Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Адаптационный период - серьезное испытание для детей любого возраста. В науке суть процесса социальной адаптации заключается в интеграции индивида в общество и рассматривается с нескольких сторон: как процесс социализации через механизмы социального контроля, включающие меры социального и государственного принуждения; как процесс и результат активной адаптации индивида к условиям новой социальной среды.
Когда ребенок приходит на новое для него место, это всегда сопровождается психологическими проблемами. Особенно примечательна адаптация детей дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Посещение дошкольного учреждения - психологически сложный момент для ребенка. В период развития дошкольникам сложно самостоятельно адаптироваться к новой среде. Правильно разработанная программа обучения ребенка в детском саду также необходима для развития его творческих способностей в будущем. Следующие переходные этапы его жизни зависят от того, как он попадает в еще неизвестный ему мир общества.
Большинство детей склонны бояться обращаться за помощью к взрослому в случае необходимости, они не научились правильно выражать свои чувства: сострадание, агрессия, в результате могут постоянно конфликтовать со сверстниками или замыкаться в себе. С помощью игровых технологий и внешних, объективных действий в игровой среде ребенок более успешно усваивает определенные правила и условия, с которыми ему придется столкнуться на следующем этапе своей жизни, а затем быстрее адаптируется к ним.
Степень разработанности темы исследования. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.
Н.Д. Ватутина в своем пособии рассматривает оптимизацию условий успешной адаптации детей к детскому саду, описывает особенности поведения детей и, соответственно, методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей к детскому саду [8].
Т.В. Костяк изучает особенности психологической адаптации детей младшего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте [18].
Авторы пришли к выводу, что в период адаптации важная роль отводится воспитателю, работающему с семьей ребенка.
Несмотря на изученность данной проблемы, некоторые теоретические аспекты изучены и разработаны ещё недостаточно, в частности, остается нерешённым ряд вопросов, связанных с использованием театральной педагогики в качества средства социальной адаптации.
Различные формы театральных представлений всегда служили наиболее наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Они поощряют детей действовать в вымышленных обстоятельствах так же, как и в реальной жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активно проявлять себя в различных жизненных делах. Роль помогает раскрыть то, что скрыто внутри ребенка, что скрыто. В этом и заключается корректирующая особенность театрального представления.
В работах современных педагогов Л В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников» и М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» были изучены особенности организации театральной деятельности детей дошкольного возраста, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театральной деятельности, предложена методика работы, определены особенности театральных занятий, разработаны сценарии, конспекты лекций [4].
Таким образом, цель настоящего исследования заключается в том, чтобы определить особенности театральной педагогики как средства социальной адаптации ребенка дошкольного возраста.
Проблема исследования: как организовать театральную деятельность, чтобы помочь младшим дошкольникам адаптироваться?
Объект исследования – процесс социальной адаптации детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – театральная педагогика как гармоничное средство социальной адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «социальная адаптация»;
2. Определить особенности социальной адаптации в дошкольном возрасте;
3. Рассмотреть характеристику и виды театральной педагогики;
4. Описать применение элементов театральной педагогики для эффективной социальной адаптации ребенка.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических источников по вопросам театральных технологий и проблемам социальной адаптации детей дошкольного возраста, которая может быть использована в теоретических курсах.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в дальнейшей научной и профессиональной деятельности.
Глава 1 Теоретические предпосылки социальной адаптации ребенка
1.1 Понятие «социальной адаптации» в психолого-педагогических исследованиях
Адаптация организма к окружающей среде является фундаментальной биологической проблемой. В случае недостаточности механизмов адаптации возникают «пограничные состояния». В случае неадекватности или ухудшения адаптационных способностей возникает дезадаптация - обратный процесс адаптации.
Впервые термин «адаптация» был введен немецким физиологом Обером в 1865 году, позже он стал использоваться с биологической точки зрения как «приспособление» живых организмов к окружающей среде [11].
В настоящее время понятие «адаптация» используется в связи с определенными периодами развития личности человека и является предметом исследований многих ученых в различных областях науки.
В своей статье «Адаптация в современной психологии» Н.В. Тюрина рассматривает адаптацию, в первую очередь, с социально-психологической точки зрения. По ее мнению, нормальное функционирование психологической сферы человека зависит как от состояния организма, так и от особенностей внешних факторов социальной и природной среды [6]. От условий, в которых происходит психологическая деятельность, зависит работа различных систем организма и степень социальной адаптации индивида к окружающему миру.
Адаптация обеспечивает нормальное развитие организма, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни в различных условиях окружающей среды.
Человек не только приспосабливается, но и может влиять на себя и свою жизнь. В нем есть связь ролей - активной и пассивной. Из этого следует, что сам процесс адаптации включает в себя не только влияние окружающей среды на субъекта, но и влияние субъекта на окружающую среду.
Психологический механизм адаптации, который в значительной степени индивидуален для каждого человека, определяется его прошлым опытом и основными конституциональными и психофизиологическими особенностями. Механизмы адаптации и личностные качества развиваются параллельно и взаимно обусловлены.
Механизм межличностной адаптации определяется и реализуется в стратегии адаптации, которая формирует и направляет адаптационную активность человека. Это также связано с рядом других внутренних и внешних факторов, включая особенности активности и особенности адаптогенной среды. Понятие адаптации часто используется в научной литературе для характеристики эффективного аспекта процесса адаптации [24].
Также различают понятие «социальная адаптация».
Л.В. Мардахаев определяет «социальную адаптацию» как активную адаптацию человека к условиям социальной среды, посредством которой создаются оптимальные условия для самовыражения и естественной ассимиляции, принятия принятых в обществе целей, ценностей, норм и форм поведения [24].
Социальная адаптация, как полагает И.С. Зайцев, в коллективе определяется как включение индивида в сложную систему общественной деятельности и общественных отношений, что требует перестройки его поведения и структуры деятельности [13]. Но это участие должно быть каким-то образом сфокусированным и относительно контролируемым. Роль таких процессов выполняет воспитательный процесс в семье, дошкольных учреждениях, школе, вузе, на производстве. Важнейшим условием в данном случае является точное совпадение требований, предъявляемых в вышеуказанных институтах социализации, с требованиями реальной жизни. В этом и заключается педагогический аспект.
Что касается психологии, то под социальной адаптацией здесь понимается развитие образа жизни, когда индивид утверждается в новой среде, в новой форме деятельности. Процесс адаптации заключается в усвоении или неприятии норм, ценностей, традиций среды, предъявлении серьезных требований к культуре личности, формировании мировоззрения, жизненной позиции. Позитивная социальная сплоченность в сообществе сверстников усиливает чувство удовлетворения и в других сферах жизни.
С этой точки зрения социальная адаптация рассматривается как вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и адаптация к этим отношениям, развитие моделей мышления и поведения, отражающих систему ценностей и норм этого сообщества.
С.Л. Колосова выделяет два типа социальной адаптации:
Прогрессивный - где достигаются все функции и цели полной адаптации, в процессе которой достигается единство интересов, целей личности и групп общества в целом. Благодаря такому единству интересов и стремления к целям жизнь в обществе, принятие установленных в нем норм воспринимается индивидом как важнейшее условие раскрытия своих способностей, как гарантия возможности самореализации.
Реакционный - проявляется как формальная адаптация, не соответствующая интересам общества, развитию этой социальной группы и самого индивида. Это приводит к созданию проблемных ситуаций и лишает индивида возможности самореализоваться, проявить свои творческие способности, испытать широкое чувство общественного признания и самоуважения [6].
Критерии адаптации отечественного исследователя В. Н. Литовченко выделяют следующие:
― Позиция, которую занимает человек, социальный статус в группе, коллективе (низкий социальный статус свидетельствует о социально-психологическом приспособлении);
― Эффективность и результативность;
― Эмоциональные переживания человека как субъекта его деятельность (отношение к результатам своей деятельности, самому процессу, его успеху или неудаче);
― Эмоциональные переживания человека как субъекта межличностного общения (отношения к реальности, к социальному статусу в группе, степени удовлетворенности межличностными отношениями);
― Степень раскрытия внутриличностного потенциала;
― Интеграция личности и окружающей среды (отождествление с ценностями, традициями) [6].
Таким образом, социальная адаптация представляет собой социальную сплоченность, непрерывный процесс и результат активного приспособоления человека к меняющимся социальным условиям среды. Это основная детерминанта формирования навыков общения, поведения и деятельности. Адаптация дает личности возможность проявить себя, реализовать свои потребности, интересы и творческие способности.
1.2 Особенности социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста
В педагогической практике важно учитывать особенности процесса адаптации ребенка к изменяющимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в новый коллектив, при поступлении в учреждения социального образования (детский сад, школа).
В семейных условиях ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму, способу питания, микроклимату семейных отношений и устоявшимся способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, ребенок приобретает определенные привычки и навыки, вырабатывает собственный стиль поведения, соответствующий обстоятельствам и потребностям окружающих его взрослых.
Изменения или нарушения предписанного распорядка жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Это связано с тем, что жизненный опыт ребенка невелик, и адаптация к новым обстоятельствам представляет определенную трудность.
Резкое и значительное изменение в жизни ребенка, например, переход в детское учреждение, приводит к серьезным нарушениям его поведения и развитию негативных реакций. Ребенок может изменить ряд устоявшихся привычек, перестроить уже сложившийся стереотип в способах сна, кормления и общения со взрослыми. Этот переход требует блокирования ряда укоренившихся связей и быстрого образования новых, что является сложной задачей для ребенка этого возраста. Процесс адаптации к новым условиям происходит не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Успешная адаптация зависит от многих факторов - состояния здоровья человека, развития коммуникативных навыков, особенностей нервной системы и грамотных действий родителей и работников детского сада. Детский сад - это этап, на котором ребенок получает свой первый опыт общения с другими и пытается найти себе место среди них, учится жить во взаимодействии с собой и окружающими его людьми.
В педагогической литературе в большей степени описаны проблемы адаптации детей младшего возраста в дошкольных учреждениях. Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, требующая создания условий для удовлетворения потребностей детей в общении, правильной организации процесса обучения детей, обеспечения надлежащего медицинского обслуживания детей, тесного взаимодействия между семьей и социальным воспитанием.
Поступление в детский сад связано со значительными негативными эмоциональными и психологическими изменениями личности, которые требуют коррекции целевого воздействия.
По сути, на процесс адаптации ребенка к дошкольным учреждениям влияют три компонента:
1. Уровень социально-психологической адаптации, который включает:
― коммуникативное общение со сверстниками и взрослыми;
― уровень тревожности;
― влияние семьи;
― уже сформированные навыки самообслуживания;
― личные особенности малыша
2. Характеризуется уровнем психофизиологической адаптации:
― особенности психомоторного развития детей раннего возраста;
― нарушение адаптации и повышенный риск их развития на педагогическом уровне.
3. Компетентность и профессионализм учителей [2].
Педагоги-медики Н.М. Аксарина, Н.П. Жукова показали, что характер адаптации зависит от:
1. Возраста. Труднее всего адаптироваться к новым условиям детям с 9 месяцев до 2-х лет. В этом возрасте начинают формироваться довольно устойчивые привычки. После двух лет адаптация к новым условиям происходит несколько быстрее, так как меняется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их может заинтересовать новая игрушка, заинтересовать профессия. Они хорошо понимают речь взрослого, им легче успокоиться, у многих уже есть опыт общения с разными людьми.
2. От формирования у малыша положительного образа воспитателя, детского сада.
3. От индивидуальных особенностей нервной системы. Это можно выявить в индивидуальных беседах с родителями в результате наблюдений за ребенком. Например, один ребенок активный, общительный, любознательный. Период адаптации проходит довольно легко и быстро. Другой - медленный, спокойный, спокойный, любит побыть наедине с игрушками. Его беспокоит шум, громкие разговоры сверстников. Эти трудности накладывают отпечаток на отношения с другими детьми. Такому ребенку нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новой среде. Болезненным, плачущим детям нужно устраивать «выходные» 2 раза в неделю, поддерживая нервную систему. Часто их адаптация длится дольше всего.
4. Ребенок с достаточно высоким уровнем игровых действий. По предложению педагога такие дети с интересом включается в работу детского сада, демонстрирует свои навыки и вызывают похвалу взрослого. Такое сотрудничество значительно сокращает время адаптации.
5. Из-за невозможности использовать общие игрушки и предметы вместе. В этом случае нужно показать ребенку, как попросить игрушку у кого-то другого, как поблагодарить, как ожидать, что кто-то воспользуется общими предметами.
6. Из-за отсутствия у ребенка образования в области интеллектуального развития (чувственность, умение слушать художественный текст, музыку и т.д.).
7. Отсутствие у ребенка навыков ухода за собой является фактором риска для его здоровья. Это может привести к неприятной ситуации, поскольку привычная потребность ребенка в своевременной помощи взрослого будет удовлетворена не так быстро, как дома.
8. От поведения и настроения родителей при расставании с малышом по утрам.
9. От семейной обстановки, которая может способствовать дополнительному стрессу: несоблюдение режима дошкольного образования, нервные перегрузки (от посещения гостей, магазинов, театров, прослушивания громкой музыки, длительного просмотра телевизора и т. д.) [12].
В научной литературе выделяют три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая, умеренная и тяжелая. Основными показателями тяжести являются сроки нормализации эмоционального самовосприятия малыша, его отношение к взрослым и сверстникам, предметный мир, частота и длительность острых заболеваний
Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет сделать вывод, что поступление ребенка в детский сад сильно влияет на общее состояние ребенка. Адаптация к новым условиям происходит у каждого ребенка индивидуально, это подтверждается приведенной выше характеристикой степени адаптационного периода. Таким образом, подготовка ребенка физически и морально к новым для него обстоятельствам является основной задачей воспитателей и родителей. Этот факт определяется необходимость поиска гармоничных средств социальной адаптации детей дошкольного возраста. Одним из которых может служить театральная педагогика.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 24.
2. Алексеева, Е. Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 2. – С. 58-60.
3. Антипина, А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А.Е. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. –С.11
5. Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду / Л. Баданина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 5. – С. 100-102.
6. Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 92-100.
7. Васильева, Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению / Е. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 10. – С. 45-46.
8. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад : пособие для воспитателей дет сада / Н. Д. Ватутина. – М. : Просвещение, 1993. – 80 с.
9. Вахнина, Н. Первый день в детском саду / Н. Вахнина // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 7. – С. 13-18.
10. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до шести лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – М. : Интор, 2016. – 160 с.
11. Гризик, Т. Участники адаптационного периода : ребенок - родители - педагоги / Т. Гризик, В. Баева // Дошкол. воспитание. – 2018. – № 9. – С. 46-56.
12. Доронова, Т. А. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы / Т. А. Доронова // Обруч. – 2018. – № 5. – С. 32-34.
13. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М. : Просвещение, 2017. – 79 с.
14. Ильина, И. С. Адаптация ребенка к детскому саду: общение, речь, эмоциональное развитие: метод. пособие / И. С. Ильина. – Ярославль : Акад. развития, 2018. – 143 с.
15. Калинина, Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания Г. Калинина. – М.: Лепта-Книга, 2007.
16. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам / Т.Н. Караманенко. – М.: Просвещение, 2015.
17. Климова, Т.А. Возможности театральной педагогики в контексте новых образовательных стандартов / Т.А. Климова, Е.И. Косинец, А.Б. Никитина // Вестник Московского образования. 2013. № 11.
18. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т. В. Костяк. – М. : Академия, 2018. – 176 с.
19. Менджерицкая, Д.В. Творческие игры в детском саду / Д.В. Менджерицкая. – Минск, 1953.
20. Ребенок третьего года жизни : пособие для родителей и педагогов / авт.-сост. Н. Н. Авдеева [и др.] ; под ред. С. Н. Теплюк. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 251с
21. Роньжина, А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А. С. Роньжина. – М. : Книголюб, 2009. – 79 с.
22. Семенов, Н. Б. Театрализованная игра как инструмент социальной работы / Н.Б. Семенов // Молодой ученый. – 2011. – №11. Т.2. – С. 104-107.
23. Смирнова, Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет : учеб. для пед. вузов и училищ / Е. О. Смирнова. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
24. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской [и др.]. – М. : Медицина, 2017. – 231 с.
25. Чухонцева, Л. В. В первый раз в детский сад / Л. В. Чухонцева // Игра и дети. – 2007. – № 5. – С. 10-11.