Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственная служба является организационной и функциональ-ной основой государства, посредством которой осуществляется достиже-ние значительной доли установленных целей в области государственной политики и управления.
Исключительно важное значение государственной службы как пра-вового и общественного института обусловливается тем, что она является связующим элементом между государством и его гражданами.
Эффективно организованная система государственной службы в зна-чительной степени способствует укреплению престижа государственной власти перед его гражданами.
Таким образом, поскольку государственные служащие в большин-стве своём непосредственно взаимодействуют с различными слоями обще-ства, они становятся не только проводниками политики государства, но и проводниками интересов общественности в отношении властных органов.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Место государственной службы в отрасли административного пра-ва
Отрасль административного права относится к числу ключевых от-раслей российской системы права, предметная область которой охватыва-ет разнообразные сферы государственно-служебных отношений. Система отрасли включает совокупность норм, институтов и подотраслей права, регу¬лирующих родственные общественные отношения. В отличие от ин-ститутов права подотрасли упо¬рядочивают последние в целях системати-зации сферы государственного управления. Общая часть административ-ного права регулирует отношения, связанные с процессом поступления и прохожде¬ния государственной службы.
Системный статус подотрасли определяется совокупностью норма-тивных актов, регламентиру¬ющих прохождение государственной службы, права, обязанности, ограничения, запреты и требова¬ния к служебному по-ведению государственных гражданских служащих. Наличие специаль¬ного источника, регламентирующего статус гражданской службы как отдельно-го вида государствен¬ной службы, подтверждает вывод о наличии отдель-ного института гражданской службы как части подотрасли государствен-ной службы. Юридический факт поступления на государственную службу порождает ограничение гражданских прав и свобод в связи с распростра-нением на гражданина до¬полнительных ограничений и запретов.
Оценка природы государственной службы невозможна без рассмот-рения дискуссионной кате¬гории юридической науки — «служебное пра-во». Следование подходу Ю. Н. Старилова позволяет включать служебное право в категорию самостоятельных подотраслей административного пра-ва, в которую входят гражданская, военная и иные виды государственной службы . Б. П. Габричидзе и А. Г. Чернявский выводят служебное право на межотраслевую область, оценивая его комп¬лексную институциональ-ную природу . Вне зависимости от содержания подотрасли (инс¬титута) служебного права введение в научный оборот данной категории лишает смысловой нагрузки рассуждения о природе государственной службы в системе отрасли административного права.
1.2 Особенности поступления и прохождения государственной граж-данской службы
В современной научной литературе принято рассматривать прохож-дение службы как «специфический вид общественно полезной деятельно-сти, при которой служащие различных органов и организаций вступают в специфические отношения, содержание которых зависит как от вида служ-бы, так и от вида организации, в которой она осуществляется» .
Прохождение государственной службы можно разделить теоретиче-ски на три крупных этапа:
- «поступление на государственную гражданскую службу;
- период непосредственно прохождения государственной граж-данской службы;
- прекращение государственной гражданской службы» .
Назначение на должность гражданской службы путем издания соот-ветствующего приказа руководителя государственного органа и заключе-ние служебного контракта являются основными процедурами, связанными с началом прохождения государственной гражданской службы.
Поскольку данные процедуры реализуются на первоначальном этапе отношений по прохождению государственной гражданской службы, их надлежащая правовая регламентация имеет чрезвычайно большое значе-ние. Ненадлежащее нормативно-правовое регулирование их осуществле-ния или организационные проблемы их реализации приводят либо к тому, что фактические отношения по прохождению гражданской службы не формируются вообще, либо к тому, что поступившие на гражданскую службу лица уходят с нее в первый год с момента заключения служебного контракта. Кроме того, следует отметить также довольно высокую степень влияния данных процедур на все последующие элементы прохождения государственной гражданской службы, и в первую очередь посредством определения условий служебного контракта.
Основным юридическим фактом, с которым связывается начало про-хождения государственной гражданской службы, является издание прика-за руководителя государственного органа о назначении на должность гражданской службы. Этому предшествуют процедуры, связанные с по-ступлением на государственную гражданскую службу, и, по сути, именно издание названного приказа является границей, позволяющей отделить одни правоотношения от других.
В соответствии с частью 1 ст. 68 ТК РФ, прием на работу оформля-ется трудовым договором. Работодатель вправе издать на основании за-ключенного трудового договора приказ (распоряжение) о приеме на рабо-ту. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответ-ствовать условиям заключенного трудового договора.
В отличие от положений трудового законодательства, в Федераль-ном законе «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрено, что служебный контракт заключается на основе акта государственного ор-гана о назначении на должность гражданской службы.
Сравнение представленных в законодательстве подходов «показыва-ет разницу между определением приоритетов в части определения состава юридических фактов, связанных с началом выполнения функций в рамках трудовых отношений и отношений по прохождению государственной гражданской службы. В случае трудовых отношений приоритетное значе-ние имеет соглашение сторон трудового договора, тогда как на государ-ственной гражданской службе приоритетом будет обладать воля публич-ного субъекта, выраженная в соответствующем акте государственного ор-гана» .
Юридическое значение имеет факт согласия на назначение на долж-ность гражданской службы со стороны назначаемого лица. Структура и содержание административного акта о назначении действующим законо-дательством не предусмотрена.
1.3 Некоторые проблемы правового регулирования прохождения государственной гражданской службы
Эффективность института гражданской служ¬бы, в конечном итоге, должна выражаться реализацией прав кон¬кретной личности или, по мень-шей мере, способствовать достижению целей самого органа власти, но это, фактически, невоз¬можно, когда, в силу существующих про¬тиворечий пра-вового регулирования, гражданский служащий не заинтересован в про-фессиональной деятельности. Отсут¬ствие защищенности, возможность наступления дисциплинарной ответствен¬ности даже в отсутствие дисци-плинарного проступка, невозможность реального осу¬ществления гарантий делают гражданскую службу менее привлекательной, тем са¬мым снижая эффективность государствен¬ного управления.
Проблемы в сфере прохождения граж¬данской службы существуют, главным об¬разом, в сфере дисциплинарной ответ¬ственности, связаны, в частности, с реали¬зацией права на защиту. Это право имеет общий харак-тер, установлено ч. 2 ст. 45 Конституции РФ. Специальными нор¬мами, направленными на реализацию этих положений в правоотношениях, свя-занных с прохождением гражданской службы, яв¬ляются положения ст. 59 Закона «О граж¬данской службе». Они регулируют слу¬жебную проверку, при этом положениями п. 1 ч. 8 ст. 59 Закона гражданскому слу¬жащему также предоставлена возможность защиты интересов при проведении в его отношении служебной проверки.
Исходя из содержания права на защиту, гражданский служащий должен иметь возможность представления объяснений и доказательств, подтверждающих отсут¬ствие события дисциплинарного проступ¬ка либо иных обстоятельств, входящих в предмет дисциплинарного производства. Очевидно, Такая возможность не может быть реализована в период вре-менной не¬трудоспособности, причем в определенной мере это подтвер-ждается и запретами на увольнение гражданского служащего в пе¬риод временной нетрудоспособности, не¬допустимостью применения дисципли-нар¬ного взыскания. Эти положения способ¬ствуют защите гражданского служащего, но не гарантируют реализации его прав во время служебной проверки, если, в силу объективных причин, он не имеет возмож¬ности за-щиты интересов.
Запрета на служебную проверку в пери¬од временной нетрудоспо-собности не установлено, но следует учитывать общие конституционные положения о праве на защиту, нарушением которых может при¬знаваться такая служебная проверка.
Это подтверждается примером, когда в отношении гражданского служащего была проведена служебная проверка, с резуль¬татами которой он не был согласен, по¬скольку, по его мнению, они носили во многом субъективный характер, но, по¬скольку гражданский служащий не имел возможности участия в ней по причине временной нетрудоспособности, эти дово¬ды заявлены не были. Гражданский слу¬жащий не согласился с увольнением, по¬требовал восстановления на службе, со¬славшись на про-ведение служебной про¬верки в период временной нетрудоспособ¬ности. Первоначально в удовлетворении требования было отказано, а, в после-дую¬щем, дело направлено на новое рассмотре¬ние .
Специальной нормы, ограничивающей возможность служебной про-верки време¬нем фактического исполнения обязанно¬стей гражданским слу-жащим, действи¬тельно не предусмотрено, но действуют общие положения о праве на защиту, ко¬торые были таким порядком служебной проверки нарушены.
Другим подтверждением рассматривае¬мого противоречия является ситуация, ко¬гда служебная проверка, связанная с пред¬полагаемой утратой доверия, проводилась в период временной нетрудоспособности граждан-ского служащего, он не согласился с ее результатами, был уволен. В по-следу¬ющем также потребовал восстановления на службе. При первона-чальном отказе в требовании, в последующем дело было направлено на новое рассмотрение .
Проблема допустимости служебной проверки в период временной нетрудоспо¬собности гражданского служащего обу¬словлена, в том числе, порядком представ¬ления ее результатов, поскольку они фор¬мируются в виде заключения. По заверше¬нии служебной проверки гражданский слу-жащий вправе обжаловать только от¬раженные в нем факты, но несоответ-ствие выводов служебной проверки обстоятель¬ствам проступка может быть связано и с фактами, которые в ходе служебной про¬верки рассмотре-ны не были. В этом случае гражданский служащий фактически лиша¬ется возможности защиты интересов.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СПОСОБЫ ЕЕ ОЦЕНКИ
2.1 Основные критерии оценки эффективности государственной служ-бы
Одной из главных проблем на современном этапе развития России является оценка эффективно¬сти государственной службы. На сегодняшний день необходимо установление такой системы государ¬ственного управле-ния, которая способна эффективно реагировать на требования современ-ного обще¬ства. Таким образом, становится очевидна необходимость раз-работки показателей и критериев, по кото¬рым возможна оценка эффектив-ности деятельности органов государственной власти и государственных служащих. Государственная служба основывается на достижении эффек-тивности работы органов власти в области исполнения целей, связанных с предоставлением общественных благ и услуг. Следовательно, эффектив-ность должна занимать главное место в изучении государственной службы и работы органов власти.
В общем смысле эффективность - это достижение максимальных ре-зультатов с минимальным вкладом ресурсов и минимальными издержка-ми. Такое определение может быть использовано в эконо¬мических систе-мах, в особенности для измерения эффективности работы бизнеса. Однако у эффектив¬ности появляется совсем другое восприятие, когда мы рассмат-риваем ее в системе, которая основана на предоставлении обществу опре-деленных благ и услуг, а также на ценностях населения и человеческой оценке. Именно добавление таких критериев, которые сложно проследить, высчитать и оценить, дает усложненное восприятие эффективности в госу-дарственном управлении.
Для сравнения, бизнесу достаточно легко измерить эффективность, потому что самый главный для него критерий - это максимизация прибы-ли, а прибыль, в свою очередь, имеет денежное выражение, которое может дать простую основу для сравнения и оценки. Напротив, показатели эф-фективности ор¬ганизаций, целью которых является не прибыль, довольно сложны для оценки. Таким образом, в изуче¬нии эффективности государ-ственной службы существуют определенные сложности, связанные с невоз-можностью точно определить и измерить показатели эффективности.
В современном законодательстве о государственной службе в Рос-сийской Федерации не суще¬ствует отдельного закона об эффективности де-ятельности государственной службы и более того, отсут¬ствует даже от-дельная статья. Отрывочные упоминания об эффективности прописаны в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной граждан-ской службе» и связаны они с отдельными проявлениями правового стату-са государственного гражданского служащего. Так в статье 14, в кото¬рой прописаны права гражданского служащего, предусматривается, что граж-данский служащий имеет право на ознакомление с критериями оценки эф-фективности исполнения должностных обязанностей и показателями ре-зультативности его профессиональной служебной деятельности. Также в статье 47, опи¬сывающей содержание должностного регламента, есть упо-минание о том, что показатели эффективно¬сти и результативности профес-сиональной служебной деятельности гражданского служащего включа¬ются в должностной регламент. В статье 50 под названием «оплата труда граж-данского служащего» устанавливается особый порядок оплаты труда для тех служащих, которые достигли определенных по¬казателей эффективно-сти и результативности своей профессиональной деятельности. Данные по-казате¬ли устанавливаются Президентом РФ и Правительством РФ. Таким образом, в действующем законода¬тельстве о государственной службе в РФ понятие «эффективность» употребляется лишь по отношению к деятельно-сти отдельных государственных служащих, что является существенным недостатком. На данный момент необходимо законодательно закрепить инструментарий для оценки эффективности дея¬тельности государственной службы как системы.
2.2 Методы и способы оценки эффективности деятельности государ-ственных гражданских служащих
Деятельность государственных служащих играет важную роль для государства и обще¬ства. Так, в процессе профессиональной деятельности государственные служащие решают различные задачи, которые прямо или опосредовано отражаются на жизни всех граждан, например, принимают различные государственно-властные решения, занимаются правопримени-тельной, обеспечительной, контрольно-надзорной и иными видами дея-тельности. В рамках деятельности государственных служа¬щих значитель-ную роль играет оценка эффективности их деятельности, для которой мо-гут использо¬ваться различные методы и способы.
Рассматривая эффективность деятельности государственных служа-щих отметим, что данное понятие не раскрывается в нормативных право-вых актах, однако оно активно разрабатывается в науке. Эффективность деятельности государственных служащих - это осо¬бенная черта успеха профессиональной деятельности государственных гражданских служащих с точки зрения степени достижения запланированного результата и отра-жения в виде социального эффекта, именно с данной точки зрения эффек-тивность будет рассматриваться в работе.
Одним из основных документов в сфере оценки эффективности дея-тельности государственного гражданского служащего является методика, разработанная Министерством труда и социальной защи¬ты РФ в 2016 го-ду. На основании данного документа руководитель в рамках всесторонней оценки составляет отзыв о деятельности государственного служащего, ко-торый должен содержать сведения об эффективности и результативности деятельности, квалификации, а также профессиональных и личностных ка-чествах. По результатам оценки данных показателей руководитель вы-ставляет оценку от «А» до «Д», где «А» - это максимальная оценка. Например, при оценке эффективности деятельности оценка «А» выставля-ется, если все документы составляются служащим на очень высоком уровне. При оценке квалификации оцениваются знания и навыки служаще-го. При оценке профессиональных и лич¬ных качеств оценивается ориента-ция на результат, навыки командной работы, работоспособность и т.д. По результатам оценки всех показателей выставляется общая оценка и прини-мается решение о повышении сотрудника, необходимости его профессио-нального развития и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. О государственной гражданской служ¬бе Российской Федерации : Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79– ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
3. О системе государственной службы Российской Федерации : Федеральный за¬кон от 27.05.2003 г. № 58– ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
4. О муниципальной службе в Россий¬ской Федерации : Феде-ральный закон от 2 марта 2007 г. № 25– ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.
5. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
6. Указ Президента Российской Федерации № 6017 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СЗ РФ. 2012. №19. Ст. 2338.
7. Указ Президента РФ от 14.11.2017 № 548 «Об оценке эффек-тивности деятельности органов исполнительной власти субъектов Россий-ской Федерации» // СЗ РФ. 20.11.2017, № 47, – С. 6963.
8. Указ Президента РФ от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффек-тивности деятельности органов исполнительной власти субъектов Россий-ской Федерации» (ред. от 16.01.2015) // СЗ РФ. 27.08.2012, № 35, – С. 4774.
9. Указ Президента РФ от 24 июня 2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019– 2021 годы» // СЗ РФ. 2019. № 26. Ст. 3410.
10. Постановление Правительства РФ от 15 января 2020 г. № 9 «Об утверждении единой методики прохождения испытания на государ-ственной гражданской службе Российской Федерации в федеральных ор-ганах исполнительной власти» // СЗ РФ. 2020. № 3. Ст. 257.
11. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 2020 г. № 1387 «Об утверждении единой методики проведения аттестации государствен-ных гражданских служащих Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 38. Ст. 5868.
12. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июня 2016 года № 18– 1/10/В– 3980 «О направлении Ме-тодики всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/565548640 (дата обра-щения 25.11.2022).
13. Постановление правительства Белгородской области от 23 де-кабря 2019 года № 595– пп «Об утверждении Положения о системе клю-чевых показателей эффективности деятельности органов ис¬полнительной власти, государственных органов, органов местного самоуправления Бел-городской об¬ласти» Официальный интернет– портал правовой информа-ции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru, 26.11.2022.
Материалы судебной практики
14. Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17.05.2021 № 88¬5991/2021 // Консультант Плюс: [справочно–поисковая система].
15. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2021 по делу № 88–21707/2021 // Консультант Плюс: [справочно–поисковая система].
16. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2019 по делу № 88–1312/2019 // Консультант Плюс: [справочно–поисковая система].
17. Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.11.2021 № 88¬19186/2021 // Консультант Плюс: [справочно–поисковая система].
Научная литература
18. Абакумов И.В. Методы оценки эффективности деятельности госслужащих // Социально– экономические явления и процессы. – 2014. – Т. 9. – № 7. – 2014. – С. 5– 10.
19. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Изд. 2– е, доп. – М.: Изд– во РАГС, 2008. – 312 с.
20. Атаманчук Г.В. Теория государственного и муниципального управления. – М.: Омега– Л, 2014. – 652 с.
21. Ахмадов Ш.С. Актуальные проблемы функционирования си-стемы государственной гражданской службы // Вестник научных конфе-ренций. – 2021. – № 4–3 (68). – С. 22–25.
22. Барциц И.Н. О концептуальных направлениях развития систе-мы государственной службы Российской Федерации // Журнал российско-го права. – 2008. – №6 (138). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o– kontseptualnyh– napravleniyah– razvitiya– sistemy– gosudarstvennoy– sluzhby– rossiyskoy– federatsii (дата обращения: 26.11.2022).
23. Борщевский Г.А. Государственная служба: учебник и практи-кум для академического бака¬лавриата. – 2– е изд., испр. и доп. – М.: Из-дательство Юрайт, 2017. – 438 с.
24. Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление. – М.: Дашков и К, 2016. – 655 с.
25. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие / Д.Ю. Знаменский. – СПб.: ИЦ «Интермедия», 2012. – 180 с.
26. Ильин Р.А. Роль системы ключевых показателей в развитии эффективной модели государ¬ственного управления // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2017. – Т.7. – № 5А. – С. 212– 226.
27. Ковтков Д.И. Правовое регулирование дополнительного про-фессионального образования гражданских служащих // Журнал россий-ского права. – 2018. – № 11. – С. 112– 120.
28. Ковтков Д.И., Кузнецов В. И. Правовые проблемы формиро-вания резерва кадров на государственной гражданской службе // Журнал российского права. – 2019. – № 11. – С. 121– 130.
29. Коломеец Е.Е. Трудовой договор и служебный контракт: про-блемы теории и правоприменения. Монография. – Москва: Издательство «Проспект», 2019. – С.87.
30. Мазуренко А.П., Колесник С.А. Правовая политика в сфере законодательного регулирования государственной и муниципальной службы в Рос¬сийской Федерации // Закон и право. –2018. – № 6. – С. 28–31.
31. Методика оценки эффективности и результативности професси-ональной служебной деятельности государственных гражданских служа-щих, реализующих контрольные (надзорные) функции // [официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ]. URL: https:// mintrud.gov.ru/programms/gossluzhba/16/4/1 (дата обращения: 23.11.2022).
32. Седая И.В. Понятие и сущность государственной гражданской службы // Академи¬ческая публицистика. – 2020. – № 3. – С. 157–165.
33. Цай Н.И. Анализ системы прохождения государственной граж-данской службы // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 4 (38). – С. 12–14.