Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования «Общая характеристика правоотношений по социальному обеспечению» не вызывает сомнений в силу множества факторов, среди которых можно выделить следующее.
Проблема социальной защищенности населения выступает одной из злободневных проблем отечественного общества начала Третьего тысячелетия. Ее распространение определено форсированным переходом нашей страны к рыночной экономике, социальным расслоением населения на бедных и богатых, резкой социальной поляризацией общества и социальным неравенством.
Государство формирует рынок социальных услуг как одно из основных направлений становления социальной политики. В Государственной программе нашего государства «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 г. было указано, что в период осуществления программы субъектами РФ в границах региональных программ устанавливается осуществление переориентации работы системы органов социальной защиты населения субъектов РФ и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи незащищенным слоям населения.
Тем не менее, на сегодняшний день тяжело оценить истинную результативность установленных мер, и курсовая работа призвана внести вклад в совершенствование этой проблемы.
Теоретические источники темы исследования в сфере правоотношений по социальному обеспечению включают множество работ российских ученых-правоведов: В.В. Витрянского, И. В. Гайдыма, Н.А. Ивановой, Г.А. Кутьиной, Т.И. Лысенко, Д.А. Медведева, С.А. Сторчак, Е.А. Суханова, М.М. Тихомиров а, О.А. Чаусской, О.И. Чистякова и др. При этом эволюция социально-экономических отношений обусловлена адекватным развитием системы организационно-правового регулирования, которое невозможно без проведения научных исследований и разработок в рассматриваемой сфере правоотношений по социальному обеспечению.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе являются общественные отношения, складывающиеся в связи с установлением и реализацией правоотношений по социальному обеспечению населения.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения по социальному обеспечению населения.
Целью курсовой работы является изучение общей характеристики правоотношений по социальному обеспечению в Российской Федерации.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- дать понятие правоотношений по праву социального обеспечения;
- представить виды правоотношений права социального обеспечения;
- обозначить государственную социальную помощь на основании социального контракта;
- выделить государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, доплат к пенсии и денежных выплат;
- указать проблему обеспечения контроля в сфере социального обслуживания граждан;
- рассмотреть актуальные проблемы организационно-правовых форм социальной защиты населения.
Теоретическая и практическая значимость исследования в возможности использования основных его положений в процессе изучения обучающимися курсов «Право социального обеспечения», «Социальное право» и ряда других учебных дисциплин.
Методологические основы курсовой работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основную часть (включающая три главы), заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ПРАВУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие правоотношений по праву социального обеспечения
Под правоотношениями по социальному обеспечению следует понимать общественные отношения, которые регламентируются нормами права, появляющиеся между гражданином и государством (его органами), органами местного самоуправления, организациями и работодателями-индивидуальными предпринимателями, по поводу предоставления гражданам как материального, так и других видов обеспечения в случае возникновения социальных рисков.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции РФ [1] каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, а общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. И если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ).
Конвенцией № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения»[2] (далее - Конвенция) для некоторых ее положений обеспечение предоставляется непосредственно в виде обслуживания либо опосредовано в виде возмещения расходов, понесенных заинтересованным лицом (п. 2 ст. 1 Конвенции).
Согласно Конвенции социальное обеспечение включает в себя медицинское обслуживание (разд. II), а также обеспечение по болезни (разд. III), безработице (разд. IV), старости (разд. V), по материнству (разд. VIII), инвалидности (разд. IX), случаю потери кормильца (разд. X), в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием (разд. VI), а также семейное обеспечение (разд. VII).
Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 03.10.2018 № 349-ФЗ «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)»[7], который вступил в силу с 01.01.2019. Конвенция вступила в силу для России 26.02.2020.
Согласно ст. 1 данного Закона Российская Федерация принимает на себя на основании указанной Конвенции обязательства в отношении:
- медицинского обслуживания;
- обеспечения по болезни;
- обеспечения по старости;
- обеспечения в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
- обеспечения по материнству;
- обеспечения по инвалидности;
- обеспечения по случаю потери кормильца.
На основании п. 2 ст. 39 Конституции РФ социальное обеспечение в виде государственных пенсий и социальных пособий устанавливается законом.
Правоотношения по социальному обеспечению базируются на комплексе мер по созданию условий для оказания материальной поддержки и помощи гражданам, поддержанию их уровня жизни, отвечающего целям социального государства и установленным в стране и на международном уровне стандартам. Прежде всего, речь идет о системе пособий, выплат и пенсий по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и т.п.[17]
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронный ресурс: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 29.11.2022.
2. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // Собрание законодательства РФ. - 08.06.2020. - № 23. - Ст. 3589.
3. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.10.1997. - № 43. - Ст. 4904.
4. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3699.
5. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6249.
6. Федеральный закон от 22.12.2014 № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2014. - № 52 (часть I). - Ст. 7532.
7. Федеральный закон от 03.10.2018 № 349-ФЗ «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)» // Собрание законодательства РФ. - 08.10.2018. - № 41. - Ст. 6189.
8. Федеральный закон от 22.12.2020 № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отнесения лиц, награжденных знаком «Житель осажденного Севастополя», к ветеранам Великой Отечественной войны и установления им правовых гарантий социальной защиты» // Собрание законодательства РФ. - 28.12.2020. - № 52 (Часть I). - Ст. 8577.
9. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - № 3. - Ст. 140.
10. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // Собрание законодательства РФ. - 28.04.2014. - № 17. - Ст. 2059.
11. Распоряжение Правительства РФ от 10.12.2021 № 3525-р (ред. от 01.03.2022) «Об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2022 год» // Собрание законодательства РФ. - 20.12.2021. - № 51. - Ст. 8910.
12. Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 57 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году» // Собрание законодательства РФ. - 31.01.2022. - № 5. - Ст. 789,
13. Приказ Минтруда России от 03.08.2021 № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта» // Справочно-правовая системаКонсультантПлюс, дата обращения 28.11.2022.
14. Социальный кодекс Белгородской области: Закон Белгородской области от 28 декабря 2004 г. № 165 // Белгородские известия. 2004. 29 дек.
Научная и учебная литература
15. Аюшеева И.З., Богданова Е.Е., Богданов Д.Е. и др. Реформа обязательственного права России: проблемы и перспективы. М., 2018. С. 213 - 220.
16. Благодир А.Л. К вопросу о формировании системы социально-обеспечительного законодательства к началу 90-х годов XX века // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 26 - 30.
17. Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Богатырева Н.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (постатейный) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 29.11.2022.
18. Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.
19. Захаров А.А. Некоторые проблемы формирования понятийного аппарата федерального законодательства о социальной защите населения // Российский юридический журнал. 2015. № 4. С. 113 - 126.
20. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2009. 656 с.
21. Миронова Т.К. Новации в понятийном аппарате права социального обеспечения и их влияние на предмет отрасли // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 155.
22. Понятовская О. Условия проживания и уход // Социальная защита. 2016. № 7. С. 44.
23. Седельникова М.Г. Организационно-правовые формы социального обеспечения // Проблемы общей части права социального обеспечения. М., 2017. С. 49.
24. Седельникова М.Г., Пузырева А.А. К проблеме межотраслевого взаимодействия в праве социального обеспечения // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 1. С. 31.
25. Силкина Е.А. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013.С. 18.
26. Тарусина Н.Н., Лушников А.М., Лушникова М.В. Социальные договоры в праве. М., 2017. С. 448.
27. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире. М., 2016. С. 119.
28. Электронный ресурс: https://bel.ru/news/society/20-12-2021/sotsialnyy-kontrakt-dlya-maloimuschih-v-belgorode-v-2022-godu/se3, дата обращения 29.11.2022.
29. Юридическая помощь: вопросы и ответы. Выпуск III. Москва: Редакция «Российской газеты», 2020. Вып. 2. 160 с.
Судебная практика
30. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. № 3-П // Электронный ресурс. URL: http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 28.11.2022.