Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из современных проблем изучения русского языка в школе является освоение вопроса правописания слов с безударной гласной в корне слова, не контролируемой ударением. Слова с таким написанием обычно называют словарными словами. Почему это написание является самым сложным для учащихся и почему в нем делается так много ошибок? Дело в том, что безударные гласные, находясь в слабой позиции предударных и послеударных слогов, сокращаются, ослабляют звук и меняют свое звучание. Именно несоответствие между произношением звуков и их письменным обозначением вызывает у нас наибольшие затруднения и часто приводит к ошибкам. Как, например, этимология и этимологический анализ могут помочь в процессе изучения «трудных» слов в русском языке?
Актуальность
Поиск эффективных способов изучения орфографии является одной из актуальных проблем современного изучения русского языка. На протяжении многих десятилетий ученые пытались найти оптимальные методы, которые позволят им выработать прочные навыки написания слов с безударными гласными. Но до сих пор эта проблема остается актуальной, так как учащиеся до сих пор допускают ошибки именно в этом написании. С чем это связано? В русском языке много орфографических правил и исключений, поэтому иногда мы не можем уловить логику правописания и воспринимаем правописание как набор разрозненных и не связанных между собой «должен» и «не должен». Кроме того, современные школьники теряют интерес к урокам русского языка, а внимание к этимологическому анализу слов позволяет сократить круг слов для запоминания, развивает стиль языка, расширяет кругозор, облегчает запоминание и расширяет кругозор. словарный запас ученика. Студенту будет легче и увереннее употреблять это слово в устной и письменной речи, если ему станет известно происхождение слова.
Объект исследования: этимология.
Объект исследования: этимология как отрасль науки о языке, краткая история ее развития; этимологический анализ как средство изучения правописания непроверяемых безударных гласных (словарных слов).
Цель: изучить историю происхождения отдельных слов с непроверяемым написанием и проверить эффективность использования этимологического анализа слов для повышения грамотности.
Работа по дому:
Изучите литературу по этой теме.
Дайте определение понятия этимологии и этимологического анализа в языкознании.
Расширить знания о правописании слов в словаре на основе этимологического анализа.
Продемонстрировать эффективность этимологического анализа слов для улучшения правописания посредством эксперимента.
Создайте свой этимологический словарь «трудных» слов.
Гипотеза
В чем причина ошибок в непроверенной орфографии? Можно ли прийти к универсальному правилу, чтобы избежать их? Предположим, что использование этимологического анализа при работе с непроверяемыми безударными гласными может способствовать повышению грамотности учащихся и повышению интереса к изучению русского языка.
Методы поиска:
-эмпирический уровень (изучение литературных источников, наблюдение, анкетирование и анкетирование учащихся 6-х классов, работа со словарями, сравнение, тест);
-теоретический уровень (изучение и обобщение, метод анализа, сравнения, экспериментирования, математическая обработка результатов экспериментальных данных).
этапы исследования
На первом этапе дается теоретическое обоснование проблемы, изучается литература и определяются основные направления исследований. На втором этапе были определены цели и задачи исследования и определена рабочая гипотеза. Третий этап включает в себя обработку и анализ материалов исследования, оформление работы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов на уроках русского языка.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Понятие об этимологии и ее основах
Этимология – одна из самых интересных и увлекательных областей науки о языке. Слово «этимология» происходит от греческих слов «етимон» — истина, истина — и «логос» — слово. Поэтому эта наука занимается установлением истинных значений слов. Если обратиться к толковому словарю С.И. Ожегова дается следующее определение:
«1. Этимология - это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Происхождение того или иного слова или выражения».
Первоначально у древних сложилось учение об «истинном» («изначальном») значении слова [10].
Если обратиться к любому этимологическому словарю русского языка, то можно увидеть множество слов, говорящих: «происхождение неясно», «бесспорного объяснения нет». Но всегда в процессе работы со словами из словаря возникает вопрос: «Что означает это слово и как значение этого слова связано с его написанием?». И тогда возникает необходимость изучения происхождения тех или иных понятий. В этом нам помогает этимология. Этот раздел науки о языке содержит сведения об истории возникновения слов, их «путешествиях» из одного языка в другой и о различных изменениях, происходящих с ним.
Иногда слово на протяжении своей долгой жизни меняется до неузнаваемости, теряет морфемы, начинает звучать иначе. Мы произносим, например, слово «близорукий» и думаем, что это, вероятно, человек, который не может видеть дальше собственной руки. Но это не так. Первоначально это слово звучало так: «близорукий». Но произносить двойное сочетание «зозо» было неудобно, и часть слова со временем была утеряна. Затем слово стало приближаться к слову «рука» и трансформировалось в «близорукость». Обращение к этимологическому словарю расширяет наш кругозор не только в области языкознания, но и в области истории, географии, литературы, культуры разных народов и времен.
Есть много способов, которыми слово входит в язык. Одним из них является взаимодействие языков в процессе взаимного исторического развития народов. Этимология помогает увидеть это взаимодействие. Так, например, большинство слов английского языка (заимствованных и русских) имеют латинское и греческое происхождение. От латинского слова «манус» (рука) произошли многие слова, такие как изготовление, маникюр, эмансипация, манипулирование.
Греческое слово «граф» (писать) дало английскому языку «телеграф» (отправлять сообщения далеко), «фонограф» (записывать звуки), «географию» (земные записи). Многие слова возникли с помощью латинских и греческих суффиксов и префиксов. «Анти» — (против) употребляется во многих словах, например, антисептик, антимир. «Астро» (звезда) дало нам слово «астронавт». Этимология восстанавливает родственные связи морфем и слов в случае разрыва или утраты этих связей.
Этимология как наука зародилась в XVII в. Первоначально это был «раздел грамматики, посвященный словообразованию и словоизменению». В современном значении оно употребляется со второй половины ХІХ века.
Происхождение слов можно найти в этимологических словарях. Широко известен «Этимологический словарь русского языка» А. Преображенского, изданный в 1910-1914 гг. Более фундаментальным является четырехтомный «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера (Москва, 1964—1973; переиздание 1986—1987).
Есть словари для учителей и учеников. Например, «Краткий этимологический словарь русского языка», составленный Н.М. Шанский, В.В. Иванов и др., изд. С.Г. Бархударов (М., 1961; 3-е изд. - М., 1975); «Этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского и Т. А. Бобровой (М., 1994); «Этимологический словарь русского языка для школьников», составленный С.И. Карантиров (М, 1998); «Слово о словах» Л.В. Успенский. Особенность этих словарей в том, что они показывают историческую последовательность словообразования.
Доктор педагогических наук, профессор Светлана Ивановна Львова создала книгу, которая помогает школьникам не только узнать происхождение некоторых слов, но и правильно их написать, это книга «Этимология на службе орфографии». А еще есть приложения к учебникам русского языка С.И. Львова и В.В. Львов, где имеется этимологический словарь.
Таким образом, можно сделать вывод, что этимология является одним из самых интересных направлений науки о языке. Установление точного смысла и значения слова является важной основой для понимания не только отдельного слова, но и всего языка в целом.
Для улучшения понимания языка, как школьниками, так и студентами и взрослыми людьми разработаны и опубликованы целые этимологические словари. В этих справочниках представлена информация не только о значении того или иного слова, но и даны данные о его применении, склонении, особенностях окончания слова в той или иной ситуации.
К сожалению сегодня, школьники недостаточно хорошо умеют пользоваться справочной литературой. Особенно э
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабушкина Т. В. Этимологический анализ в начальной школе. — Тверь: Тверской государственный университет, 2001. — 115 с.
2. Багайдина О. П. Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе // Материалы республиканской научно-практической конференции «Smart-технологии в системе повышения квалификации: международный опыт и отечественная практика» в рамках празднования 25-летия Независимости Республики Казахстан. — Режим доступа: http://zkoipk.kz/kz/2016smart1/ 2756-conf.html (дата обращения: 17.04.2017).
3. Ванюшечкин Т. В. Из опыта применения этимологического анализа в словарно-орфографической работе с учащимися // Русский язык в школе. — 1968. — № 3. — С. 21.
4. Введенская Л. А., Колесников Н. П. Этимология: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 221 с.
5. Галинова Н. В., Березович Е. Л. Этимологический словарь русского языка (7-11 классы). — М.: АСТ-Пресс, 2016. — 304 с.
6. Еремина С. А. Факультатив по истории русского языка как форма подготовки учащихся к всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку // Филологический класс. — 2015. — № 4. — С. 65-70.
7. Зайцева О. Н. Уроки истории русского языка в школе: предпрофильное обучение. 8 класс. — М.: Вербум-М, 2005. — 199 с.
8. Исаева О. В., Хамитова А. В. Этимологический анализ как средство повышения орфографической грамотности
9. младших школьников при изучении слов с непроверяемыми написаниями // Концепт. — 2017. — Т. 13. — С. 40-43.
10. Конькова Е. А. Иноязычные слова с заимствованными суффиксами в современном русском языке (на материале слов с суффиксами -ер, -ор, -ёр) // Открытый урок. Первое сентября. — Режим доступа: http://festival. lseptember. ru/articles/511884/ (дата обращения: 21.05.2017).
11. Литвинова Т. В. Элементы этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе. Этимологический словарик // Открытый урок. Первое сентября. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/artides/100250/ (дата обращения: 13.02.2017).
12. Ольгович С. И. Этимология и орфография: учеб. пособие. — Томск: Пеленг, 1996-2008. — Ч. 1-3. — 384 с.
13. Подшибякина Н. А. Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку // Русский язык в школе. — 1984. — № 2. — С. 24.
14. Рут М. Э. Школьный этимологический словарь русского языка. Около 3000 слов: все необходимые сведения для сдачи ЭГЭ по русскому языку на 100 баллов. — М.: АСТ, 2011. — 413 с.
15. Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В. и др. Русский язык. 6 класс. — М.: Просвещение,
16. 2014. — Часть 1-2. — 159 с.
17. Саттыбаева К. К. Этимологический анализ на уроках русского языка в школе: методическое пособие для учителей. — Астана, 2013. — 24 с.
18. Семёнов А. В. Этимологический словарь русского языка. — М.: ЮНВЕС, 2003. — 704 с.
19. Тарасова О. А. Этимологический анализ: основные принципы использования на уроках русского языка // Социальная сеть работников образования «Наша сеть». —
20. 2015. — Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/11/11/etimologicheskiy-analiz-osnovnye-рпПяру^ро!гоуатуа-па_(дата обращения: 12.02.2017).
21. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / пер с нем. и доп. О. Н. Трубачев. — М.: Прогресс, 1976.
22. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. — М.: Русский язык, 1999.
23. Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. — М: Просвещение, 1975. — 543 с.
24. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: значение и происхождение слов. — М.: Дрофа; Русский язык, 1997. — 400 с.
25. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
26. Шелепова Л. И. Русская этимология: теория и практика: учебное пособие. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005. — 160 с.
27. Щерба Л. В. Об идеально грамотном человеке // Учительская газета. — 1940. — № 142. — 3 ноября.
28. Шмелев А. Д., Флоренская Э. А., Савчук Л. О. Русский язык 7 класс. — М.: Вентана-Граф, 2017. — Ч. 1-2. — 304 с.
29. Штрекер Н. Ю. Современный русский язык: историческое комментирование: учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 240 с.