Фрагмент для ознакомления
2
Закрепленный в ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей предполагает самостоятельность органов трех ветвей государственной власти в областях осуществления законодательной, исполнительной и судебной деятельности. Данный принцип относится к основам конституционного строя и подлежит обязательной реализации на уровне субъектов Российской Федерации.
Поиск идеального устройства государства и первостепенного значения той или иной ветви государственной власти не прекращается на протяжении всего существования теории разделения властей. В любом случае, отмечается, что жизненно необходимо не допускать соединения в одном лице трех видов государственной власти .
Не умаляя значение органов законодательной власти, которым зачастую отдается первостепенное значение , следует учитывать, что существуют функции, осуществление которых обеспечивается исключительно органами исполнительной власти.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в области реализации принципа разделения властей.
Предметом курсовой работы являются правовые нормы, регулирующие вышеозначенные отношения, учебная и научная литература по обозначенной тематике.
Цели и задачи курсовой работы. Целью написания работы является изучение принципа разделения властей.
Для достижения указанной цели необходимо решение ряда общих и частных задач исследования:
- рассмотреть концепцию разделения властей в истории политико-правовой мысли России;
- обозначить разделение властей: конституционное закрепление в Российской Федерации;
- выделить место Президента в системе разделения властей;
- рассмотреть законодательную и исполнительную власть в конституционной модели разделения властей;
- представить судебную власть в системе разделения властей в Российской Федерации;
- выделить проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции России.
Нормативную основу работы составили Конституция Российской Федерации и кодексы и другие нормативные правовые акты.
Методология и методика работы. При проведении исследования применялись общенаучные (анализ и синтез, системный подход) и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы.
Структура и объем курсовой работы. Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.
ГЛАВА 1. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ - ВАЖНЕЙШИЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Концепция разделение властей в истории политико-правовой мысли России
Рассмотрим взгляд отечественных правоведов на разделение властей в отечественной истории. И начнем с критики судебной власти, так как именно данному вопросу юрист Н.Н. Алексеев уделил много внимания, указав, что «ни одна из областей государственной жизни не отображает в себе с такой явственностью культурные особенности народов, как судебные установления» . Статус суда в концепции разделения властей Н. Н. Алексеев обозначает ярким символом либерально-демократического государства. Суд – это один из первостепенных атрибутов государственной власти. Он выступает нейтральной силой, которая способна на его беспристрастное суждение. Однако из-за имеющейся «классовости» государства вынести данное суждение очень непросто. Только, по его мнению, в «государстве трудящихся» вероятен истинный, внеклассовый суд .
В существующем Алексееву буржуазном государстве суд - это «государство в государстве», автономный от других частей государства и неподвластный иным властям. Подобное стремление к «независимости суда», по Н. Н. Алексееву, появляется из-за безотчетного страха перед самим государством. Однако свободный от государства суд может впасть во влияние иных влиятельных сообществ, к примеру корпораций. То есть профессор представляет «принцип зависимости суда от государства»: суд не может быть автономным от государственного надзора.
Правовед указывает на различия между исполнительной и судебной властями: «Носители власти управления призваны нелицеприятно исполнять закон в известных жизненных целях, а судья исполняет закон в специальных целях отыскания и установления права» .
Осуждение Судебной реформы 1864 г. за то, что ее авторы не приняли во внимание специфики становления Российского государства, где Н.Я. Данилевский, наоборот, представлял судебную реформу 1864 г. Как возврат к истинно русским порядкам , сближает Н. Н. Алексеева с правоведами конца XIX в. К.Н. Леонтьевым .
Взамен классической идеи разделения властей Алексеев предлагал идеи баланса властей: народно-демотической власти и идеологической константы. Первая, предсавлялась бы в идее советов, которые формируются по «принципу заступления», вторая - в пристутсвии «государственного актива», который отбирается по принципу верности общей идее .
Критику независимой законодательной власти, базирующейся на партийном представительстве, можно встретить у Н. Трубецкого, который предлагал идею «многопарламентского правления». В данной системе первая палата - это «идеологи», а вторая – это «спецы», и уже третья - это «чаяния населения». При данной системе партийные выборы не могут быть применены: каждый гражданин отдает свой голос не за партии, а за определенные организации, которые представляют интересы граждан в некоторой области общественной жизни. К примеру, голосуют: за общество охраны прав потребителей или за союз военных .
Правовед Н. Трубецкой непосредственно не указывает на первенство какого-либо органа: каждая палата, действуя в четко сформированной области, принимает законодательные положения, которые обязательны для граждан.
Идею смешанного правления представлял П. Сувчинский - об «идеалоправстве». Он считал, что «нужно искать будущие формы русской государственности в принципе народной автократии, наилучшим образом сочетающей в себе народный суверенитет с началом народоводительства». Принцип народоводительства толкуется автором идеократически, «...в том смысле, что народ идейно-культурно и политически руководим выражающей его волю инициативной частью – «отбором» . По мнению В.А. Четвернина, в парламентарном государстве: «Законодательную и правительственную
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (прин. всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 2009. 21 января.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 25.07.1994. - № 13. - Ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.01.1997. - № 1. - Ст. 1.
4. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 05.07.2004. - № 27. - Ст. 2710.
5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. - 16.03.2020. - № 11. - Ст. 1416.
Научная и учебная литература
6. Авакьян С.А. Проекты законов о поправках к Конституции Российской Федерации: грядет раунд четвертый? // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 1. С. 31 - 44.
7. Авакьян С.А. Разделение властей: для каких уровней применять? // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 4 (123). С. 16.
8. Алексеев Н.Н. Записка о суде // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 29.11.2022.
9. Алексеев Н.Н. На путях к будущей России (советский строй и его политические возможности) // Справочно-правовая система Гарант, 29.11.2022.
10. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: Монография. М., 2015. С. 10 – 48.
11. Безруков А.В. Роль законодательной власти в системе разделения властей и механизме обеспечения правопорядка в России // Современное право. 2015. № 6. С. 25 - 29.
12. Воскобитова С.А. Сущностные характеристики судебной власти: монография. М.: Норма, 2017. С. 71.
13. Горшкова Н.Г. Понятие и сущность механизма осуществления исполнительной власти // Актуальные проблемы правопорядка / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А. Духно. М., 2002. С. 69.
14. Данилевский Н.Я. Россия и Европа // Классика геополитики, XIX век. М., 2003. С. 457 – 459.
15. Дзидзоев Р.М. Конституционный статус Президента Российской Федерации в свете конституционной реформы в России // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 10. С. 33 - 36.
16. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 1998. С. 31.
17. Карасев А.Т., Савоськин А.В. Представительная (законодательная) власть в России: конституционно-правовое исследование: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2008. С. 11.
18. Кокотов А.Н. Конституционное право России: курс лекций: учеб. пособие. М., 2010. С. 56, 57.
19. Конджакулян К.М. Понятие и сущность исполнительной ветви власти и ее место в системе разделения властей // Российская юстиция. 2018. № 3. С. 2 - 4.
20. Конституционное право. Энциклопедический словарь / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Норма; ИНФРА-М, 2001. С. 498.
21. Кравец И.А. Принципы российского конституционализма и конституционализация правового порядка: монография / И.А. Кравец. М.: РУСАЙНС, 2017. С. 64 - 66.
22. Леонтьев К.Н. Чем и как наш либерализм вреден // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 2007. С. 496.
23. Марченко М.Н. Разделение властей в государственном механизме // Теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 363.
24. Марченко М.Н. Судебная власть: основные признаки и особенности // Российское правосудие. 2007. № 5 (13). С. 5 - 6.
25. Назмутдинов Б.В. Политико-правовые взгляды классиков евразийства на проблему разделения властей // Журнал российского права. 2020. № 5. С. 23 - 37.
26. Письма Н.С. Трубецкого к П.Н. Савицкому // Соболев А.В. О русской философии. СПб., 2008. С. 459.
27. Проблемы общей теории права и государства. М., 2002. С. 601 – 602.
28. Румянцев О.Г. Конституция Девяносто третьего. История явления. (Документальная поэма в семи частях от Ответственного секретаря Конституционной комиссии 1990 - 1993 годов.). 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство РГ, 2018. С. 341 - 342.
29. Современные проблемы организации публичной власти: монография / рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014. С. 100.
30. Старостина И.А. Общероссийское голосование в контексте конституционных поправок 2020 г. // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 8. С. 18 - 23.
31. Сувчинский П.П. О ликвидации и наследии социализма // Справочно-правовая система Гарант, 29.11.2022.
32. Топорнин Б.Н. Очерки парламентского права. М., 1993. С. 11.
33. Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: опыт синтетического исследования. М.: Проспект, 2014. С. 191 - 195.
Судебная практика
34. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 1997 г. № 55-О «О прекращении производства по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 02.10.1996 N 1412 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 22. - Ст. 2664.
35. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // Собрание законодательства РФ. - 22.01.1996. - № 4. - Ст. 409.
36. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 28.12.1998. - № 52. - Ст. 6447.
37. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 1-З // Электронный ресурс: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003160037 (дата обращения: 28.11.2022).