Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение……………………………………………………………....…3
Глава 1. Теоретические основы организации и проведении
игровых форм в системе профессионального образования….…..5
1.1. Игровые технологии в системе профессионального
образования…………………………………………………………..….5
1.2. Игра как средство формирования общих и профессиональных
компетенций будущих специалистов………………………………..…11
Глава 2. Методические основы организации и проведения
игровой формы обучения для подготовки рабочих
по профессии «Оператор станков с ЧПУ»……………………..……20
2.1. Игровые технологии как метод обучения……………………..….20
2.2. Методические рекомендации по организации и проведения игр
при подготовке рабочих по профессии «Оператор станков с ЧПУ»..26
Заключение………...…………………………………………….….……32
Список использованных источников……………………………..……34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной профессиональной образовательной среде происходит стремительное изменение процессов производства на основе внедрения новых современных технологий. Проблема подготовки высококвалифицированных кадров стояла во все времена. Сегодня в условиях ИКТ технологий и цифрового образования эти проблемы становятся ещё более актуальными. Современный квалифицированный специалист должен владеть глубокими профессиональными знаниями, необходимыми профессиональными умениями и навыками, а также сформированными общими и профессиональными компетенциями, что является требованиями ФГОС СПО по профессиям и специальностям. Каждый специалист должен быть готовым к принятию профессиональных ответственных решений.
Многие из образовательных результатов, которые регламентируют ФГОС СПО и основная профессиональная образовательная программа можно получить за счёт реализации игровых технологий. От способности своевременно принимать профессиональные решения зависит не только деятельность самого специалиста. От этого зависит успешность функционирования предприятия. Способность принимать профессиональные решения у студентов возможно посредством использования игровых технологий в учебном процессе. Цель работы: разработать методику организации и проведения игровой формы обучения для подготовки рабочих по профессии «Оператор станков с ЧПУ».
Объект исследования: образовательный процесс в системе СПО.
Предмет исследования: игровые технологии при подготовке к профессии «Оператор станков с ЧПУ».
Задачи:
1. Изучить особенности игровых технологий в системе профессионального образования.
2. Рассмотреть игру как средство формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.
3. Разработать игровую технологию как метод обучения.
4. Предложить методические рекомендации по организации и проведения игр при подготовке рабочих по профессии «Оператор станков с ЧПУ».
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация и сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации и проведении игровых форм в системе профессионального образования
1.1. Игровые технологии в системе профессионального образования
В современной образовательной среде игровые технологии играют достаточно большую роль. В качестве альтернативных технологий могут выступать проектные технологии, технологии полного усвоения знаний, проблемные, технология критического мышления и др. Достаточно часто эти технологии используются в образовательном процессе системно и комплексно. Одним из главных принципов обучения остаётся принцип активности обучающихся. В связи с этим именно игровая деятельность студентов и обучающихся будет являться мотивирующей средой для формирования соответствующих образовательных результатов [7].
Сегодня можно уверенно говорить о том, что современный рынок труда является одним из самых динамично развивающихся рынков в России. На данное развитие оказывают влияние различные факторы.
Среди них можно отметить:
-выход за рубеж отечественных производителей;
-вливание инвестиций;
-свободно сложившиеся экономические отношения;
-разработка государством программ, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса;
-увеличившийся спрос на продукцию, товары и услуги со стороны физических лиц и др.
Будущий специалист, вкладывая свои силы, опыт и знания в выполняемую им работу, ориентируется не только на высокий доход и возможности повышения по карьерной лестнице. Компетентный специалист всегда рассматривает собственную трудовую деятельность как проект будущего, с определённой позиции, нравится ли ему заниматься тем, чем он занимается. Профессионально подготовленный сотрудник будет не только эффективно и плодотворно трудиться, принося прибыль организации. он всегда будет стремиться к обучению и самообучению, поскольку сегодня каждый понимает насколько быстро изменяется современное производство. Успех любой организации всегда зависит от работающих в ней сотрудников.
Современный образовательный процесс сегодня регламентирован требованиями ФГОС СПО. В качестве образовательного результата в ФГОС рассматриваются знания, умения, практический опыт и сформированные общие и профессиональные компетенции. Под знаниями понимаются полученные в процессе обучения теоретические и практические знания, которые позволят в дальнейшем обучающемуся наиболее эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Под умениями понимают практическое применение полученных в процессе обучения знаний и способность выполнения осознанных профессиональных действий [11].
В современной образовательной модели редко упоминается такой образовательный уровень, как навык, поскольку современная система профессионального образования реализуется на основе компетентностного подхода. Вместо понятия навык сегодня говорят про сформированные компетенции, но принципиального отличия здесь не возникает, поскольку навык – это есть умение, доведённое до автоматизма и выполняемое в заданную единицу времени. Под компетенцией понимают способность и готовность к выполнению конкретного заданного вида профессиональной деятельности (ВПД). В ФГОС каждый из ВПД представлен соответствующим профессиональным модулем, освоив содержание которого специалист, при выполнении определённых аттестационных процедур будет иметь сертификат, подтверждающий сформированность у него совокупности необходимых компетенций.
В процессе обучения всегда возникает закономерный вопрос как именно заинтересовать студентов более продуктивно осваивать все те знания и умения, которые обязан выдать педаго
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация [Текст] / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая кн. - 2009. - 220 с.
2. Айламазьян, А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра [Текст] / А.М. Айламазьян. - М.: Владос-пресс, 2014. –285 с.
3. Аксенов, В.В. Экономические деловые игры [Текст] / В.В. Аксёнов. – Среднее профессиональное образование. 2000. - No 8. – С. 28 – 32.
4. Бельчиков, Я.М., Бирштейн М.И. Деловые игры. [Текст] / Я.М. Бельчиков // Рига: Авотс. - 2009. - 304с.
5. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем [Текст] / В.П. Беспалько. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. - 204 с.
6. Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения [Текст] / А.А. Вербицкий. - Современная высшая школа. - 2002. - No 3. – С 39 - 45.
7. Вербицкий, А.А. Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов [Текст] / А.А. Вербицкий, Т.А. Платонова // Обзорная информация. НИИВШ. М. -2006. - Вып. З. - 42 с.
8. Иоффе, А.Н. Активная методика – залог успеха [Текст] / А.Н. Иоффе // Гражданское образование. Материал международного проекта. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. - 2000. – 382 с.
9. Карпенко, М.В. Будущему образованию – технологию будущего [Текст] / М.В. Карпенко. – Обозреватель. – 2009. - No 6. – С.18-22.
10. Кругликов, В.Н. Интерактивные образовательные технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 353 с.
11. Минаев, Д. В. Маркетинг: Игровой практикум. Деловые игры, упражнения, тесты. [Текст] / Д.В. Минаев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 320 с.
12. Мисаилов, А.Ю. Требования к экономической подготовке студентов
колледжа в современном профессиональном образовании [Текст] / А.Ю. Мисаилов //Интернет-журнал «Науковедение». — 2011. —N2 7. — С. 2 - 8.
13. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко// Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
14. Мынбаева, А.К., Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать. Учебное пособие [Текст] / А.К. Минбаева, З.М. Садвакасова. – Алматы. - 2009. – 344 с.
15. Напалкина, М.В. Деловая игра как активный метод обучения. учеб. пособие [Текст] / М.В. Напалкина. - Екатеринбург: Интеграция образования -2012. - с. 17 – 20.
16. Пафилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. Метод. пособ. [Текст] / А.П. Пафилова. – М.: Академия, - 2010. – 368 с.
17. Панфилова, М. В. Игровые формы обучения персонала организации / М. В. Панфилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 927-929. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11245/ (дата обращения: 28.11.2022).
18. Плешакова, Н.В. Деловые игры в экономике: методология и практика. Учеб. пособие [Текст] / М.В. Плешакова. — М.: КноРус, 2008.— 235 с.
19. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Метод. пособие [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Просвещение. - 2005. - 305 с.
20. Трайнев, В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения [Текст] / В.А. Трайнев. – М.: Дашков и Ко. - 2005. – 360 с.
21. Чеглакова, Л.С. Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей [Текст] / Л.С. Чеглакова. - М.: Концепт. - 2012. ‒ с. 2–7.
22. Шаронова, С.А. Деловая игра. Практикум [Текст] / С.А. Шаронова. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов. - 2005. – 90 с.