Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы. В современных условиях развития отечественной экономики в качестве важных инструментов выступают стимулирование государственного социально-экономического развития, его показателей ключевого характера, индикаторов макроэкономики. Как один из самых оптимальных инструментов регулирования процесса развития экономики страны может быть названа бюджетная политика и регулирование бюджета, в качестве объекта этого выступает бюджетная система государства.
Говоря о государственном бюджете, можно отметить, что средства бюджета государства направляют на финансовое обеспечение органов управления, на исполнение функций органов правопорядка, обеспечение внутренней и внешней безопасности РФ. Важную роль в этом отводят государственному бюджету, в частности - в обеспечении регулирования процессов воспроизводства экономики, благодаря поддержке активного характера государственного бюджета идет развитие социальной сферы, всей экономики страны.
В форме государственной политики активного характера по осуществлению стимулирования развития страны в социально-экономическом плане, происходит процесс повышения расходов бюджета, этим формируется его дефицит. Как итог - государством применяются инструменты финансового обеспечения дефицита бюджета, что возможно посредством роста долга государства. В связи с этим рассмотрение государственного бюджета как основного средства регулирования экономики является актуальным.
Цель работы – разработать направления улучшения формирования государственного бюджета РФ.
Задачи работы:
1) рассмотреть понятие, функции государственного бюджета;
2) представить сущность бюджетного дефицита и профицита и их влияние на экономику;
3) раскрыть основы управления сбалансированностью государственного бюджета как средства регулирования экономики;
4) дать характеристику государственного бюджета РФ;
5) оценить бюджетный дефицит и профицит в РФ;
6) раскрыть направления улучшения формирования государственного бюджета РФ с целью регулирования экономики.
Объект исследования – бюджет РФ.
Предмет исследования – формирование, управление формированием бюджета государства как средством регулирования экономики.
Теоретическая и методологическая база исследования. В качестве источников выполнения курсовой работы использованы труды таких авторов: З.М. Абдуллаева, В.П. Беспалова, Н.И. Воронина, В.Н. Ильина, З.А. Лукьянова и пр.
Информационная база исследования: материалы Росстата, Министерства финансов РФ, данные сети Интернет.
В качестве методологической базы применялись общенаучные методы: классификация, сопоставления, системный подход, сравнения и прочие.
1. Теоретические аспекты формирования и управления государственным бюджетом как средством регулирования экономики
1.1. Понятие, функции государственного бюджета
В условиях современных экономических отношений в качестве основного звена финансовой системы государства выступает его бюджет. Бюджет является необходимым для целей сосредоточения денежных средств и их использования для финансового обеспечения самых важных государственных функций. В связи с этим можно отметить, что бюджет представляет собой инструмент социально-экономической политики, нужен для перераспределения части ВВП государства с учетом общественных интересов.
Иного рода определение понятия бюджета есть в Бюджетном кодексе РФ. Здесь бюджет понимают как «форму образования и расходования фонда денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» .
Бюджетной системой РФ считают базирующуюся на экономических отношениях и устройстве государства совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и государственных внебюджетных фондов. Она включает государственный кредит и государственный фонд страхования .
Также бюджетную систему РФ рассматривают как основанную на отношениях экономического характера и государственном устройстве страны, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов .
Под бюджетным устройством понимаются принципы организации и построения бюджетной системы государства, а вместе с тем и взаимосвязь между отдельно взятыми ее составляющими.
Бюджетная система Российской Федерации, согласно Бюджетному Кодексу РФ, включает три уровня:
- федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов государства;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов государства;
- местные бюджеты .
В качестве основных бюджетов бюджетной системы РФ выступают :
- государственный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов государства;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов государства;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты районов внутригородских.
В Бюджетном Кодексе РФ изложены 13 самых важных принципов бюджетной системы РФ, которые соблюдают органы государственной власти и органы местного самоуправления :
1. Единства бюджетной системы. Данного рода принцип сохранился в нормативно-правовых актах еще со времен СССР. Бюджетная система рассматривается как совокупность элементов, которые действуют согласованным образом друг с другом.
2. Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами. Данного рода принцип вытекает из предыдущего и, по сути, просто более подробно раскрывает его содержимое. Если выполняется принцип единства бюджетной системы РФ, то естественно возникает необходимость проводить разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами различных уровней.
3. Принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип реализуется через самостоятельность самих субъектов-участников бюджетной системы (например, права и обязанности субъектов РФ и органов местного самоуправления). Однако, по сути, упомянутая самостоятельность действует ограниченно, и только в обеспечении сбалансированности соответствующего уровня бюджета, и также последующего эффективного освоения бюджетных средств.
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов всех уровней бюджетной системы. Данный принцип реализуется посредством формирования единых правил и требований ко всем субъектам РФ и муниципалитетам. К примеру, процесс формирования доходов бюджета Ростовской области определяется такими же правилами, как и городов данного субъекта РФ.
5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов РФ. Вероятность нарушения данного принципа, учитывая его законодательную основу, невозможно.
6. Принцип сбалансированности бюджетов РФ. К балансу бюджетов необходимо стремится, однако, на практике такого состояния бюджета может и не быть. Возможны три состояния бюджета: дефицит (доходы меньше расходов), профицит (доходы больше расходов) и баланс (доходы бюджета равны его расходам). Если бюджет дефицитный, то необходимо предусмотреть источники финансирования. Если смотреть Бюджетный Кодекс, то там понятие сбалансированности подразумевает соответствие размера доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменения остатков на счетах по учету средств бюджетов. Профицит бюджета по сути, практически не рассматривается, так он не приемлем, и является результатом неправильного формирования бюджета. Стоит отметить, что профицит бюджета наблюдался в РФ на протяжении 2001-2008 гг.
7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Данный принцип является безальтернативным условием нормального функционирования как самой бюджетной системы, так и государства в целом.
8. Принцип совокупного покрытия бюджетных расходов. Это принцип вытекает из стремления государства к сбалансированности бюджета .
9. Принцип прозрачности бюджета. Показатели бюджета должны быть сопоставимы в течении отчетного, текущего и очередного финансовых годов. Этот же принцип применим к бюджетной классификации.
10. Достоверность бюджета.
11. Адресность бюджета.
12. Целевой характер бюджетного финансирования.
13. Принцип подведомственности расходов бюджетов.
Нужно отметить, что понятие бюджет является разноплановым:
- в качестве экономической категории – это совокупность экономических отношений;
- также это централизованный денежный фонд страны и различных государственных структур;
- это также финансовый план, который составляется и принимается ежегодно в виде закона.
В качестве основных функций бюджета государства в качестве важнейшего средства регулирования экономики выступают такие :
1) функция по перераспределению национального дохода и ВВП государства, которая оказывает воздействие на процессы регулирования и стимулирования государством экономики, а также обеспечение социальной политики финансового характера;
2) функция по контролю над процессами образования и использования фонда денежных средств, который носит централизованный характер. Посредством бюджета государства идет перераспределение почти половины его ВВП.
Бюджет способствует образованию рационального характера структуры общественного производства, улучшению его пропорций, более эффективному использованию средств бюджета. Функции бюджета государства осуществляют в период процесса по формированию доходов и расходов на базе использования бюджетного механизма, который считают реальным воплощением бюджетной политики государства, а вместе с тем отражает четкую направленность бюджетных отношений на разрешение социально-экономических задач.
Таким образом, можно отметить, что бюджетная система представляет собой совокупность государственных бюджетов, бюджетов административно территориальных образований, учреждений и фондов государства, которые являются самостоятельными в бюджетном отношении, которое базируется на отношениях экономического характера, нормах права и устройстве государства.
В состав бюджетных полномочий РФ включают:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 21.11.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
2. Постановление Правительства РФ от 04.06.2007 №343 (в ред. от 27.02.2021) «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_34017/ (дата обращения 10.12.2022).
3. Абдулганиев С., Денисенко И. Государственный бюджет РФ и проблемы его сбалансированности // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сборник научных трудов. – Симферополь: Ариал, 2022. – С.6-9.
4. Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за январь-декабрь 2021 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019-4/index.html (дата обращения: 10.12.2022).
5. Ахуньянова А.И. Формирование федерального бюджета: сущность и функции // Академическая публицистика. – 2022. – С.53-58.
6. Балашова Е.А., Цельникер Гр.Ф. Принцип сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ // Современная школа России. Вопросы модернизации. – 2021. - №3-1. – С.169-170.
7. Барциц А.Д. Организация бюджетных систем в федеративных и унитарных государствах // Перспективы развития институтов права и государства: сборник научных трудов 3-й Междун. науч. конференции. – Курск: ЮЗГУ, 2020. – С.272-279.
8. Богатырева Д.Н. Особенности формирования и пути роста доходов федерального бюджета // A POSTERIORI. – 2022. - №3. – С.10-14.
9. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: монография / под ред. М.А. Абрамовой. – М.: КноРус, 2018. – 202с.
10. Галлямова И.А. Современные проблемы бюджетной системы РФ // MODERN SCIENCE. - 2021– - №6-1. – С.74-77.
11. Десятниченко К.В., Басова А.В. Роль бюджетной системы в обеспечении экономической безопасности страны // Молодая наука Сибири. – 2021. - №1. – С.649-655.
12. Джемалова Р.Р., Ибрагимова И.И. Сравнительный анализ бюджетных систем унитарных государств // Бенефециар. – 2019. - №59. – С.28-31.
13. Зарипов Р.Р. Правовые основы сбалансированности федерального бюджета // Заметки ученого. – 2022. - №3-1. – С.337-340.
14. Иванова Д.В. Бюджетная система государства // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сборник статей Междун. науч.-практ. конференции. – Уфа: Аэтерна, 2019. – С.93-95.
15. Исламгалеев Д.Р. Причины дефицита бюджета России // Научно-исследовательский центр «Вектор развития». – 2022. - №8. – С.521-524.
16. Кривец А.С., Лаптева Е.В. Динамика основных показателей бюджетной системы РФ // Цифровизация образования: теоретические и прикладные исследования современной науки: материалы XXVII Всероссийской науч.-практ. конференции. – Ростов-на-Дону: Издательство ВВМ, 2021. – С.255-258.
17. Моисеенко Е.Е. К вопросу о сбалансированности бюджетной системы // E-SCIO. – 2021. - №6. – С.453-457.
18. Молчанова Н.П. Особенности построения бюджетной системы России // Саяпинские чтения: материалы IV Всероссийской (национальной) науч.-практ. конференции. – Тамбов: ИД «Державинский», 2021. – С.292-300.
19. Нехайчук Ю.С., Вискова А.А., Гуляев Д.А. Современная фискальная политика Российской Федерации: тенденции, провалы и достижения // Механизмы управления развитием региона: новые вызовы и приоритеты: сборник научных трудов. – Симферополь: Ариал, 2022. – С.388-397.
20. Оспанов Н.Б., Бейсенов А.П. Концептуальные подходы к определению понятий бюджетной системы // Научный электронный журнал Меридиан. – 2021. - №1. – С.255-257.
21. Панькова А.Р. Спектр проблем, препятствующих эффективному функционированию бюджетной системы РФ // Актуальные исследования. – 2021. - №32. – С.45-46.
22. Румянцева О.А. Бюджетная система // Форум молодых ученых. – 2019. - №1-3. – С.87-90.
23. Саргсян К.К., Семина Л.А. государственный бюджет и его роль в экономике // Интернаука. – 2022. - №16-6. – С.55-57.
24. Седых М.С., Ловянникова В.В. Государственный бюджет: проблемы сбалансированности и финансирования // Проблемы и перспективы экономических отношений на пространстве ЕАЭС: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С.123-127.
25. Усков И.В. Повышение эффективности бюджетной системы России // Евразийский юридический журнал. – 2021. - №1. – С.450-451.
26. Федеральный бюджет / Федеральное казначейство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/183/ (дата обращения: 10.12.2022).