Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения особенностей организации и прохождения государственной службы обусловлена необходимостью повышать эффективность решения управленческих задач, стоящих перед органами государственной власти. Трансформационные процессы, происходящие сейчас во всех сферах общества, оказывают влияние и на систему органов государственной власти. Становится ясно, что в органах власти гражданские служащие не только исполняют отдельных трудовые функции в соответствии с должностными регламентами, но и их деятельность должна включать творческий, самостоятельный, ответственный подход к решению поставленных задач. Назрела необходимость комплексного анализа организации и прохождения государственной службы, позволяющего выявить особенности и возможности дальнейшего совершенствования системы государственного управления.
Цель работы – выявить направления совершенствования государственной службы в России на основании результатов анализа особенностей организации и прохождения государственной службы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Рассмотреть понятие и характеристики государственной службы в России.
2. Охарактеризовать принципы организации государственной службы в России.
3. Проанализировать процесс прохождения государственной службы в России, выявить особенности, проблемы и ограничения.
4. Определить направления совершенствования организации и прохождения государственной службы в России.
Объект исследования: государственная служба Российской Федерации
Предмет исследования: особенности организации и прохождения государственной службы в России.
Степень разработанности темы исследования. Изучение особенностей государственной службы представлено в научных исследованиях А.Ю. Коньковой, А.В. Бадьиной, Д.А. Крутских, Е.Г. Чернова и других авторов. Отдельным аспектам организации и прохождения государственной службы, таким, например, как поступление, формирование компетенций, мотивация государственных служащих, посвящены работы Е.А. Васильевой, О.В. Драгун, Ю.А. Золоторевой, В.О. Загреддиновой, М.Э. Дмитриева, В.Б. Крапиль и других исследователей. Учитывая высокую изменчивость внешней и внутренней среды, изучение текущего состояния государственной службы, процессов поступления и прохождения государственной службы постоянно нуждаются в исследовании, несмотря на большое количество литературы по данной теме.
Для написания работы использовались методы анализа литературных источников и нормативных документов, методы систематизации, обобщения, аргументации предложений. Для выявления особенностей государственной службы применялся метод сравнения. В качестве объекта сравнения взята коммерческая сфера.
Структура работы определена логикой решения поставленных задач и включает данное введение, две главы: теоретическую и аналитическую, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты организации государственной службы в России
1.1. Понятие и характеристики государственной службы в России
Государственная гражданская служба является способом осуществления деятельности органов государственной власти, установленных статьей 11 Конституции Российской Федерации [1].
Понятие государственной службы закреплено в двух федеральных законах: Федеральный закон №58-ФЗ от 27.05.2003 (в ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации»[2]; Федеральный закон №79-ФЗ от 27.07.2004 (в ред. от 08.12.2020) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[3].
В соответствии с Федеральным законом №58-ФЗ государственная служба определяется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов публичной власти федеральных территорий и иных органов, реализующих функции государственной власти. Закон содержит перечень органов власти, профессиональная деятельность в которых относится к государственной службе [2].
Статья 2 Федерального закона №58-ФЗ устанавливает структуру государственной службы. В соответствии с данной структурой государственная служба состоит из государственной гражданской службы, военной службы и государственной службы иных видов. В свою очередь, государственная гражданская служба включает федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Федерации [2]. В данной работе акцент сделан на рассмотрении государственной гражданской службы.
Статья 3 Федерального закона №79-ФЗ определяет государственную гражданскую службу как профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы по исполнению полномочий федеральных государственных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации. Также в данной статье установлено разграничение государственной гражданской службы на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу в органах власти субъектов Российской Федерации [3].
Как видно по приведенным определениям, государственная гражданская служба определяется, прежде всего, как профессиональная деятельность, а значит, деятельность, требующая определенного уровня знаний, умений и навыков. Также отличием государственной службы от других видов профессиональной деятельности, исходя из нормативных определений, является исполнение полномочий органов государственной власти всех уровней.
Вторым существенным отличием государственной службы от иных видов профессиональной деятельности является строгая нормативная регламентация всех процессов и этапов прохождения государственной службы. Причем, государственная служба не регламентирована положениями Трудового кодекса Российской Федерации, что также можно расценивать как отличие. Основными регламентирующими нормативными актами государственной службы являются федеральные законы, а также Положения, указы Президента РФ. Знание и соблюдение нормативных требований к организации государственной службы является основой профессиональной компетенции государственных служащих.
На рисунке 1 отображена схема нормативного регулирования государственной гражданской службы.
Рисунок 1 – Нормативное регулирование государственной гражданской службы
Нормативное регулирование государственной гражданской службы можно рассмотреть по трем направлениям. Первое направление определяет процедуры отбора на государственную службу, причем, как для внешних кандидатов (поступление на гражданскую службу), так и для внутренних кандидатов (конкурсное замещение должностей гражданских служащих). Данные процедуры предусмотрены статьей 22 Федерального закона №79-ФЗ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ). // СПС «Консультант Плюс»
2. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 02.07.2001 №371-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс»
3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ в редакции от 08.12.2020 №395-ФЗ. // СПС «Консультант Плюс»
4. Указ Президента РФ от 01.02.2005 г. №112 (в ред. от 31.12.2020) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» - [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р «Об утверждении формы анкеты для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
8. Брашенко Ю.О. Современные проблемы мотивации государственных гражданских служащих / Ю.О. Бращенко // Регион: государственное и муниципальное управление. – 2021. - №1(25). – С. 1-6.
9. Васильева Е.А. Формирование компетенций государственных служащих: социологический анализ / Е.А. Васильева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. - №9 (89). – С. 15-24.
10. Дмитриев М.Э. Оценка потенциала дистанционной занятости государственных служащих/ М.Э. Дмитриев, В.Б. Крапиль // Вопросы теоретической экономики. – 2021. - №1 (10). – С. 35-47.
11. Драгун О.В. Вопросы поступления на федеральную государственную гражданскую службу и её прохождения / О.В. Драгун, Ю.А. Золоторева, В.О. Загреддинова // Академическая публицистика. – 2022.– № 5-2. –С. 231-236
12. Жигун Л.А. Модернизация системы оценки критериев роста эффективности профессиональной служебной деятельности государственных служащих/ Л.А. Жигун, Д.В. Симутова // Вестник евразийской науки. – 2021. – Т. 13. - №1. – С. 26.
13. Каурова О.А. Особенности мотивации и стимулирования труда государственных и муниципальных служащих / О.А. Каурова, Д.С. Митюхин// Экономический вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологии и управления. - 2021. - №1(11). – С. 34-51.
14. Конькова А.Ю., Бадьина А.В. Государственная гражданская служба в России: правила, традиции, документы, технологии / А.Ю. Конькова, А.В. Бадьина //История и архивы. – 2022.– № 3. – С. 29-40.
15. Крутских Д.А. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой: морально-этическое поведение государственного гражданского служащего/ Д.А. Крутских // Вопросы российской юстиции. – 2021. - №11. – С. 561-570.
16. Крыжевич Л.С. Особенности формирования оценки эффективности деятельности государственных служащих / Л.С. Крыжевич // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2021. - №3(40). – С.81-84.
17. Лукин, А.Н. Использование ключевых показателей результативности деятельности кадров на государственной и муниципальной службе / А.Н. Лукин, В.А. Воропанов, П.А. Орлов, А.Н. Яцун // Социум и власть. – 2021. – № 1 (87). – С. 90-102.
18. Магомадова Т.Л. Управление карьерными рисками государственных гражданских служащих / Т.Л. Магомадова, С.Ш. Кагирова, А.А. Танчилов //Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 37 (5). – С. 182-186.
19. Масалова Ю.А. Оплата труда государственных гражданских служащих и ее связь с оценкой эффективности служебной деятельности: российский и зарубежных опыт / Ю.А. Масалова, А.М. Калина //Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – №10. – С. 138-149.
20. Назарян Д.О. Особенности поступления и прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации / Д.О. Назарян //Инновации. Наука. Образование. – 2022. –№ 49. – С. 161-197.
21. Оборин М.С. Формирование цифровых компетенций управления государственных служащих в условиях нового экономического формата/ М.С. Оборин // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2021. – Т.7. - №2. – С. 69-81.
22. Самохвалова Е.В. Оценка эффективности деятельности государственных гражданских служащих: опыт регионов / Е.В. Самохвалов, А.Н. Дронова // ModernScience. – 2021. - №6/1. – С. 520-524.
23. Сокуренко, Д.Н. Зарубежные модели профессиональных компетенций государственных и муниципальных служащих / Д.Н. Сокуренко //Вестник экспертного совета . – 2021. - №1(24). – С. 54-58.
24. Тимохина О.А. Учет особенностей мотивации государственных и муниципальных служащих как необходимо условие эффективного управления / О.А. Тимохина, Т.А. Власова // Управление городом: теория и практика. – 2021. - №3(41). – С.1-7.
25. Тухватуллина Н.С. Современные проблемы государственной службы Российской Федерации и пути их решения // Н.С. Тухватуллина, Т.В. Шитова //Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 2 (36).– С. 9-11.
26. Хуснутдинова А.К. Направления совершенствования прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации / А.К. Хуснутдинова // Матрица научного познания.– 2022.– № 5-1.– С. 266-270.
27. Чернова Е.Г. К вопросу о государственных гарантиях федеральных государственных гражданских служащих/ Е.Г. Чернова // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2021. - №3 (44). – С. 137-146.
28. Чернышова Л.А. Профессиональное развитие государственных служащих – основное направление развития государственной службы / Л.А. Чернышова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2021. - №3(40). – С. 85-88.
29. Щербина И.С. Общественная оценка как основа мотивации труда государственного служащего / И.С. Щербина, Л.Н. Захарова // Научные Известия. – 2021. - №22. – С. 47-51