Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современный период развития и становления общества и функционирования правового государства, необходимость в особой значимости государственного управления постоянно растет и интерес общества к его организации становится центром внимания.
Данная характеристика и важность определена тем, что в настоящий момент именно государство является основным инициатором и регулятором, обеспечивающее развитие общества во всех сферах, а также предоставляет определенный вид прав, обеспечение предусмотренных гарантий, а также осуществляет защиту и охрану своих граждан.
Система управленческого аппарата публичной власти, в общем функционировании и действии осуществляет полное обеспечение и регулирование социально - экономической, политической и правовой системы общественных отношений, используя при этом все разрешенные законодательством юридически способы, а также методы влияния на общество.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1 Управление, как социальное явление
Сам понятие управления возникло в связи с процессом развития общества, создание государства, и на основании его функционирования органов государственной власти.
Процесс управления был создан, в связи с необходимостью взаимодействия общества и государства, которое регулирует все действия, возникающие на уровне как делового общения, так и обычном, текущем общении между людьми и государственными органами, а также в целях устранения, возникающих конфликтов.
Управление характерно в своем разнообразии, касаемо любого общества, и его влияние отображается не только при взаимодействии с органами государственной власти, но также и других различных сферах, таких как экономические и социальные, где является необходимым подключить систему управления, для урегулирования общественных отношений.
Управление в своей реализации может осуществляться государственным и негосударственным способом.
Главным элементом любого вида управления, а также основанием его функционирования в различных сферах, стоит человек, которым и создана сама система управления, осуществляя при этом и достигая определенных целей по удовлетворению потребностей человека.
В связи с этим следует определить, что управление возникает везде и в любых ситуациях, когда человек осуществляет некоторые функции в обществе и его деятельность направлена на достижение удовлетворения самого человека, общества и государства. Система управления начинает функционировать, при начальном этапе действия человека, направленного на осуществление возникновения общественных отношений.
Предметом управления человек может использовать различные технические средства, имущество, материальные вещ, духовные и культурные ценности, а также социальные процессы. Однако при этом, см предмет в управлении самостоятельно функционировать не может, он должен обязательно использоваться и применяться человеком.
Управление имеет большое значение в социальной сфере и объединяет при своем функционировании различные группы людей, которые различны в своем статусе, положении в обществе национальные различия, множество организаций и объединение их различным направлением при функционировании, а также многих отраслей права и институтов.
Каждая из этих сфер предусматривает способ и правила управления, которые определяет уровень и процесс решения проблем и обеспечения стабильного функционирования конкретной сферы. С помощью управления.
При этом в случае взаимодействия сфер общества, в которых существует управление, осуществляется с помощью различных способов и механизмов, в целях обеспечения стабильного функционирования сфер общественных отношений.
1.2 Принципы, цели и функции социального управления
Государственное управление, как социальное явление имеет различное разнообразие своего понятия, что характерно для особого изучения научными деятелями такого социального института как государственное управление.
Государственное управление является одной из форм социального управления, которое базируется на основе принципов, которыми являются определенные правила поведения, предусмотренные в управленческой деятельности, с помощью которых осуществляется руководство и функции управления.
Принципы управления формируются, как на основе утвержденных законов в управлении, так и в зависимости от особенностей человека, осуществляющего управление. При этом очень важное значение и высокий уровень осуществления качественного управления определяет идеальное соотношение объекта и субъекта управления.
Принципами социального управления, являются:
1. Принцип соответствия централизованного и децентрализованного управления, заключается в равномерном установлении обязанностей, в отношении принятия управленческих задач и решений.
Основной составляющей данного принципа, является наделение полномочиями руководящего лица, которыми он пользуется при принятии решений. Такой принцип предусматривает руководство управления в единственном лице.
2. Принцип, обеспечивающий сочетание всех наделенных полномочий руководящего лица, которые определяют соответствие прав, обязанностей и ответственности.
Данный принцип формирует последовательность наделенных полномочий, которая предусматривает наделение определенными правами руководителя, а также соответствующие обязанности, выполнение которых обязывает осуществлять отчет о выполненной работе вышестоящему руководству, а также наделение определенной ответственности за ненадлежащее выполнение этих обязанностей.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, КАК ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Государственное управление как вид социального управления
Государственное управление — разновидность социального управления, с функционированием которого традиционно связано формирование особой правовой отрасли, а именно административного права.
Управление может осуществляться как путем внутреннего организующего взаимодействия элементов системы, т.е. посредством самоуправления, так и с использованием механизмов внешнего управления. Самоуправляемые системы имеют в своей структуре управляющую и управляемую подсистемы, находящиеся в постоянном взаимодействии. Однако, такая сложнейшая социальная система, как право, не является самоуправляемой и предполагает наличие внешнего управляющего воздействия.
Государственное управление и его осуществление через органы исполнительной власти обеспечивают на практике самостоятельный процесс управленческой деятельности обществом. Демократизм и эффективность государственной деятельности достигаются в результате разделения государственной власти на три относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Кроме того, управление имеет функциональную структуру, т.е. характеризуется наличием у субъекта управления определенного набора функций, обеспечивающих достижение целей управленческого воздействия на объекты управления. Такие функции разнообразны, но все они сводятся к одному из следующих типов функций: планирование, организация, координация, регулирование, распорядительство, контроль (надзор).
В свете того, что регулирование - это одна из функций управления, заключающаяся в разработке правил оптимального поведения, такого рода мнение представляется глубоко ошибочным.
Первый из указанных признаков характеризует управление как явление, основанное на эффекте обратной связи между субъектом и объектом управления. Иными словами, управляющий субъект в целях организации оптимального управленческого воздействия должен получать информацию о результатах действия отданных им команд, распоряжений и их соответствии поставленным управленческим целям.
2.2 Местное самоуправление в общей системе управления государством и
обществом
Становление местного самоуправления в России имеет глубокие исторические корни. Принятая и ратифицированная «Европейская хартия местного самоуправления» несомненно повлияла на становление местного самоуправления как основы конституционного строя, а также установлены в Конституции РФ.
В Конституции РФ принцип местного самоуправления закреплен в первой главе, которая представляет собой основы конституционного строя России. Эта глава играет важную роль для государственного строя, поскольку под основами конституционного строя понимается система закрепляемых в конституции фундаментальных принципов устройства публичной власти и общества.
Новым законом о местном самоуправлении, а, конкретно, статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» так же установлено, что местное самоуправление является составной частью основ конституционного строя РФ.
Организационная структура местного самоуправления формируется на основе многих принципов, с учетом распределения функциональных обязанностей, в соответствии с отраслевыми требованиями, полномочия которых направлены на решение определенных вопросов местного уровня между различными структурными подразделениями.
При этом вся организационная структура не всегда действует по определенному шаблону, а подвергается изменениям, в соответствии с возникновением различных явлений в местном образовании.
Под определением организационной структуры местного самоуправления характеризуется определенные действия, различных должностных лиц и подразделений, взаимодействующих между собой на основе подчинения и уровней наделения правами и обязанностями, в целях выполнения деятельности на достижение определенных управленческих функций.
Действия органов местного самоуправления, определены наделением конкретных функций, которыми являют:
1. Вопросы, имеющие отношение к социальному развитию муниципальной территории.
2. Общие вопросы организации муниципального хозяйства.
3. Система финансового обеспечения территории.
4. Вопросы, касающиеся административного управления и организации работы всей структуры административного аппарата.
5. Исполнение наделенных полномочий в полном объеме.
Вне зависимости от расположения муниципального образования и количества его населения, весь перечень вопросов, так или иначе относится по всем местным организациям.
Весь перечень вопросов, внедряемых в полномочия местного управления, реализуются через распределения данных вопросов, в зависимости от отрасли его регулирующих, либо наделения конкретными функциями, в результате чего образуется определенная структура взаимодействия органов местной администрации, а именно:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс управления был создан, в связи с необходимостью взаимодействия общества и государства, которое регулирует все действия, возникающие на уровне как делового общения, так и обычном, текущем общении между людьми и государственными органами, а также в целях устранения, возникающих конфликтов.
Управление характерно в своем разнообразии, касаемо любого общества, и его влияние отображается не только при взаимодействии с органами государственной власти, но также и других различных сферах, таких как экономические и социальные, где является необходимым подключить систему управления, для урегулирования общественных отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно - правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. "Европейская хартия местного самоуправления" (совершено в Страсбурге 15.10.1985)
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
4. Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации"
Специальная и учебная литература
1. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.
2. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
3. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
4. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт : учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
5. Государственное антикризисное управление : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.
6. Дзина, М. А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М. А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 512-517.
7. Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 383 с.
8. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления : учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
9. Местное самоуправление : учебник для вузов / Н. С. Бондарь [и др.] ; под редакцией Н. С. Бондаря. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 386 с.
10. Мухаев, Р. Т. История государственного управления в России : учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 770 с.
11. Попов, Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев. - М.: Норма, 2018. - 96 c.
12. Семышева М.М. Система обеспечения законности правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ / М.М. Семышева // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2018. № 9. С. 292-296.
13. Система местного самоуправления : учебное пособие для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 98 с.
14. Яйцова Р.А. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Р.А. Яйцова // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2017. № 10. С. 104-106.
15. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.