Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Легкая атлетика - есть естественное воплощение насущных потребностей растущего организма – бегать, прыгать, скакать. Не использовать такое – есть недопустимое попустительство в формировании будущего взрослого организма человека, определяющего весь его дальнейший жизненный цикл, основанный на крепком здоровье, активной деятельности, выносливости, готовности преодолевать трудности. Это заметили еще древние греки, которые практически и основали легкую атлетику, назвав ее физической культурой, то есть физическим стереотипом поведения. Не больше, не меньше. Стереотип этот вырабатывается многими факторами, первым из которых является наше пристальное внимание к нему, определяющее все другие наши ходы и действия, возведенные в ранг обязательств. То есть – непременное и безусловное их исполнение. И чем раньше происходит процесс приобщения к физической культуре подрастающего поколения, тем эффект достижения целей будет выше, если делать это с разумной достаточностью, основанной на главном постулате – не навреди. Для этого есть подробно разработанные программы и методические рекомендации, учитывающие особенности детского организма, что не исключает в свою очередь ответственности главного лица – непосредственного исполнителя, на котором и лежит эта самая ответственность, что и является предметом исследования данной работы.
Физическая культура в начальной школе не просто обязательный предмет для учащихся, а предмет базовый, так как задачи, которые он ставит, имеют определяющее значение в формировании детского организма и отражают потребности современного российского общества в формировании физически крепкого подрастающего поколения, способного активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, который определяется самовоспитанием, саморазвитием и, как следствие, дальнейшей самореализацией, что и является целью всего этого. Достичь этого - непростая задача, а задача сверхсложная, можно даже сказать сверхзадача, над решением которой бьются умы человечества не одну тысячу лет. А учитывая реалии современного состояния общества, где внешнее благополучие все больше начинает оказывать влияние на формирование будущих членов сообщества, которым все меньше и меньше требуется усилий для обустройства своей жизни, так как она практически вся уже обустроена совсем другими людьми.
Все это поднимает необходимость значения достижения определенного уровня формирования физической культуры, включающую в себя потребность и мотивацию в ежедневных систематических упорных занятиях физической культурой как минимум и спортом, как продолжением этого минимума, с овладением основными видами физкультурно-спортивной деятельности, показывая разностороннюю хорошего уровня физическую подготовленность. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ записано, что «организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, которые должны создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения». Это же и является целью общего (не специализированного), школьного воспитания по физической культуре, формирование физически разносторонней развитой личности, способной на активное использование достигнутых ценностей в области физической культуры с целью укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, продолжительной трудовой деятельности и привычки организации активного отдыха для себя и своей семьи.
Если говорить о предмете обучения физкультуре в начальной школе, что является темой нашей работы, то здесь на первый план выдвигается двигательная активность ребенка, которой присуща общеразвивающая направленность. По программе легкой атлетики для учащихся 4 классов утверждены спортивные нормативы (Приложение. Табл. 1) [1]. В процессе овладения этой самой деятельностью ребенком достигается укрепление собственного здоровья, его физические качества совершенствуются, он полноценно осваивает необходимые двигательные действия, что способствует активному развиваю прежде всего самостоятельности, а с ней и мышления и, стало быть, развитием творчества во всех своих поступках. Важнейшим требованием, крайней необходимостью, в проведении современным учителем в начальной школе урока по физической культуре для 4 класса является обеспечение строго дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с непременным учетом состояния здоровья, пола, уровня физического развития, реальной двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, если такие имеются, а также соблюдения общепринятых гигиенических норм. Уровень физической подготовки четвероклассников можно отследить по нормативам Таблицы « приложения [14] Содержание курса физического воспитания, понятийная база всего процесса основополагаются на положениях нормативно-правовых актов РФ:
• Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
• требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации;
• примерной программе начального общего образования;
• приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.
Цель данной работы – выявление особенностей в организации занятий по физической культуре для учащихся 4 классов по теме «Легкая атлетика»
Для реализации данной цели решаются следующие образовательные задачи[3]:
• Определение истоков возникновения легкой атлетики, ее первоначальных и последующих целей
• Выявление возрастных особенностей учащихся 4-х классов в плане занятий физической культурой.
• Особенности тренировочного (учебного) процесса по подготовке дисциплины «легкая атлетика»
• Определение особенностей обучения легкой атлетики детей возраста 4-го класса.
• Какие проблемы недостаточно изучены или не определены вовсе для улучшения процесса обучения учащихся 4- классов, с учетов особенность этого возраста.
Актуальность физических занятий по легкой атлетике со школьниками обусловлена не только государственным заказом, но и все большей общественной потребностью воспитания здорового поколения. Ухудшение по всем показателям по сравнению со своими сверстниками 50-летней давности здоровья нынешнего подрастающего поколения достигло масштабов национального бедствия. Повсеместно отмечается постоянный рост числа детей, остро нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Тревожной характерной особенностью современных детей стал рост количества социально обусловленных заболеваний.
Легкая атлетика в целом обладает большим прикладным значением, ведь с ее помощью развиваются основные физические качества ребенка, такие как - выносливость, сила, скорость, гибкость. Все эти полезные и необходимые для нормального физического развития качества, широко применяемые в повседневной жизни, такой как трудовая деятельность в частности, создают фундамент долгой и успешной жизни человека в будущем. Поэтому в комплексе ГТО (Приложение 3) [10] в обязательном порядке закреплены нормативы по легкой атлетике, как базовой дисциплины подготовки четвероклассников. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются многие важные навыки, такие как координации движений, быстрота передвижения, рациональное исполнение особо сложных физических упражнений и заданий. Легкоатлетические упражнения развивают в детях важные физических качества, поднимают уровень психической устойчивости, качественно развивают способности в реализации конкретных и разнообразных, разнохарактерных видах спортивных упражнений. Это особенно важно, когда имеешь дело с людьми еще юного очень возраста, с теми, кто только еще приобщаются к королеве спорта - Легкая атлетика.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лях. В. И. Программы общеобразовательных учреждений. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов /В. И. Лях, Л. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011.
2. Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ И. Лях. -М. Просвещение. 2012 год.
3. Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы: рабочие программы/И. Лях. -М. Просвещение. 2012 год
4. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников; пособие для учителя / В. И. Лях. - М.: ООО -Фирма -Издательство АСТ. 1998.
5. Лях. В. И. Мой друг - физкультура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы /В. И. Лях. - М.: Просвещение. 2006.
6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 2. - 4-е изд.перераб. - М.: Просвещение. 2011. - 231 с. - (Стандарты второго поколения).
7. Кофман. Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры /Л. Б. Кофман. - М.: Физкультура и спорт. 1998.
8.Школьникова. Н. В. Я иду на урок. Книга дня учителя физической культуры. 1-6 классы /Н. В. Школьникова. М. В. Тарасова. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
9. Ковалько, В. И. Поурочные разработки по физкультуре. 1—11 классы / В. И. Ковалько. М.: Вако. 2006.
10. “Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы”. В.И. Лях, А.А. Зданевич, Москва, “Просвещение”, 2011.
11. “Теория и методика физической культуры: Учебник” под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина, М., Советский спорт, 2007.
12. Балахничев В., Зеличенк В. Бегай! Прыгай! Метай! Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике. – М.: Человек, 2013
13. Врублевский Е. Легкая атлетика: Основы знаний в вопросах и ответах. М.: Спорт, 2016. – 240 с.
14. Селивестова Н.Н. Практикум по легкой атлетике. – Набережные челны: Поволжский ГАФСКиТ, 2012. – 176 с.
15. Жилкин А. И. Легкая атлетика: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 464 с
16. Интернет-ресурсы:
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/576894
Учительский портал. - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/102-l-0-13511
К уроку.ru. - Режим доступа ; http://www.k-yroky.ru/load/71-1-0-6958
Сеть творческих учителей. - Режим доступа: http://www.it-n.ru/communities.aspx
Pedsovet.Su. - Режим доступа: http://pedsovet.su
Ргошколу.Ru. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
Пeдсовет.оrg. - Режим доступа; http://pedsovet.org