Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы представленной работы заключается в следующем: под понятием «показания подозреваемого» понимаются доказательства, которые, безусловно, важны при правильном разрешении уголовного дела. Часто доказательства содержат такие фактические данные, которые нельзя получить из других источников. Достоверные «признания» подозреваемого носят комплексный характер, поскольку содержат информацию практически обо всех фактах, представляющих интерес для следствия, в отличие от других доказательств, которые чаще всего устанавливают лишь отдельные элементы состава преступления. В любом уголовном деле признание подозреваемого выступает не только источником новой информации об обстоятельствах, представляющих интерес для следствия.
Изначально в своей практической деятельности следователь довольно часто встречается с новыми, незнакомыми следственными и криминальными ситуациями. Из-за нетипичного и нестандартного характера таких ситуаций, а иногда и из-за отсутствия ситуационного мышления следователь не всегда способен самостоятельно решать нестереотипные задачи, которые возникают перед ним. Дополнительную актуальность теме представленной работы придает наличие многих спорных вопросов, касающихся применения тактических приемов при допросе подозреваемого.
Степень научной разработанности. Проблема допроса была изучена многими российскими и зарубежными авторами в своих работах. Это такие авторы как: Б.П. Юдин, Л. С. Рычкалова, Е. В. Егошин, Л. В. Алексеева и др.
Объект исследования представляет собой особенности тактики допроса, а также его психологические основы.
Предметом исследования является научная и учебная литература по данной теме, а также нормативно-правовые акты.
Цель представленной работы – это выявить криминалистические особенности тактики допроса, рассмотреть проблемы и предложить пути решения в данном направлении. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- охарактеризовать понятие и криминалистическая сущность допроса;
- проанализировать использование психологических знаний при производстве допроса;
- выявить особенности тактических приемов производства допроса;
- выявить особенности тактических приемов закрепления результатов допроса.
Методологическая основа работы предполагает использование таких методов научного познания как: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Представленная работа состоит из введения, основной части, разделенной на разделы и подразделы, заключения, списка использованных источников.
Глава 1.Теоретические основы допроса в криминалистике
1.1. Понятие и криминалистическая сущность допроса
Допрос – это способ для следователя, дознавателя получить информацию от лица, располагающего какой-либо информацией о совершенном преступлении, для подтверждения той или иной версии следствия.
При этом допрос является не только подтверждением следственной версии, но и процессуальным следственным действием, протокол которого является доказательством, как на предварительном следствии, так и в суде.
«Допрос – это процесс получения доказательств от лица, обладающего информацией, относящейся к расследуемому вопросу. Для следователя показания являются источником доказательств, для подозреваемого показаниями - средством защиты от возникшего в отношении него подозрения или предъявленного ему обвинения» .
Задача следователя во время допроса – получить максимально правдивую и полную картину произошедшего. Допрос – является «сложносоставным» следственным действием. Ценность его для расследования чрезвычайно высока, характер допроса проявляется в следующем:
1. Допрос - это разновидность познавательной деятельности.
2. Во время проведения допроса происходит познавательная деятельность.
Информация, которую сообщает допрашиваемое лицо, воспринимается следователем непосредственно. Следует отметить ярко выраженных характер допроса с использованием сред коммуникации. Одновременно можно говорить, что именно в инициативе следователя можно увидеть особенности межличностного общения. Во время допроса, который является одним из первоначальных следственных действий, как правило, следователь располагает очень ограниченным объемом информации, относящейся к преступному событию.
3. Когнитивная активность во время допроса характеризуется ретроспективной направленностью.
4. Регулирование познавательной деятельности следователя уголовно-процессуальными нормами.
Так, отметим, что допрос – это прежде всего когнитивно-коммуникативная процессуальная деятельность следователя, она выражается в том, как следователь воспримет информацию о событии преступления, проводя общение с допрашиваемым. Основной целью допроса является получение таких доказательств, которые отражают преступное событие, также к целям отнесем и фиксацию данных доказательств. Эти заявления являются источником доказательств, а фактические данные, содержащиеся в них, являются доказательствами. В качестве общей задачи допроса можно отметить получение, фиксирование и оценка достоверности информации, полученной от допрашиваемого о событии преступления. Достижение поставленной задачи возможно путем решения следователем ряда вопросов, которые обусловлены желанием или нежеланием подозреваемого давать показания.
В дополнение к этой задаче перед следователем стоят другие очень важные задачи, направленные на решение первой: изучение личности допрашиваемого подозреваемого и его расположения к себе, установление психологического контакта с допрашиваемым подозреваемым, уточнение тактической позиции допрашиваемого лица; установление факта наличия или отсутствия сознательная ошибка; установление факта наличия или отсутствия забвения информации, необходимой для расследования; «изобличение допрашиваемого во лжи, при попытке исказить или скрыть истину» .
Специфика допроса подозреваемого определяется его процессуальным статусом и его позицией, которую он занимает в зависимости от желания дать правдивые показания или показания, содержащие ложь. В то же время не следует преувеличивать важность процессуального статуса. Профессор Р.Л. Ахмедшин отмечает, что «в тактическом аспекте это фактор необъективный, так как, во-первых, негативную позицию по отношению к процессу расследования могут занимать не только подозреваемый, но и потерпевший, во-вторых, нередки случаи проявления искренности подозреваемого» .
Таким образом, проанализировав понятие допроса, можно сделать вывод, что наиболее важным является выделение двух видов допроса, это: допрос добросовестного допрашиваемого и недобросовестного допрашиваемого.
1.2. Использование психологических знаний при производстве допроса
Допрос представляет собой такую часть уголовного процесса, которая непосредственно с ним тесно связана. Рассматриваемое следственное действие предполагается как вербальное, то есть его форма устная, осуществляемая в форме беседы (общения). История, зафиксированная в протоколе, и ответы на вопросы составляют показания допрашиваемого лица. Таким образом, допрос — это специальная процедура, тщательно регламентированная законом, посредством которой уполномоченные лица получают от граждан показания - информацию (справку, данные) о расследуемом преступлении и связанных с ним событиях.
Сегодня трудно представить высококвалифицированное расследование без привлечения психологических знаний. Невозможно понять любое поведение, в том числе и преступное, без понимания психологии личности, господства механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов. В н
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1- ФКЗ с изм. от 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс.
3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.10.2022) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс.
Научная литература
4.Алексеева Л. В. Психология субъекта и субъекта преступления — Тюмень, изд. ТГУ, 2017.
5.Ахмедшин Р.Л. Тактика коммуникативных следственных действий. Томск, 2017. – С.12.
6.Бабаева Э.У. Некоторые теоретические и практические аспекты учения о преодолении противодействия уголовному преследованию. – М., 2017. – С.98-102.
7.Егошин Е.В. Тактические особенности допроса в условиях бесконфликтной ситуации // Сборник материалов криминалистических чтений. – 2015. – № 11. – С. 30-31.
8.Иванова Ю.В., Зоткин С.Ф. Производство допроса при расследовании хищений // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 6-7. – С.81.
9.Некипелов С.С. Тактические приемы допроса при оказании подозреваемым, обвиняемым противодействия расследованию // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2017. – С. 74
10.Павловская, А. Ю. Привлечение психологических знаний в ходе допроса / А. Ю. Павловская // Молодой ученый. – 2018. – № 18 (77). – С. 704-706.
11.Рычкалова Л.С. Проблемы тактики допроса подозреваемого и обвиняемого // Общество и право. – 2014. – № 4. – С. 207.
12.Саньков В.И. Показания подозреваемого (обвиняемого), признающегося в совершении преступления: проблемы криминалистической тактики и пути их решения // Актуальные проблемы современной криминалистики. – 2017. – № 3. – С.195.
13.Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста. – М.: Юрист, 2016.
14.Юдин Б.П. Пути преодоления конфликтной ситуации, возникающей в ходе допроса // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2018. – № 2. – С. 138.
Учебная литература
15.Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Россинская Е. Р. Криминалистика. М.,3-е издание, 2018.
16.Александров И. В. Криминалистика. Тактика и методика. Учебник для бакалавриата и магистратуры. М: Юрайт, 2017. 314 с.
17.Багмет А. М., Бастрыкин А. И., Бессонов А. А. Криминалистика. Учебник. М: Проспект, 2021. 616 с.
18.Ищенко Е. П. Криминалистика. М: Проспект, 2021. 504 с.
19.Питерцев, С. К. Тактические приемы допроса: учеб. пос. / С. К. Питерцев, А. А. Степанов. 4-е изд., перераб. СПб., 2018. – С.71.
20.Уголовный процесс России: учеб .под. ред. Громов Н.А., Пономаренков В.А., Францифоров Ю.В. – М,2018. – С.210.