Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В современных обществах любая человеческая деятельность организована через институты. Библиотеки и другие подобные учреждения собирают, хранят, обрабатывают, систематизируют, распространяют информацию/знания, записанные в документах. С развитием информационных технологий и ростом категорий пользователей и их информационных потребностей в различных ситуациях современное общество движется к информационному обществу, в котором центральным инструментом изменений, силой и направлением изменений являются знания и информация.
Реагируя на изменения в информационной среде, на изменения интеллектуальных ориентиров современной молодёжи как наиболее активной части населения, библиотека выступает также и как методический и научно-исследовательский центр по изучению молодёжи, её интересов, мотиваций и направлений развития молодёжной политики. Изучая глубинные процессы, происходящие в молодёжной среде, проще делать прогнозы общественного развития и, как следствие, развитие библиотечной практики, идущие рука об руку.
Библиотека имеет три основные функции, ориентированные на «удовлетворенность пользователя». Они включают приобретение знаний/информации; организация знаний/информации; и распространение знаний/информации.
Содержание понятия досуговой деятельности, ее субъектов, структуры, функций нашло отражение в публикациях Е. И. Григорьевой, В. З. Дуликова, П. Ф. Максютина, Г. Н. Новиковой, Ю. А. Стрельцова.
Определенный интерес для данной работы представили труды отечественных библиотековедов, которые рассматривают деятельность библиотеки в культурологическом и коммуникативном аспектах: Е. Ю. Гениевой, М. Я. Дворкиной, Е. В. Домаренко, В. П. Леонова, Т. Б. Марковой, В. А. Невского и других.
Объект работы – молодежь в социокультурном пространстве библиотеки.
Предмет работы - влияние библиотек на организацию досуга современной молодежи.
Цель работы – рассмотреть роль библиотеки в организации досуга молодёжи.
Задачи работы:
- рассмотреть библиотеку как социальный институт;
- проанализировать современную библиотеку как центр организации досуга молодежи;
-рассмотреть опыт работы Российских публичных библиотек с молодежью;
-рассмотреть зарубежный опыт библиотечных услуг для молодежи.
Практическая значимость работы заключается в изучении опыта зарубежных и российских библиотек по применению современных форм работы для привлечения молодежи.
Методологию работы составили методы анализа, сравнения и классификации теоретических источников.
Глава 1. Библиотека в социокультурном пространстве
1. 1. Библиотека как социальный институт
Библиотеки - это места хранения информации. Помимо простых книг, библиотеки являются хранилищами данных, предоставляя людям свободный доступ к огромному количеству данных. Являясь воротами к информации и культуре, библиотеки играют основную роль в обществе. Ресурсы и услуги, которые они предоставляют, создают возможности для обучения, поддерживают достижения и образование, а также способствуют появлению новых идей и взглядов, которые являются центральными для оригинального и инновационного общества.
«Библиотеки являются одним из важнейших учреждений культуры; их роль и значение в обществе основаны на выполнении определенных социальных функций. В конце 1970-х - начале 1980-х годов Ю.Н. Столяров и А.В. Соколов обосновали социальные функции библиотек в своих исследованиях по библиотечному делу. Эти функции, в свою очередь, были разделены на существенные и производные» .
Во-первых, важнейшие социальные функции библиотек заключаются в распространении во времени и пространстве социально значимых идей и знаний, зафиксированных в документах, с целью удовлетворения существующих информационных потребностей и создания нового спроса.
Их реализация определяется «миссией» библиотеки (общественное назначение) и включает в себя сбор, хранение документов и организацию доступа к информации, удовлетворение потребностей пользователей в информации и связанных с ней. Очевидно, что библиотеки выполняли все важнейшие социальные функции с момента своего появления и до настоящего времени. Библиотека не могла бы существовать как социальное учреждение без кого-либо из них. На эти функции не влияют глобальные преобразования; они стабильны и подтверждены долгой историей библиотек; они присущи библиотекам всех видов и разновидностей, всех стран и континентов. Однако разные библиотеки реализуют эти функции по-разному, поскольку полнота активов, сроки хранения, количество пользователей и условия их обслуживания имеют свои особенности в библиотеках различных типов.
Производные социальные функции библиотек обусловлены желанием общества использовать библиотечные возможности для решения своих текущих проблем. Эти функции включают в себя содействие образованию и воспитанию населения, информационную поддержку научной, производственной, образовательной и рекреационной деятельности граждан.
С середины 1990-х годов изменения в социальной ситуации потребовали внедрения элементов маркетинга и пересмотра методологических подходов в библиотечную деятельность. Библиотеки отказываются от концепции «ресурса» и прибегают к модели, ориентированной на потребителя, основанной на учете потребностей пользователей и придании им приоритетного значения. Основой их деятельности являются не только доступные активы и документы, но и потребности реальных и потенциальных пользователей. Сама жизнь выдвигает новые требования, которые заключаются в том, что доступные информационные ресурсы, виды, формы и методы предоставляемых услуг должны быть адаптированы к ситуации.
Текущая ситуация подразумевает набор внешних условий и внутренних возможностей конкретной библиотечной деятельности, которые должны регулярно контролироваться. Миссия каждой библиотеки, а также ее общественная миссия (задача) зависят от условий, а именно от окружающей среды, и поэтому она не может быть постоянной и одинаковой для всех людей. Каждая отдельная библиотека представляет собой гибкую структуру, которая должна перестраивать свою деятельность в соответствии с изменениями в сфере обслуживания, развитием библиотек в стране, появлением новых промышленных технологий и реализацией государственных (муниципальных) программ.
С самого начала своего существования как места для хранения деловых, юридических, исторических и религиозных записей цивилизации, библиотеки с середины 20-го века превратились в обширную совокупность информационных ресурсов и услуг. Быстрое развитие компьютеров, телекоммуникаций и других технологий сделало возможным хранение и извлечение информации в различных формах и из любого места, где есть компьютер и телефонная связь. Термины «цифровая библиотека» и «виртуальная библиотека» начали использоваться для обозначения обширных коллекций информации, к которым люди получают доступ через Интернет, кабельное телевидение или какой-либо другой тип удаленного электронного соединения.
«Основная цель общедоступной библиотеки - предоставлять ресурсы и услуги в виде средств массовой информации для удовлетворения потребностей людей и команд в образовании, данных и частном развитии, а также в отдыхе и досуге. Они играют очень важную роль в развитии и поддержании демократического общества, предоставляя индивиду доступ к качественным и разнообразным данным, идеям и мнениям» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боронина, Н.В. Система культурно-досуговой деятельности научных библиотек в эпоху цифровизации: что предложить читателю / Н. В. Боронина // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 8. – С. 39-50.
2. Боронина, Н.В. ИРНП-деятельность как неотъемлемая часть деятельности научных библиотек в эпоху цифровизации общества / Н. В. Боронина // Научные и технические библиотеки. – 2022. – № 4. – С. 78-89.
3. Вязникова, В.В. Культурно-досуговая деятельность современных публичных библиотек: сущность, возможности и проблемы реализации / В. В. Вязникова // Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития в социокультурном пространстве : сборник научных статей по итогам VII Международной научно-практической конференции / под редакцией Г.Н. Петрова. – Чебоксары, 2020. – С. 141-146.
4. Домаренко, Е. В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки : научно-практическое пособие / Е. В. Домаренко. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2006. – 80 с.
5. Жегульская, Ю.В. Культурно-досуговая деятельность библиотек: анализ документного потока / Жегульская Ю.В., Савкина С.В. // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2019. – № 3 (40). – С. 151-156.
6. Кравченко М. В. Библиотека и волонтеры : на пути социокультурного созидания / М. В. Кравченко // Библиотечное дело. -2016. -№ 11. - С. 40–43.
7. Кунин А. И. История рисованных историй : комиксы в Российской государственной библиотеке для молодежи / А. И. Кунин // Библиотечное дело. -2015. -№ 17. - С. 2–5.
8. Лещинская В.В. Роль библиотеки для молодежи в социальном моделировании и активации позитивных общественных тенденций / В. В. Лещинская // Библиотечное дело. — 2016. — №2. — С.25-27.
9. Медведева, Н.А. Будущее библиотек как культурно-досуговых центров / Н. А. Медведева // Вестник Тюменского государственного института культуры. – 2021. – № 1 (19). – С. 30-32.
10. Небаева В. А. Четверть века с молодыми / В. А. Небаева, Л. Г. Духанина. - (Опыт) // Современная библиотека. – 2016. - №7. – С. 62-65.
11. Осваиваем креативные формы работы современной библиотеки / Амур. обл. науч. б - ка им. Н. Н. Муравьева-Амурского, метод. отд.; сост. В. В. Фатеева. – Благовещенск, 2018. – 40 с.
12. Попова, Н.Е. Роль современной библиотеки в социокультурном пространстве / Н.Е. Попова, Е.В. Шульмина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 9-1 (48). – С. 49-52.
13. Современные технологии социально-культурной деятельности / под общ. ред. Н.П. Гончаровой. — Тверь, 2003. — 378 с.
14. Степанян, А.М. Новые формы библиотечных учреждений и их социокультурное значение / А. М. Степанян // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 5. – С. 224-229.
15. Халикова И. Библиотеки для молодёжи: Взгляд на будущее муниципальных библиотек / И. Халикова // Современная библиотека: правила игры и требования времени. – Челябинск, 2015. – С. 31-36.
16. Молодёжные советы в библиотеках: зарубежные практики [Электронный ресурс] // https://gazetargub.ru/?p=14058 ( дата обращения 29.11.2022).