Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Общее недоразвитие речи - сложное нарушение речи, при котором не сформированы все компоненты системы языка: фонетика, лексика, грамматика, связная речь. Речь тесно связана с другими сторонами психического развития ребенка. Все психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, детерминированное поведение - развиваются при непосредственном участии речи.
Недоразвитая речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. Память – один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Хорошая память необходима для дальнейшего успеха в школе. При оценке готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является уровень развития памяти. У детей с ОНР снижен уровень сформированности памяти, особенно слуховой и зрительной. Часто ребенок не может повторить ряд слов, фраз, удержать многоступенчатую инструкцию, плохо запоминает стихи. Психолого-логопедическое сопровождение ребенка с ОНР включает в себя не только развитие речи, но и развитие всех психических процессов. Специально подобранные игры и упражнения помогают развивать у детей все виды памяти.
Дидактические игры рассматриваются нами как один из основных способов развития памяти. Одной из основных функций дидактической игры является развитие познавательной деятельности и мыслительных операций дошкольников. Именно благодаря игре и под влиянием взрослого характерная для дошкольников непроизвольная память постепенно сменяется произвольным и преднамеренным заучиванием, которое в дальнейшем станет одним из условий успешного усвоения программного материала в образовательном учреждении.
Таким образом, важнейшим моментом в системе развития мыслительной деятельности является развитие зрительной памяти у старших дошкольников при общем недоразвитии речи путем дидактической игры. Отсюда следует, что тема, выбранная для курсового исследования, актуальна.
Объект: Особенности зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет: Развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактической игры.
Цель: на основании теоретического и эмпирического изучения проблемы подобрать и апробировать серию дидактических игр, направленных на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие и виды памяти;
2.Изучить особенности развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3.Проанализировать дидактическую игру как средство развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста;
4.Разработать методические рекомендации по развитию зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
ГЛАВА I
ТЕОРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1.Память как психический процесс: понятия, виды, функции
Память имеет долгую историю изучения, которая тесно связана с изучением общей психологии. Память долгое время изучалась разными учеными, в результате чего было сформулировано множество вариантов определений понятия памяти. Память – это вид психического выражения действительности, способность организма фиксировать, хранить и воспроизводить информацию о текущих событиях, явлениях, предметах, окружающих человека.
А. Р. Лурия понимает под памятью запись, сохранение и воспроизведение следов прошлых переживаний, что дает человеку возможность накапливать информацию и перерабатывать следы прошлых переживаний после исчезновения вызвавших их явлений. [11]
Петровский А. В. считал, что память является важнейшей и определяющей характеристикой психической жизни человека. Роль памяти не может сводиться к запечатлению того, что «было в прошлом». Никакое реальное действие немыслимо вне процессов памяти, потому что протекание любого психического акта, даже самого элементарного, необходимо предполагает удержание каждого данного элемента в связи со следующим. Без способности к такому «сцеплению» развитие невозможно: человек «навсегда остался бы в положении новорожденного».
Память является основой способностей человека, условием обучения, приобретения знаний, развития навыков и умений. Без памяти невозможно полноценное функционирование личности или общества. Память можно представить как способность получать, хранить и воспроизводить информацию, которая запечатлевается в сознании. Любой закрепившийся, унаследованный или приобретенный опыт в процессе индивидуального развития есть не что иное, как различные инстинкты и механизмы поведения. Также память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие функции запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания информации в жизни. [8]
Это важнейшие функции памяти. У многих людей они различаются по структуре, так как память у разных людей развивается по-разному.
Память как процесс имеет несколько функций. В основе памяти лежат ее функции: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.
Запоминание – это процесс фиксации, в ходе которого полученная информация улавливается и сохраняется. В зависимости от степени течения различают два вида запоминания: преднамеренное и непреднамеренное.
Сохранение – это процесс фиксации информации в памяти, ее обработки и преобразования. Сохранение как процесс памяти имеет свои законы, может быть динамической или статической.
Воспроизведение – это процесс фиксации предметов, явлений, событий, которые были восприняты нашим сознанием в прошлом. Существует два типа воспроизведения: преднамеренное и непреднамеренное.
Узнавание – это воссоздание предметов, явлений, событий, которые были восприняты человеком ранее и воспринимаются в данный момент. Узнавание предмета происходит в момент его восприятия и означает, что имеет место восприятие предмета, представление о котором сложилось у человека либо на основе личных впечатлений, либо словесных описаний. Забывание — это процесс, характеризующийся прогрессирующим снижением способности вспоминать и воспроизводить сохраненный материал.
Кроме функций памяти существуют особенности памяти, которые у всех людей развиты по-разному. Наиболее значимыми являются следующие характеристики памяти: объем, скорость запоминания, точность воспроизведения, время хранения, доступность для использования хранимой информации. Память достигает наивысшего уровня развития по сравнению со всеми живыми существами у человека. Человек обладает такими мнемоническими способностями, которых нет ни у
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афонькина, Ю.Н. Игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников [Текст] / Ю.Н. Афонькина, Г.К. Урунтаева, // Дошкольное воспитание. М.: Просвещение, 2012. - 214 с.
2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. [Текст] / - М. : Просвещение, 2015. - 613 с.
3. Богатырева, А. В. Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи / А. В. Богатырева. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 16-18.
4. Гаврина, С.Е., Кутявина, Н.Л., Топоркова, И.Г., Щербинина С.В. [Текст] / Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника; АСТ, Астрель, Харвест - М.: Просвещение, 2014. - 240 c.
5. Голубева, Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека (психологические исследования) [Текст] / - М.: Педагогика, 2014. - 152 с.
6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / - М.: Лантерна Вита, 2014. - 150 с.
7. Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психическое развитие дошкольников. [Текст] / - М.: Феникс, 2014. - 362 с.
8. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание. [Текст] / - М.: Просвет, 2015. - 328 с.
9. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. [Текст] / М.: Просвет, 2015. - 612 с.
10. Леонтьев, А.Н. Развитие памяти. [Текст] / - М.: Просвещение, 2014. - 314 с.
11. Лурия, А.Н. Нейропсихология памяти. [Текст] / - М.; Просвещение, 2015. - 284 с.
12. Лещенко, Т. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации [Текст] / Т . Лещенко // Ребенок в детском саду. – 2013. - № 4. – С. 7-12.
13. Ольшанская, Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. [Текст] / - М.: Первое сентября, 2015. - 278 с.
14. Рубинштейн, С.Л. Память. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. [Текст] / - М., «ЧеРо», 2014. - 415 с.
15. Стародубцева, И.В., Завьялова, Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. [Текст] / - М.: Аркти, 2014. - 312 с.