Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Еще несколько лет назад мотивация сотрудников и соцпакет мало о чем сказала бы соискателю. А одноклассник, небрежно рассуждающий о преимуществах корпоративного автомобиля, на встрече выпускников вызывал зависть и удивление. Теперь же ситуация в корне изменилась и все больше и больше соискателей интересуются социальными льготами, а компании вводят комплексы поощрений для своих сотрудников.
Становление системы мотивации персонала на Западе происходило не один десяток лет и сейчас представляет собой чуткую систему материальных и нематериальных благ, отечественные компании сейчас методом проб и ошибок только начинают приобретать этот опыт.
Дело в том, что в условиях развивающейся рыночной экономики привлечение и удержание высококвалифицированного персонала приобрело конкурентный характер. А с ним появилась необходимость предоставлять работникам лучшие условия труда по сравнению с конкурентами, чтобы стимулировать персонал на качественный и эффективный труд. Так что многие компании сегодня, помимо заработной платы, вводят комплекс поощрений, позволяющий заинтересовать сотрудника в качественном выполнении поставленного задания.
Мотивация бывает материальной и нематериальной. Материальные поощрения представляют собой систему денежных бонусов и премий, выплачиваемых сотруднику, а нематериальные, соответственно – набор психологических рычагов управления персоналом, таких как создание дружественной атмосферы, публичная похвала, расширение полномочий сотрудников. Но, каким бы хорошим на первый взгляд ни казался отдельно взятый метод, он обеспечивает лишь удовлетворение узконаправленной потребности работника.
Актуальность темы исследования. В современных условиях трудно переоценить роль человеческого фактора в деятельности организации. Даже самая совершенная система управления не приведет к успеху, если штат организации не будет состоять из профессионалов, преданных своему делу. В современных условиях при поиске путей повышения эффективности функционирования организации смещение акцентов происходит в сторону конкретного человека.
Одна из ключевых задач управления персоналом — это материальная и нематериальная мотивация работников. В психологии мотив — это то, что активизирует, поддерживает и направляет поведение. Мотивируя сотрудников правильно, вы повышаете их работоспособность, а это значит, что появляется возможность влиять на результаты труда.
Понятно, что главная и основная мотивация в большинстве отечественных компаний — это зарплата, но существует и нематериальная мотивация персонала. И, конечно, в рамках большинства специализированных научных теорий присутствует понятие материальной мотивации.
Система мотивации труда персонала организации — действенный инструмент повышения производительности труда и быстрого достижения стоящих перед ней стратегических целей. Грамотное использование методов повышения заинтересованности в результатах позволяет сделать систему мотивации труда работников компании максимально эффективной.
Цель исследования – изучить и проанализировать формирование системы мотивации проектного персонала в ИОГВ субъекта Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) рассмотреть сущность мотивации и стимулирования персонала;
2) проанализировать основные элементы системы мотивации персонала;
3) проанализировать формирование системы мотивации проектного персонала в ИОГВ субъекта Российской Федерации.
Объект исследования - проектный персонал в ИОГВ субъекта Российской Федерации.
Предмет исследования - формирование системы мотивации
Для написания работы были использованы следующие методы: анализ, изучение нормативной документации и литературы, выводы и наблюдения.
По структуре работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты системы мотивации
1.1 Сущность и значение мотивации персонала
Хороший руководитель знает, для того, чтобы компания имела успех, необходимо уделять много внимания своим работникам, постоянно поощряя их. В прошлом были очень популярны доски почета, корпоративы, сегодня же они уже практически не действуют и необходимы другие способы.
Большое внимание в науке управления персоналом уделяется именно методам мотивации персонала. Для того, чтобы руководить работниками без конфликтов и проблем, необходимо знать, что такое мотивация и все ее основные методы.
Мотивация — это способы создания у работников желания работать более качественно и выкладываться в полной мере. У специалистов появляется внутренний мотив, который и движет ими в достижении поставленных целей. Другими словами, сотрудник сам хочет повышать свою работоспособность и улучшать качество своей работы.
Сегодня самые распространенные методы мотивации работников — это корпоративы и премии. Но мало кто из руководителей задумывается о том, что насильственное времяпрепровождение сотрудников на корпоративе не поможет, если в офисе всегда царит гнетущая атмосфера.
Руководители, которые имеют более богатую фантазию, находят новые методы мотивации и стимулирования труда. Обычно, есть специалисты, которых просто недооценили, не похвалили за хорошо выполненную работу, или которым не поручили интересное задание.
Даже самый настоящий карьерист под своей маской строгости и ответственности жаждет услышать слова благодарности или просто мечтает получить внеочередной отпуск.
Есть наиболее известные теории мотивации, которые и легли в основу образования разных видов мотивации сотрудников.
Теория Ф. Герцберга. Как считает Герцберг, самыми лучшими методами мотивации на предприятии являются внешние условия труда (например, деньги) и содержание труда (например, удовлетворение работой).
Теория Ф. Тейлора. По его мнению, работниками движут лишь инстинкты, стремление к удовлетворению потребностей физиологического уровня. Для более качественного управления должны присутствовать такие факторы:
- почасовая оплата;
- принуждение;
- определенные нормы выполненной работы;
- определенные правила, которые описывают порядок поставленных задач.
Теория Д. Макклелланда. Исходя из его теории, существуют три формы человеческих мотивов: стремление к принадлежности, стремление к власти, стремление к достижению успеха. Лидеры стремятся к власти. Те руководители, которые привыкли работать в одиночестве, стремятся к успеху.
Теория А. Маслоу. Работники на предприятии удовлетворяют свои иерархичные потребности. То есть, от низжих к высшим:
1. Физиологические, как еда, питье, тепло, то есть способы выживания;
2. Безопасность. Желания сохранить физиологические начала для поддержания достигнутого уровня жизни;
3. Любовь. Желание быть принятым в обществе, коллективе;
4. Признание. Желание быть уважаемым человеком в обществе;
5. Самореализация. Желание быть лучше.
Есть множество других теорий, но у всех есть одно общее понятие: есть определенные методы стимулирования сотрудников на предприятии.
Основные методы мотивации персонала в организации более качественного труда делятся на:
- материальные;
- нематериальные.
Материальная мотивация делится на 2 группы:
1. Система штрафов. В организации лучшего рабочего процесса используются методы штрафов. То есть, если сотрудник плохо работает, показывает плохие результаты или совершает грубые ошибки, его штрафуют, чем и мотивируют работать лучше;
2. Система поощрений. Противоположный способ, то есть для стимулирования сотрудникам выплачивается премия за какие-либо достижения, хорошо выполненную работу. Так, каждый работник знает, если он будет выполнять свои обязанности лучше, будет стремиться к большему, он получит премию.
Нематериальная мотивация имеет намного больше видов:
1. Похвала руководителя. На самом деле этот способ стимулирования очень эффективен, хоть многие и считают иначе. Публичная и личная похвала начальства побуждает двигаться дальше, стремиться к большему. Именно из-за этого на многих предприятиях до сих пор используются доски почета, как физические, так и виртуальные;
2. Карьерный рост. Каждый работник знает, если он будет выполнять свою работу более качественно и быстро, его повысят, что значительно поднимет его социальный статус и гарантирует дальнейшее развитие в профессиональной сфере;
3. Обучение за счет фирмы. Отличный способ мотивации, если компания предложит своим сотрудникам пройти курсы для повышения квалификации за счет компании;
4. Хорошая атмосфера в коллективе. Работники намного лучше и качественнее выполняют свою работу, если они находятся в теплом, дружном коллективе. И наоборот, если атмосфера далека от спокойной, это не может настроить на рабочее настроение;
5. Имидж компании. Многие стремятся работать в организации, которую все знают и ее услуги или товары пользуются большим спросом, ведь это престижно. Здесь следует учитывать престиж компании не только на рынке, но и как работодателя;
6. Спортивные и культурные мероприятия. Выезды на природу, совместные походы на концерты, театр, занятия спортом – все это отличная мотивация и делает атмосферу в коллективе более теплой и приятной. Сотрудники должны хорошо отдыхать, только тогда они смогут хорошо работать.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - С. 410.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
3. Аллин О. Н., Сальникова Н. И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала: учебное пособие. – М.: Генезис, 2014. - 248 c.
4. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2013. - 440 c.
5. Дикунова А. Е. Разработка рекомендаций по созданию эффективной системы мотивации персонала организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 156–160.
6. Жалагина Т.А. (ред.) Психология труда и управления в современной России: организация, руководство и предпринимательство 2014. Материалы Международной научно- практической конференции, посвященной 20-летию факультета психологии и социальной работы. — Тверь: Тверской государственный университет, 2014. — 412 с.
7. Кёппль О.И. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие. — Симферополь : Ариал, 2016. — 232 с.
8. Коноваленко В.А., Коноваленко М.Ю., Соломатин А.А. Психология управления персоналом. Учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2014. — 477 с.
9. Краснов А. С. Рождение проектной культуры // Бюджет. 2015. № 8. C. 32-35.
10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: учебник. – М.: Питер, 2014. - 512 c.
11. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Апенько С. Н., Мерко А. И. Мотивация персонала: учебное пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2012. - 640 c.
12. Стояновская И.Б. Управление мотивацией персонала на различных этапах развития организации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Специальность: 23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии. МГУ им. М.В.Ломоносова. Москва. 2014. — 171 с.
13. Все о мотивации. URL: https://megamozg.ru/post/2080/
14. Для чего нужна мотивация персонала. URL: http://rosbuh.ru/?page=article&item=874
15. Зачем и как мотивировать персонал. URL: http://vkus-uspexa.ru/2012/09/motivaciya-podchinennyx.html
16. КАК И ЗАЧЕМ МОТИВИРОВАТЬ СОТРУДНИКОВ?! URL: http://mega-seminar.ru/seminari/stati/stati_galini_smolyakovoj/kak_i_zachem_motivirovat_sotrudnikov/
17. Мотивация персонала: наиболее эффективные методы и способы стимулирования сотрудников. URL: http://www.elitarium.ru/motivacija-personala-metody-sistema-sposoby-stimulirovanie-vidy-kriterii/
18. Мотивация персонала - Как? Что? Зачем? URL: http://kdpconsulting.ru/kadroviy-management/608-motivaciya-personala-kak-chto-zachem.html
19. Сведения о полномочиях. - http://gov.spb.ru/gov/otrasl/tr_infr_kom/information/polnomoch/
20. Система дистанционного обучения персонала: задачи и преимущества. - http://hr-elearning.ru/sistema-distancionnogo-obucheniya-per/
21. Современные методы мотивации персонала. - http://motive4you.ru/work/metodi-motivacii-personala/