС ДОО транслирует необходимость организации экологичного, эффективного познавательного развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной науке вопросы особенностей развития дошкольников с НОДА рассматривались неоднократно, тем не менее, данный вопрос не может быть закрыт, т.к. в новых условиях появляются новые задачи воспитания, обучения, компенсации детей с различными ограничениями. В то же время все виды деятельности (общение, игра, учение, труд и т.д.), нередко, развиваются у ребенка с ДЦП, но в уникальном варианте, чаще всего, с задержкой [Левченко, Приходько, 2001]. Развитие ребенка с ДЦП, при сопровождении данных ограничений задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями требует целенаправленного, специального обучения со стороны взрослых (родителей, педагогов, дефектологов, психологов).
Таким образом, выявляется противоречие: между необходимостью полноценного знания особенностей познавательного развития старших дошкольников с НОДА и все еще недостаточной разработанностью этого вопроса в психолого-педагогической литературе.
Проблема исследования: каковы особенности познавательного развития старших дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата?
Вышесказанное, определяет актуальность и выбор темы исследования: «Особенности познавательного развития старших дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата».
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать особенности познавательного развития старших дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования – познавательное развитие старших дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования – особенности познавательного развития старших дошкольников с НОДА.
Гипотеза исследования: оценка познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с НОДА может быть оценена и развита в рамках следующих условий:
диагностика развития игровой деятельности старших дошкольников;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krhroo.ucoz.ru/index/fgos_doo/0-87 (дата обращения: 15.11.2022).
2. Абкович, А.Я. Некоторые особенности познавательного развития детей с церебральным параличом / А.Я. Абкович // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». - 2015. - №4. -С. 114-122.
3. Абкович, А.Я. Изучение внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Я. Абкович // Специальное образование. - 2014. - №4(36). - С. 5-11.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф.Архипова. - М.: Педагогика, 1989. - 253 с.
5. Архипова, Е.Ф. Инклюзивное образование детей с нарушением опорно-двигательного аппарата / Е.Ф.Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – №1, 2017. – С.34-39.
6. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 400 с.
7. Ахмедова, М.Х. Использование блоков Дьенеша в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста / М.Х. Ахмедова, Н.С. Аполлонова, Е.В. Бондяева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 1 (28) январь // Международный научный журнал. – Казань: Молодой ученый. – 70 с.
8. Богатырева, Е. П. Ранняя помощь детям с особенностями в развитии как актуальная гуманитарная проблема / Е. П. Богатырева, Л. В. Мясникова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 28-33.
9. Белявский, Б.В. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития Российской Федерации / Особенности организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях переходного периода к введению СФГОС: материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. С.В. Портье. -М.: Челябинск: МБОУ ДПО УМЦ, 2015. - С. 17-20.
10. Варенова, Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т.В. Варенова. – М.: Форум, 2012. – 272 с.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 1984 - 432 с.
12. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С.Выготский. – СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
13. Дементьева, И.Ф. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы / И.Ф. Дементьева, С.А.Сопыряева // Социальная педагогика. – 2012. – № 2. – С. 43-47.
14. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.Карелин. – М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
15. Левченко, И.Ю. Диагностика особенностей развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для построения индивидуальной образовательной траектории. Методическое пособие./ Левченко И.Ю., Абкович А.Я. – М.: Парадигма, 2019. – 28 с.
16. Левченко, И.Ю. Интеграция дошкольников с нарушениями двигательного развития в образовательные организации. (Специальная психология.) / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 128 с.
17. Мамайчук, И.И. Система психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Психологические науки/ И.И. Мамайчук, Н.В. Андрущенко // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.- 2015. –С.54-59.
18. Немкова, СА. Детский церебральный паралич: современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств / С.А. Немкова. - М.: ИД «Медпрактика-М», 2013. - 440 с.
19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская АН, Инт. рус. яз., Российский фонд культуры. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Азъ, 1994. – 907 с.
20. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие : для студентов высш. пед. учеб. заведений / [И.Ю. Левченко и др.] ; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д Забрамной. - М. : Academia, 2003 (ГУП Обл. тип. Печатный двор). – 318 с.
21. Попова, Е.В. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебно-практическое пособие / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гумна.-пед. ун-та, 2016. – 149с.
22. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова Л. В. Калинникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. – 448 с.
23. Степанова, Ю.Б. Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ДЦП, в условиях учреждения дополнительного образования / Ю.Б.Степанова // Социальное благополучие человека в современной России: факторы риска и факторы защиты: материалы III краевой студ. науч.-практ. конф. (12 мая 2011 г., г.Пермь) / отв. за выпуск: В.В. Коробкова, Л.А. Метлякова; Перм. гос. ун-т, Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 244 с. – С.192-195.
24. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития / М.Селигман, Р. Дарлинг. – М.: Теревинф, 2018. – 368 с.
25. Староверова, М.С. (ред.) Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М.С.Староверова. — М.: Владос, 2018. — 171 с.
26. Фесенко, И. С. Быть равным среди равных / И. С. Фесенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16.1 (120.1). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33336/ (дата обращения: 18.11.2022).
27. Шаповалов, В.В. О познавательном интересе и приемах его активизации / В.В. Шаповалов // Начальная школа. – 2009. – № 7. – С. 26-29.
28. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л.М., Шипицына, И.И Мамайчук. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368 с.
29. Ярецкая, А.Ю. Развивающая игра как средство интеллектуального воспитания старших дошкольников: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / А.Ю. Ярецкая. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2016. – 221 с.