Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы состоит в том, что субъекты административной ответственности, которые могут быть представлены как физическими, так и юридическими лицами, которые при этом совершают административные правонарушения, обладают определенным правовым статусом. Он, в свою очередь, является категорией, которая затрагивает затрагивающая интересы как отдельно взятого человека, так и организации, либо его коллектива. В данном случае особенно важно рассмотреть понятие и содержание процессуального статуса лиц, которые, так или иначе, участвуют в производстве по делу об административном правонарушении. О процессуальном статусе напрямую говорят процессуальные права и обязанности каждого из участников, а также их объем. При этом процессуальное положение каждого из участников обусловлено наличием у них ряда общих признаков, характеризующих их правовой статус, что и предопределило позицию законодателя объединить их в рамках одной главы КоАП РФ. Среди них можно выделить следующие: отсутствие властных полномочий, заинтересованности в деле, а также обязанность содействовать производству в силу своего служебного или общественного положения, а также долга. При этом отметим, что в КоАП РФ за абсолютно всеми участниками производства по делам об административных правонарушениях фиксируется общая административно-процессуальная правоспособность, а также соответствующая дееспособность, как необходимое условие их участия в производстве по делам об административных правонарушениях. Наиболее распространённой является такая классификация участников, которая напрямую зависит от роли и назначения, содержания и объёма их полномочий. Делится она на две группы: имеющие личный интерес в деле; содействующие осуществлению производства.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе реализации участников производства по делам об административных правонарушениях своих прав и обязанностей.
Предметом исследования выступает система административно-правовых норм, образующих институт участников производства по делам об административных правонарушениях.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании административно-процессуального статуса участников производства по делам об административных правонарушениях.
Данная цель обусловила постановку следующих задач: изучить процессуальный статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; рассмотреть административно-процессуальный статус потерпевшего; проанализировать административно-процессуальный статус защитника и представителя; охарактеризовать административно-процессуальный статус свидетеля; исследовать административно-процессуальный статус эксперта, специалиста, переводчика; проанализировать административно-процессуальный статус понятого.
Методологической основой исследования послужили как общенаучный диалектический метод, так и основанные на нем частно-научные методы исследования: сравнительно-правовой, юридико-догматический, логический методы в сочетании с системным анализом исследуемых явлений, метод анализа нормативной базы и обобщения практики ее применения.
Теоретическую основу исследования составили работы Ю.Б. Аникеенко, И.В. Васильевой, А.В. Гранатовича, М.Ю. Красновой, Т.А. Куйдиной, Е.С, Лимаревой, Е.А. Никонорова, Н.А. Нобель и др.
Структура работы предопределена поставленными целью и задачами и состоит из введения; двух глав, содержащих шесть параграфов; заключения; списка использованных источников.
1. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ДЕЛЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
1.1. Процессуальный статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – это участник производства, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, применены меры обеспечения производства по делу и рассмотрено дело. Верховный Суд РФ вынес Постановление № 18-АД19-64, в котором указал на недопустимость привлечения лица к ответственности по делу об административном правонарушении в случае, когда в протокол без его ведома были внесены изменения .
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, характеризуются наличием у него процессуально статуса, установление содержания которого имеет важное значение для определения их места и роли в конкретных правоотношениях.
Специфика административно-процессуального статуса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заключается в том, в качестве субъекта административной ответственности могут выступать как физические, так и юридические лица. Кроме того, к административной ответственности может быть привлечен специальный субъект (например, должностное лицо, военнослужащий, иностранный гражданин и т.д.) процессуальный статус которого имеет дополнительные характеристики, порождающие соответствующие права и обязанности.
В ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022) (далее – КоАП РФ) закреплены основные элементы административно-процессуального статуса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушению Такое лицо имеет право на: ознакомление со всеми материалами дела; дачу объяснений; представление доказательств; заявление ходатайств и отводов; юридическую помощь защитника, и иные процессуальные права. Совокупность перечисленных прав позволяет говорить о том, что важнейшее право лица, в отношении которого ведется производство по делу – это право требовать от государственных органов, должностных лиц, суда, осуществлять возложенные на них юридические обязанности.
Дополнительным правом лица, в отношении которого в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является право на бесплатную помощь переводчика. Данное право ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ предоставлено тем лицам, которые не владеют языком, на котором осуществляется производство по делу.
Серьезным недостатком КоАП РФ можно считать наличие усеченного подхода к установлению перечня прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Многие существенные права, связанные с защитой (например, право за свой счет снимать копии с материалов дела) остались без внимания законодателя. Представители научного сообщества неоднократно отмечали это обстоятельство.
Процессуальный статус лица, в отношении которого ведется производство по делу, также поддерживается порядком производства по делу. Например, согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело рассматривается при участии лица, в отношении которого ведется производство. Если указанное лицо отсутствует, то дело рассматривает только в тех случаях, которые предусмотрены в ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, или если есть информация о том, что лицо надлежащим образом извещалось о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступало ходатайство отложить рассмотрение дела. Например, в Постановлении Шарьинского районного суда Костромской области от 08.02.2022 по делу № 5-143/2022 указано, что «согласно материалам дела, ФИО1 указал местом своего проживания адрес <изъято>. Для извещения лица о месте и времени рассмотрения дела судом на 8 февраля 2022 года на 10 часов 00 минут по указанному в протоколе об административном правонарушении адресу заказным письмом с уведомлением направлялась судебная повестка, которая вернулась в адрес суда с пометкой «Истек срок хранения». Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1 считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. Представленные материалы административного дела позволяют всесторонне, объективно и полно изучить указанное дело, оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело без его участия».
Процессуальный статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, включает в себя не только права и обязанности, но также и гарантии, предоставляемые законодательством данному лицу. В качестве таких гарантий можно отметить: процессуальную форму; поощрения и льготы, которые стимулируют правомерное поведение; законодательное закрепление пределов правоограничений; применяемые меры контрольно-надзорного характера; наличие юридической ответственности должностных лиц, которые осуществляют производство по делу об административном правонарушении.
У лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, есть основная обязанность – соблюдать установленные правила и требования и не препятствовать осуществлению административного судопроизводства.
Закрепление и реализация прав, обязанностей и ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – это одна из основных гарантий законности и обоснованности решения, принимаемого в административном судопроизводстве, т.к. именно данное лицо является центральной фигурой процесса, поскольку породило его своим противоправным деянием.
Итак, административно-процессуальный статус лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – это закрепленные в законе права и обязанности, в совокупности с гарантиями их реализации, которые обеспечивают участие данного лица в административных правоотношениях, складывающихся между органами административной юрисдикции и данным лицом по поводу совершенного административного правонарушения. Отличительными чертами административно-процессуального статуса лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, являются: 1) содержание большого количества прав и обязанностей; 2) зависимость содержания административно-процессуального статуса гражданина от его желания или вопреки тому желанию; 3) содержанием административно-процессуальной правосубъектности могут быть только права, только обязанности или права и обязанности одновременно.
• телесные повреждения, грабеж, поджог, взрыв конфискация имущества (например, скутеров) и товаров, которые были получены незаконным путем (например, путем кражи или получения краденого);
• выплата штрафа или возмещения убытков.
В Германии возраст уголовно-правовой ответственности устанавливается нормами Уголовного кодекса ФРГ, а в Законе о правосудии по делам лиц, не достигших совершеннолетия от 4 августа 1953 года, и определяется на уровне четырнадцати лет. В Уголовном кодексе ФРГ имеется только предписание о том, что невменяемым признается тот, кто при совершении деяния еще не достиг 14 лет .
В Уголовном кодексе Испании регламентирован довольно высокий общий возраст уголовно-правовой ответственности, т.е. восемнадцать лет. Между тем, несовершеннолетние, которые совершили преступное деяние, также подлежат привлечению к уголовно-правовой ответственности – в соответствии со специальным Законом об уголовной ответственности лиц, не достигших совершеннолетия (статья 20 Уголовного кодекса Испании) .
В соответствии с Уголовным кодексом Польши общий возраст уголовно-правовой ответственности составляет семнадцать лет. Также следует отметить, что в нормах Кодекса имеется положение о том, что лица, которые достигли пятнадцатилетнего возраста, могут нести уголовно-правовую ответственность за такие преступные деяние, как посягательство на жизнь Президента, умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью, убийство и некоторые др., перечень которых имеется в пункте 2 статьи 10 Уголовного кодекса Польши.
Вместе с тем, привлечение несовершеннолетнего в возрасте от пятнадцати до семнадцати лет к уголовно-правовой ответственности должно считаться «необходимой мерой», учитывая обстоятельства дела, уровень развития данного лица, его личные признаки, жизненные условия, ранее использованные исправительные либо воспитательные меры. .
В соответствии с уголовным правом Китая общий возраст уголовно-правовой ответственности устанавливается в 16 лет. За определенные преступные деяния, к которым следует отнести убийство, изнасилование, тяжкие, распространение наркотических веществ, отравления и т.д., уголовно-правовая ответственность наступает с четырнадцати лет (часть 2 статьи 17 Уголовного кодекса КНР).
1.2. Административно-процессуальный статус потерпевшего
В современном мире права и свободы личности обладают системным характером, выступая фундаментальной основой человеческого бытия. Права человека – это специфическая система, которая включает множество различных элементов, позволяющих воспринимать их вместе и по отдельности. Внутренняя согласованность и единство системы прав и свобод человека предполагают, что государство будет неукоснительно исполнять свои обязанности по их соблюдению и защите на национальном уровне. Российская Федерация, признав человека высшей ценностью, также закрепила за собой