Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время физическое воспитание в общеобразовательных школах ведется по типовому учебному плану, который можно назвать классической формой организации обучения. Но, возрастающие требования к физической подготовке школьников, в том числе федеральных, такие как федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» и «Стратегия развития культуры физической культуры и спорта в Российской Федерации Федерации» подчеркивает необходимость поиска новых путей решения задач физического воспитания, разработки программ, технологий, методов, которые будут способствовать развитию физических качеств и повышению уровня физической подготовленности. Поиск эффективных способов воспитания тех или иных физических качеств убеждает нас в том, что мы еще не до конца реализовали все возможности.
Развитие физических качеств – многогранный процесс, требующий особого внимания к каждому физическому качеству в процессе его развития. Перед учителем физической культуры стоят важные задачи по гармоничному физическому развитию школьников, с одной стороны, и ранней спортивной дифференциации с учетом особенностей того или иного вида спорта, с другой. Каким бы ни был вид физической активности или спорта, помимо таких физических качеств, как сила, выносливость, гибкость, занимающийся должен уметь тонко дифференцировать свои движения по направлению, амплитуде, времени и степени мышечного усилия, т.е. научиться управлять своими движениями.
Одним из способов эффективного управления своими движениями, на наш взгляд, является улучшение навыков координации. Координационные способности выражаются в способности человека точно, быстро и экономно решать двигательные задачи. Только рациональное движение, физически близкое к совершенству, позволяет максимально проявить способности силы, выносливости и др., особенно это актуально при их комплексном проявлении в гимнастике, спортивно-подвижных играх и единоборствах. Это позволяет выделить координационные способности как одно из важнейших физических качеств, особенно на этапе формирования двигательных действий.
Координационная тренировка представляет собой сложный образовательный процесс, обеспечиваемый функциями различных систем организма и тренировочных разделов. Особое значение имеет выбор направления педагогических воздействий и подбор средств обучения. Вопросы подбора тренировочных средств для развития координационных способностей в единоборствах изучались многими специалистами.
Однако, в научной литературе недостаточно изучено значение педагогического воздействия занятий на развитие координационных способностей с помощью средств борьбы, например, дзюдо. Сложившаяся ситуация исключает возможность прямого воздействия на борцовский процесс в дзюдо, что во многом связано с проявлением координационных способностей. В методических пособиях и специальных исследованиях по борьбе в дзюдо поддерживается положение о главной роли координационных способностей в развитии спортивного мастерства борцов.
Но, в то же время, в научной литературе недостаточно исследований по развитию координационных способностей в борьбе, и особенно у дзюдоистов школьного возраста, отсутствует обоснованная методика развития этих навыков.
В связи с изложенным можно отметить наличие проблемы, которая характеризуется, с одной стороны, необходимостью повышения координационных способностей школьников, с другой - отсутствием оптимальной методики развития этого физического качества средствами дзюдо.
Цель: Изучить особенности развития координационных способностей средствами борьбы на уроках физической культуры.
Задачи:
1.Рассмотреть классификацию координационных способностей;
2.Изучить цели, задачи и основные положения развития координационных способностей;
3.Проанализировать средства и методы развития координационных способностей у дзюдоистов;
4.Разработать методику развития координационных способностей средствами дзюдо на уроках физической культуры.
Объект: Координационные способности.
Предмет: Развитие координационных способностей средствами дзюдо на уроках физической культуры.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Классификация координационных способностей
В новой комплексной программе физического воспитания школьников большое внимание уделяется развитию ловкости и координации. Это не совпадение. В условиях научно-технической революции очень важны такие качества, как, например, способность быстро ориентироваться в пространстве, тонкая мышечная дифференцировка и регуляция мышечного напряжения, быстрая реакция на сигналы внешней среды и устойчивость вестибулярного аппарата.
Термины «координация», «состояние» и «ловкость» включают в себя точность, чувство ритма, способность самостоятельно расслаблять мышцы, а также способность быстро и легко двигаться в изменяющихся условиях. Именно такие способности описывал Л.П. Матвеев. По его словам, в эпоху технологической революции грубая сила все чаще предлагает универсальные возможности, тогда как возможности инерции уступают место динамическим условиям и согласованному динамическому богатству.
Многочисленные исследования, проведенные за последние десятилетия, показали, что различные координационные способности (КС) человека в спорте, физической культуре, труде и армии, а также в жизни весьма специфичны. Поэтому вместо уже существовавшего определения «ловкости», оказавшегося весьма двусмысленным и расплывчатым, в теорию и практику был введен термин координационные способности, стали говорить о системе таких способностей и о необходимости дифференцированного подхода к их совершенствованию.
Схема координационных способностей:
- это совокупность морфологических характеристик организма человека, определяющая способность эффективно решать двигательные задачи и способность адекватно адаптировать спортивную деятельность в изменяющихся условиях;
- это результат развития ряда частных и специальных КС, в известном смысле их обобщение;
- способность человека управлять своими движениями в пространстве и времени;
- представлять свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи;
- это способность человека координировать, подчинять отдельные движения в процессе формирования единой двигательной активности;
- представляет функциональность определенных органов и структур тела, что приводит к уникальному смысловому действию.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. Кикотия В.Я., Барчукова И.С.. - М.: Юнити, 2017. - 288 c.
2. Барчуков, И.С. Физическая культура / И.С. Барчуков. - М.: Academia, 2017. - 416 c.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического обучения (для бакалавров) / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2018. - 62 c.
4. Барчукова, Г.В. Физическая культура: настольный теннис: Учебное пособие / Г.В. Барчукова, А.Н. Мизин. - М.: Советский спорт, 2015. - 312 c.
5. Бишаева, А.А. Физическая культура (для бакалавров) / А.А. Бишаева, В.В. Малков. - М.: КноРус, 2018. - 167 c.
6. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
7. Виленский, М.Я. Физическая культура (спо) / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
8. Дзюдо (система и борьба): учебник / Под общ.ред. Ю.А. Шулики, Я.К. Коблева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 800 с.
9. Кузнецов, В.С. Физическая культура (спо) / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: КноРус, 2016. - 224 c.
10. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях.- М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
11. Малейченко, Е.А. Физическая культура. Лекции: Учебное пособие / Е.А. Малейченко и др. - М.: Юнити, 2016. - 208 c.
12. Масалова, О.Ю. Теория и методика физической культуры / О.Ю. Масалова. - РнД: Феникс, 2018. - 572 c.
13. Мешавкин А.С. Методика обучения технико-тактическим действиям дзюдоистов на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.С. Мешавкин. - Тюмень, 2007. - 25 с.
14. Морщинина, Д.В. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие / Д.В. Морщинина. - М.: КноРус, 2016. - 160 c.
15. Муллер, А.Б. Физическая культура студента: Учебное пособие / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.
16. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. - М.: Академия, 2018. - 288 c.
17. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / Под ред. Барчуков И.С.. - М.: КноРус, 2018. - 288 c.
18. Теория и методика гимнастики: Учебник / Под ред. Журавина М. - М.: Academia, 2016. - 208 c.
19. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебник / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2018. - 320 c.