Фрагмент для ознакомления
2
Введение
игра урок школьник английский
Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном
возрасте. Известно, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на
эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются
особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра служит
своеобразным «общим языком» для всех ребят. Использование игры, как одного из приемов
обучения иностранному языку, значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и
доступнее детям. Тем более, игровые технологии отвечают гуманизации педагогического процесса.
По мнению М.Ю. Курбатовой, «игра легко вписывается в урок и доставляет учащимся
удовольствие. Игры для детей в младшем школьном возрасте очень важны, особенно при
обучении их английской грамматике» [9]. Наша задача сделать этот предмет интересным, ведь
дети обращают внимание на то, что вызывает их непроизвольный интерес.
Малышей привлекает школа, но наиболее естественными для них являются игровые моменты
деятельности, непосредственное общение со взрослыми и предметная наглядность. Возможность
опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию деятельности на
иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные
высказывания.
3
Глава 1. Игра как средство повышения эффективности урока
1.1 Понятие игровой деятельности
Игра как основная деятельность присуща всем детям младшего школьного возраста. Игры детей
раннего возраста, конечно, будут отличаться от игры старших дошкольников по структуре, по
форме, по содержанию. Чтобы знать, во что играть с детьми разного возраста, психологи выделяют
виды игровой деятельности дошкольников. [8, с. 153]
Постарайтесь быть для своих малышей не только наставником, но и первым другом в играх. Вопервых, вы все равно проводите с ним большую часть времени. Во-вторых, играть ребенку
необходимо для получения опыта и развития.
В-третьих, играя с ребенком, вы будете уверены, что его развлечения не носят агрессивный
характер, не воплощают негативные события и не оказывают на психику малыша травмирующего
влияния.
Играть малыш начинает практически сразу после появления на свет. Уже в возрасте 1-2 месяцев
кроха пытается дотянуться до погремушки, поймать мамин палец или попасть по резиновой
игрушке. Малыши активно познают окружающий мир через игровую деятельность, которую
принято называть ведущей. [19, с. 214]
Каждому этапу жизни и развития соответствует свой вид ведущей деятельности:
Игровая – ребенок младшего школьного возраста
Учебная – школьник и студент
Трудовая – после окончания обучения в юношеском возрасте
Игра меняет свое содержание, но всегда придерживается единой цели – развитие. Нам не понять,
почему малыш так трудно и безрадостно воспринимает наши просьбы сесть и писать палочки и
крючки. И с каким воодушевлением берется за те же палочки, если мама обыграла задачу
интересно и весело.
Но не думайте, что этот процесс дается ребенку легко. Всему нужно учиться, и игре в том числе.
Как и любой другой процесс развития и познания, игровая деятельность нуждается в основе, базе.
Для этого создается предметная среда для развития игровой деятельности. Это похоже на
организацию совместной или самостоятельной деятельности посредством использования
необходимых пособий и материалов.
Что же, давайте рассмотрим, какие бывают виды игр. Классификация их весьма обширна, так что
попробуем двигаться от больших частей к их составляющим. Условно их можно поделить на четыре
группы: [7, с. 141]
Сюжетно-ролевые
Подвижные
Театрализованные или постановочные
Дидактические
Теперь познакомимся с каждой из этих групп более подробно.
Есть сюжет, возьмите роли
4
Сюжетно-ролевая игра говорит сама за себя. Но к ней ребенок может перейти после освоения
более простых ее видов. Сначала это действия с предметами, направленные на ознакомление с
ними, изучение их свойств. Затем наступает период игры-манипуляции, когда предмет выступает в
роли заместителя чего-то из мира взрослых, то есть малыш отображает окружающую его
действительность.
К сюжетно-ролевой игре младшие школьники приходят к 5-6 годам, хотя зачатки ее можно
заметить уже в возрасте около 3 лет. К началу 4 года жизни у малышей наблюдается увеличение
активности, тяги к познанию и социализации, к совместной деятельности и творчеству.
Малыши младшего младшего школьного возраста еще не могут играть долго, и сюжеты их
незатейливы. Но уже в таком маленьком возрасте мы можем оценить инициативность, фантазию,
усвоение моральных норм и правил поведения.
Для удобства все сюжетно-ролевые игры подразделяются по подгруппы по тематике:
Игры с природными материалами. Они направлены на непосредственное ознакомление с миром
природы, изучение свойств и состояний воды, песка, глины. Такая игра способна увлечь даже
самого непоседливого карапуза, она развивает бережное отношение к природе, пытливость,
мышление.
«Бытовые» игры. Они как нельзя лучше отображают межличностные отношения в семье ребенка, в
них проигрываются события и ситуации, которые произошли с ребенком, закрепляются статусные
отношения между членами семьи.
N.B. Если внимательно проследить за детскими играми в «семью», можно иногда заметить, как
дети в игре пытаются воплотить свои желания. Например, в игре «День рождения» вы можете
понять, как малыш видит праздник, о каком подарке он мечтает, кого хочет пригласить и т.д. Это
может послужить нам подсказкой для лучшего понимания собственных детей.
1.2 Игры на уроках английского языка. Классификация игр
Одним из главных стимулов к обучению иностранного языка на начальной ступени обучения
является игра – тpадиционный, мeтод обyчения и воcпитания. Этo yникальнoe сpедство
непринужденного обyчения детей. Игpа соответcтвyeт eстeствeнным потребностям peбeнка, а
потому при ее помощи он будет учиться с большим желанием. [13, с. 57]
Для yчащихся, игра – это путь к пoзнанию. Будучи вовлеченным в игpу, yченик забываeт, что идет
урок. Часто игpа воспринимается yченикaми кaк своего рода соревнование, требующее смекалки,
быстрой рeакции, хорошего знания иностранного языка. Игpа является мощным cтимулoм в
процессе овладения учащимися иностранным языком. 112 Как известно из психoлогии, каждому
возpастному периоду характерен свой тип ведущей деятельности. В 6-летнем возрасте происходит
смена вeдущей дeятельнocти т.е происходит переход от игровой деятельности к учебной. При этом
игpа сохраняeт главную pоль. [3, с. 92]
Согласно определению, игpа – это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и
усвоение общественного опыта, в котором складываeтcя и cовершeнствуeтся самоуправление
поведением. [2] Пcихолoгами и пeдагoгами установлено, что, в первую очередь, в игре развиваeтся
cпоcобность к воображению, oбразнoму и творческому мышлeнию.
Это поисходит благодаря тoму, что в игpе pебенок стремится воccоздать ситуации окружающей
действительности, которые выходят за пределы его собственной практической деятельности, а
5
сделать он это может только с помощью условных действий. Воссоздание все более сложных
действий и событий из жизни взрослых требует переход к использованию изобразительных,
речевых и воображаемых действий.[3]
Во время игры у pебенка формируется cпоcобнocть опериpовать образами действительности. Это,
в свою очередь, закладывает основу для последующего пeрeхoда к сложным формам твopческой
деятельности. Немалое влияние на детей оказывает игра на развитие коммуникативной
спocoбности. Параллельно с тем, что ребенок воспроизводит в игре взаимодействие и
взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре
со сверстниками он также, получает опыт взаимопонимания, учится нести ответственность за свои
действия и намерения, согласовать их с другими детьми.
Нет необходимости объяснять, насколько все эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей
жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен общаться со сверстниками, сосредотачиваться
на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних
заданий. Иными словами, игра – это напрасное занятие.
Она доставляет максимум удовольствия ребенку, и в тоже время является важным средством его
развития, средством формирования полноценной личности. Как уже упоминалось, творческие игры
– способствуют развитию речевых умений. Творческие игры можно поделить на аудитивные и
речевые.
Обучение иностранному языку на начальном этапе представляет собой довольно сложную
проблему. Перед учителем стоит задача, с одной стороны, со максимально интенсивным, чтобы
учащиеся в сроки и качественно освоили образовательную программу. В свете этого перед
учителем стоит вопрос выбора технологии, которая помогла бы решить вышеупомянутые
проблемы. На наш взгляд, такой технологией является ролевая игра. Н. Ф.
Глава 2. Игры в обучении английскому языку на начальном этапе
2.1 Описание процесса исследования и формирующего эксперимента
За основу исследования была взята известны фонематические игры, проведенныя в 4Б классе
гимназии №4 им.
В результате фронтального опроса испытуемых четвероклассников удалось установить, что
затруднения учащихся при говорении и аудировании на иностранном (английском) языке
обусловлены рядом факторов объективного характера:
1) говорение и аудирование опирается на умение понимания, которое может осуществляться на
различных уровнях, предполагает уяснение логической структуры текста и адекватное
семантическое восприятие использованных автором языковых средств, и не все ученики способны
самостоятельно достичь ясного понимания содержания и смысла;
3) многие ученики имеют ограниченный словарный запас, что затрудняет процесс понимания.
Субъективными факторами, влияющими на овладение навыками говорении и аудировании,
являются индивидуальные особенности нервной деятельности, своеобразие когнитивного стиля,
степень готовности речевых механизмов и памяти учащихся.
Для определения уровней сформированности навыков говорении и аудировании мы предложили
учащимся 3-их классов прочесть текст.
6
При обучении иностранному языку на ранних этапах и в течение всего срока обучения следует
уделять особое внимание психологической стороне воспитания. Начальный этап развития
школьников является наиболее значимым, так как именно в это время меняется круг общения
ребенка, закладываются основы дальнейшего успешного взросления и осваиваются наиболее
важные аспекты обучения. Важно знать и учитывать 92 психологические особенности возраста
обучаемых, и в соответствии с ними выстраивать учебно - воспитательную работу. Особенностью
периода начальной школы является так же то, что он практически совпадает с кризисом 7 лет (или
вторым физиологическим кризом).
По словам Л.С. Выготского, данный кризис проявляется у детей школьного возраста. Для ребенка
этот период протекает наиболее тяжело с точки зрения того, что: с одной стороны, происходит
смена круга общения, вступление в социум, формирование собственного «я», с другой, внутренние
и внешние изменения, включающие смену настроения, повышенную утомляемость и ранимость.
Именно поэтому, переходя от игровой деятельности к учебной, ребенок испытывает некоторые
трудности с пониманием значимости обучения. Поначалу его интерес к предметам обусловлен
стремлением получить хорошую оценку или мотивацией со стороны семьи, в дальнейшем
необходимо донести до ребенка важность преподаваемого материала и его освоения. На
обучаемость младших школьников влияют следующие свойства: малый объем кратковременной
памяти, недостаточная абстрактность мышления, преобладание непроизвольного внимания и
произвольного воображения. Принимая во внимание данные особенности, следует определить
наиболее приемлемый метод преподавания иностранного языка для детей 6 - 10 лет. Необходимо
понимать, что быстрее и легче запоминается то, что вызывает эмоциональный всплеск и
заинтересовывает детей.
По этой причине следует использовать задания и упражнения с темами и ситуациями, которые
стимулировали бы интерес учеников. Мотив деятельности как опредмеченная потребность [2]
связывает учебный процесс с потребностями обучающего. Мотивы бывают внешние и внутренние,
формирующиеся на основе внутренних потребностей. От преобладающего мотива будут зависеть
дальнейшие старания и усилия обучающихся и их дальнейший прогресс.
Следует сделать отсылку к закону мотивационной готовности, который гласит, что на начальном
этапе обучения у обучающегося превалирующим является внутренний мотив, но если дальнейшее
обучение не соответствует его ожиданиям, внутренний мотив перейдет во внешний, который в
свою очередь является более слабым. Детям намного сложнее сохранять мотивацию в условиях
обучения в школе, так как происходит быстрое угасание внутреннего мотива и его переход во
внешний. В результате этого возникает вопрос о том, как учителю и / или родителям мотивировать
ребёнка и поддержать в нем стремление к изучению.
2.2 Анализ полученных результатов
Результаты изучения навыков говорении и аудировании в экспериментальной и контрольной
группе школьников представлены в таблице 1.
Для определения уровня готовности к говорению и аудированию на итоговом этапе эксперимента
была вторично проведена методика определения уровня подготовленности к говорению и
аудированию на иностранном (английском) языке.
Заключение
7
Игра как основная деятельность присуща всем детям младшего школьного возраста. Игры детей
раннего возраста, конечно, будут отличаться от игры старших дошкольников по структуре, по
форме, по содержанию.
Игра меняет свое содержание, но всегда придерживается единой цели – развитие. Нам не понять,
почему малыш так трудно и безрадостно воспринимает наши просьбы сесть и писать палочки и
крючки. И с каким воодушевлением берется за те же палочки, если мама обыграла задачу
интересно и весело.
Одним из главных стимулов к обучению иностранного языка на начальной ступени обучения
является игра – тpадиционный, мeтод обyчения и воcпитания. Этo yникальнoe сpедство
непринужденного обyчения детей. Игpа соответcтвyeт eстeствeнным потребностям peбeнка, а
потому при ее помощи он будет учиться с большим желанием.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Багрова А.Я. Ролевые игры в обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. —
http://www.noungi.ru/ELIBRARY/Linguistics/Bagrova/Role%20playing.doc
2. Вошина О.Е. Особенности перевода индивидуально-авторской метафоры С. Моэма. Вестник
ВГУ, Серия лингвистика и межкультурная коммуникация, 2003, № 2
http://www.vestnik.vsu.ru/index_ru.asp
3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. –
1966. – № 6. – С. 62 - 76.
4. Деева Л. Р. Особенности перевода названий художественных фильмов // Наука в
исследованиях молодых: материалы V Научного форума студентов, магистрантов, аспирантов
(Новосибирск, 28 апреля 2014 г.). Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. C. 31-37.
5. Жукова И.В. Дидактические игры на уроках английского языка // Пер- вое сентября. –
Английский язык, 2006.
6. Захарова Л. И. Феномен языковой игры в современной публицистике (на материале
заголовков газет) // Проблемы фразеологической и 86 лексической семантики: материалы
международной научной конференции (Кострома, 18-20 марта 2004 г.). М.: ООО ИТИ Технологии,
2004.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
8. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Акаде- мия, 2005.
9. Луговая Н.В. Как переводить названия кинофильмов (на материале названий французских
кинофильмов и их переводов на русский язык) 2013 http://www.rostov-language.ru/.
10. Милевич И. Стратегии перевода названий фильмов, 2007. Перевод, стилистика.
http://yandex.ru/ 8. Блэк М. Метафора // Теория метафоры. М, 1990. С. 153.
11. Мужев В.С. О функциях заголовков // Ученые записки МГПИИЯ им. М. Тореза. 1970. №55. С.
1-8.: 6 c.
12. Одилова Н. Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения // Молодой
ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 121-124.
8
13. Рецкер Я.И. Теория перевода и переводческая практика. М.: «Международные отношения»,
2001. 159 с.
14. Складчикова Н.В. Межъязыковые отношения метафор: Учеб. пособие. Кемерово, КемГУ,
1987. 68 с.
15. Степанова Е.Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку // ИЯШ. – 2004.
16. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М.: Просвещение, 1984.
17. Утепкалиева А. Ж. Расширение значения использования ролевых игр на уроках английского
языка // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. —№ 13 (342) — С. 103-105.
18. Шишкин С.М. Ролевая игра как один из видов упражнений на начальной ступени обучения//
Система упражнений для обучения говорению на иностранном языке в средней школе: Сборник
научных трудов под редакцией В.А. Слободчикова, Е. И. Пассова [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: http://pedsovet.org/publikatsii/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,14837/It
emid,118(дата обращения 15.08.16)
19. Hancock M. Pronunciation Games. – Cambridge: Cambridge University Press, 1995. – 112 p.