Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная экономика представляет из себя весьма гибкую и динамичную систему, а одним из главных признаков является денежный эквивалент, призванный адекватно реагировать на все время меняющуюся рыночную конъюнктуру . Цены на продукцию постоянно меняются, тем самым отражая реальную ситуацию на рынке: объем товаров, затраты на их производство, логистику и продажу, законодательство и налоги и многое другое.
С течением времени экономика лишь усложняется, в том числе и за счет новых технологий, повышающих производительность труда. В долгосрочной перспективе, вкупе с прочими особенностями вроде эффекта масштаба, это делает продукцию дешевле, однако рядовой обыватель нередко сталкивается с обратной картиной, когда цены на товары общего потребления лишь растут, чего нельзя сказать о заработной плате.
В обстоятельствах постоянно нарастающего социально-экономического кризиса в нашей стране обсуждаются способы и выходы из ситуации.
Выдвигается огромное количество идей: от бюджетных субсидий компаниям, прямых выплат зарплат и предоставления «каникул» работникам, сокращения от отмены налогов организациям из разных экономических сфер, до списания с предпринимательства ранее выполненных обязательств по кредитам и налогам, снижения ставок процентов по кредитам, введения налоговых каникул. Так или иначе, все перечисленные инструменты действуют только за счет резервов федерального бюджета, что власти накапливали долгое время.
Целью данной работы является рассмотрение механизма формирования и роли в экономике страны Фонда национального благосостояния РФ
Задачи:
- описать сущность и цели создания Фонда национального благосостояния (ФНБ) РФ;
- рассмотреть источники формирования ФНБ РФ;
- изучить управление средствами ФНБ РФ: перспективы.
Объект исследования – Фонда национального благосостояния РФ. Предмет исследования – особенности управления средствами ФНБ РФ в современной ситуации.
Глава 1 Сущность и цели создания Фонда национального благосостояния (ФНБ) РФ
Одной из самых значимых новелл за последние десятилетия в мировой финансовой структуре является деятельность суверенных фондов благосостояния.
Термин «суверенный фонд» был впервые применен в качестве научного в 2005 г. и в дальнейшем получил всеобщее распространение.
Данный вид государственных фондов является частью инвестиционного механизма, располагающего огромными финансовыми активами и высоким потенциалом влияния на мировые финансовые институты, глобальные процессы и рынки. В учебной литературе суверенные фонды именуют новым типом институциональных инвесторов. «Новым», потому что ранее деятельность на всемирной финансовой арене принадлежала частным инвесторам и банкам; «институциональных», поскольку со временем суверенные фонды стали базисом для построения архитектуры финансового рынка в глобальном масштабе; «инвесторов», так как основные задачи суверенных фондов – это аккумулирование финансовых ресурсов и концентрация средств суверенными государствами.
Вообще, первый вид суверенных фондов появился приблизительно семьдесят лет назад, в 50-х годах прошлого века. Те самые государства, которые занимаются экспортом нефти и природного газа, постоянно получают экспортные доходы, накапливая избыточные ресурсы. Например, многие государства образовали фонды, чтобы инвестировать их вне внутреннего рынка для предотвращения инфляции, накапливая денежные ресурсы для будущих поколений, для того времени, когда средства, полученные от сырьевых товаров будут исчерпаны. Иными словами, государства, что занимаются экспортом природных ресурсов, всегда были нацелены на накопление финансовых ресурсов для будущих поколений.
Они начали инвестировать в эти ресурсы, чтобы получить наибольший доход, поэтому в начале 21 века их количество уже соответствовало международным резервам центральных банков.
Внимание международного сообщества суверенные фонды начали привлекать с 2005 г., когда США и Европа столкнулись с агрессивной инвестиционной политикой быстро растущих суверенных фондов развивающихся государств, которая была обусловлена необходимостью наращивания своих валютных резервов под гнетом финансового кризиса.
Приблизительно с 2007 года практика создания суверенных фондов была признан международным сообществом, в качестве допустимо главных участников международной валютно-финансового механизма. Самые успешные суверенные фонды в мире обычно находятся в поиске новых возможностей для роста эффективности инвестиций, обеспечивающих высокую доходность и высоким уровнем риска, при этом обладают низкой ликвидностью.
Одна из тенденций, которая существует во многих странах мира, касается концентрации капитала в активах развитых стран. Например, использование суверенных фондов Норвегии является примером того, как управляющие раз за разом выводят финансовые ресурсы из активов развивающихся государств и сосредотачиваются на фондовом рынке, в основном инвестируя в активы, которые находятся в мировых резервных валютах.
В связи с развитием глобальных инвестиционных механизмов, пошатнувших устои мировой финансовой системы, возникли вопросы, связанные с регламентацией их правового регулирования, так как огромный поток денежных средств, концентрирующийся в суверенных фондах, требует обозначения определенных рамок. По своей сути проблемным является и момент, связанный с назначением суверенных фондов. Так, Международный валютный фонд классифицирует суверенные фонды в зависимости от основных целей деятельности:
1) стабилизационные фонды, создаваемые богатыми природными ресурсами государствами для предохранения бюджета и экономики от волатильности цен на сырьевые товары;
2) сберегательные фонды, распределяющие накопленные материальные ценности между поколениями (например, переводят невозобновляемые ресурсы в диверсифицированный портфель международных финансовых активов для обеспечения будущих поколений или в иных долгосрочных целях);
3) резервные инвестиционные корпорации, создаваемые в виде обособленных организаций для снижения издержек от сохранения резервов или реализации инвестиционной политики с высокой доходностью;
4) фонды развития, создаваемые для финансирования приоритетных социально-экономических проектов (например, инфраструктурных);
5) резервные пенсионные фонды, имеющие пенсионные и/или какие-либо неопределенные обязательства на государственном балансе.
История развития суверенных фондов не безоблачна. Если обращаться к опыту иностранных государств, то наиболее резкой критике они подверглись в США, Франции, Германии. К примеру, замечания исполняющего обязанности заместителя министра иностранных дел К. Лоури по поводу суверенных фондов благосостояния содержали следующие вопросы: какие проблемы финансового рынка в перспективе могут возникнуть? Могут ли возникнуть проблемы трансграничного протекционизма, в связи с этим? Каким образом страны, в которые вкладываются эти средства, могут лучше всего поддерживать открытость и прозрачность иностранного капитала?.
В целом это можно оправдать тем, что Правительствам, находящимся ограниченный срок у власти, не выгодно создавать такого рода финансовую подушку, это является политически нерентабельным. Возьмем на рассмотрение ОАЭ – крупнейшего экспортера нефти. Так как суверенные фонды получили особо масштабное распространение среди стран, экономика которых подвержена цикличности вследствие колебания цен на экспортные товары, ОАЭ не являются исключением. Несмотря на этот очевидный факт, Арабские эмираты в течение долгого времени рассуждали о целесообразности выведения суверенного фонда благосостояния в качестве активного участника на финансовом поле.
В Российской Федерации ныне действующий Фонд национального благосостояния (ФНБ) был создан в 2008 году. Средствами фонда, явлющимися частью федерального бюджета, управляет Министерство финансов РФ, но в отдельных случаях полномочия передаются Центральному банку России.
Стабильное пенсионное обеспечение в долгосрочной перспективе – такая главная цель ставилась при его создании. После 2018 года в результате внесения изменений в Бюджетный кодекс закрепилась новая цель, связанная с обеспечением сбалансированности федерального бюджета, то есть покрытием дефицита.
На сегодняшний день средства главным образом расходуются на инфраструктуру: жилищное, дорожное строительство, строительство коммуникационных сетей.
Фонд национального благосостояния - часть средств федерального бюджета. Данный фонд нацелен стать частью эффективно функционирующего механизма пенсионного обеспечения граждан нашей страны. Фонд нацелен обеспечивать софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Российская Федерация обладает крупнейшими запасами природных ресурсов. В мировом рейтинге она занимает второе место по добыче газа и третье место по добычи нефти. Часть доходов, получаемых от продажи полезных ископаемых, поступает в Фонд национального благосостояния.
Во второй половине 1999 г. был непредвиденный скачок на мировые цены на нефть, тогда впервые цена за баррель поднялась выше 20 долларов, что, в свою очередь, непосредственно отразилось на бюджете России, и в 2001 г. Президент РФ В.В. Путин принял решение о создание резерва, что в 2004 г. сподвигло к созданию Стабилизационного фонда .
Одной из основных функций бюджета является социальное обеспечение граждан – выплаты различных пособий, пенсий, материнского капитала и т.д. Для обеспечения финансовой устойчивости Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Задача первого заключалась в борьбе с инфляцией, покрытии бюджетных расходов в случае резкого снижения мировых цен на энергоресурсы, что могло привести к дефициту бюджета, ФНБ предназначался для со финансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытия дефицита Пенсионного фонда России.
Управление средствами ФНБ реализуется при помощи Министерства финансов РФ в порядке, что установлен Правительством РФ.
Отдельные полномочия по управлению средствами ФНБ могут осуществляться ЦБ Российской Федерации.
Глава 2 Источники формирования ФНБ РФ
Фонд национального благосостояния (ФНБ) – государственный резервный фонд, являющийся частью механизма пенсионного обеспечения граждан России на длительную перспективу.
Он формируется за счет дополнительных доходов федерального бюджета от нефтегазового комплекса и доходов от управления собственными средствами. Часть денежных средств Фонда хранится в иностранной валюте, размещенной Правительством на счетах в Банке России. Фонд находится под управлением Министерства Финансов России, отдельные полномочия могут осуществляться Центральным банком России.
Бюджетный кодекс РФ в п. 1 ст. 96.10 рассматривает ФНБ как подлежащую обособлению и учету часть средств федерального бюджета для осуществления софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан страны, а также обеспечения сбалансированности федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ. Согласно п. 3 ст. 96.10 Бюджетного кодекса РФ восполнение Фонда осуществляется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета на основании установленном Правительством РФ порядке.
Изначально он был создан с целью восполнения бюджета Пенсионного фонда РФ и финансовой подпитки накоплений на пенсию граждан. Однако сегодня в сферу деятельности ФНБ входит также стабилизация и поддержка экономики России путем сглаживания дефицита бюджета.
Например, в условиях коронавирусной пандемии средства ФНБ могли направляться на обеспечение мероприятий по предупреждению распространения вируса и дополнительных финансовых выплат. Управляет же средствами ФНБ Министерство финансов РФ в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ. Положения ст. 96.11 Бюджетного кодекса РФ устанавливают цели распределения средств Фонда как обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде .
Источники формирования резервов федерального бюджета могут меняться с течением времени. Так, до 2004 года основным источником формирования резервов являлись свободные денежные остатки, что формировались как следствие бюджетного профицита и те, что не подлежали инвестированию для получения дохода. Данные остатки формировались целенаправленно и накапливались для реализации стерилизационной политики ЦБ России .
С 2004 года стал применяться автоматический кредитно-денежный и налогово-бюджетный механизм стабилизации российской экономики, ориентированный на изменение цен на нефть. При этом источником формирования резервов федерального бюджета выступили частичные изъятия налога на добычу полезных ископаемых и вывозных таможенных пошлин на нефть.
Место резервных фондов органов государственного управления исполнительного характера в федеральном бюджете
Расходная часть федерального бюджета России предусматривает формирование резервных фондов для органов государственного управления исполнительного характера. К числу таких резервных фондов относятся Фонд российского Правительства, фонды высших органов государственной власти регионов исполнительного характера, фонды муниципальных администраций.
Законодательство устанавливает прямой запрет на возможность формирования резервных фондов для представительных (законодательных) органов государственного управления или депутатов этих органов.
Пунктом 3 статья 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены требования к размеру резервных фондов органов государственного управления исполнительного характера. Величина таких резервных фондов устанавливается законом о федеральном бюджете и не должна превышать 3% от общего объема расходов.
Резервные фонды органов государственного управления исполнительного характера предназначены для финансирования следующих расходов: во-первых, расходов непредвиденного характера, включая проведение работ ликвидационно-восстановительного характера и других мероприятий, которые направлены на ликвидацию последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; во-вторых, расходов на осуществление других мероприятий, утвержденных органами власти.
Использование средств резервного фонда органов государственного управления исполнительного характера требуется соответствующего решения этих органов власти. По итогам года соответствующие органы государственного управления исполнительного характера формирует отчет относительно использования средств резервных фондов, предназначенные для них. Эти отчеты являются составной частью отчета об исполнении федерального бюджета.
Средства, которые поступают в Фонд, попадают под контроль Министерства финансов РФ, а также под некоторые полномочия Центрального банка РФ. Более того, роль Центрального банка РФ как достаточно эффективного инструмента в управлении средств Фонда национального благосостояния в настоящее время возрастает. Необходимо отметить, что вне зависимости от наличия или отсутствия вышеперечисленных фондов, резервы Центрального банка РФ способствуют проведению более свободной бюджетной политики. При возникновении дефицита бюджета и денежного сжатия у Центрального банка РФ появляется возможность ослабления жесткой бюджетной политики посредством закупки валюты в резервы.
В качестве источников денежных средств Фонда выступают начисления от самих средств Фонда (размещение их в иностранной валюте, акциях, паях, депозитах) и нефтегазовые доходы экономики. Как отмечают экономисты, в целях увеличения доходности ФНБ необходимо расширить рамки инвестирования, используя механизм вложения в акции производственных организаций в рамках обеспечения стимулирования экономического роста.
Рассматривая доходную часть Фонда национального благосостояния, необходимо отметить действующее новое бюджетное правило. При низком уровне цен на нефть Фонд национального благосостояния, казалось бы, должен обанкротиться или же, как минимум, нести значительные потери. Однако этого не происходит, поскольку наряду с обозначенным выше бюджетным правилом к нефтегазовым доходам ФНБ относятся: экспортные таможенные пошлины на продукты нефтепереработки и природного газа; экспортные таможенные пошлины; налоги на добычу ископаемого топлива.
Несмотря на утвердившуюся практику использования средств ФНБ, в научной литературе обозначаются противоположные точки зрения на дальнейшее функционирования Фонда национального благосостояния.
Следует отметить, что в экономисты рассматривают ФНБ с точки зрения его жизнеобеспечения, бюджетной и финансовой устойчивости государства в период кризисов. Наибольшее внимание правоведов привлекают вопросы эффективного управления средствами резервных фондов, которые, как правило, являлись дискуссионными в рамках экономической теории и науки. Обозначенное понятно и очевидно исходя из-за непосредственного влияния качества управления на обеспечение неналоговых доходов федерального бюджета, стабильности исполнения расходных обязательств, которые требуют правового регулирования. Тем не менее стоит отметить особый потенциал Фонда национального благосостояния, так как в условиях турбулентности он выступает инструментом обеспечения финансовой стабильности государства.
В октябре 2020 года Фонд национального благосостояния продемонстрировал рекордные показатели роста в рублях.
Согласно статистики Минфина РФ, по состоянию на 1 декабря 2020 г объем фонда составлял 13 457,02млрд. рублей, на 1 ноября -13 298,63млрд. рублей, 1 октября - 13 733,05млрд. рублей. Между тем, еще 1 сентября в фонде значилось 13 256,66рублей, а 1 августа – 12958,68млрд.рублей. С августа месяца фонд увеличился на 498,34 млрд. рублей.
Таким образом, ФНБ в октябре 2020 года достиг 12,1%ВВП, тогда как в августе – 11,4%, а в декабрь 11,8 %. Сравнив сегодняшний показатель с показателем годичной давности, мы можем отметить, что объем ФНБ на 1 декабря 2019 года 7927,69 млрд. рублей, что составляло 7,2% ВВП.
Таким образом, за год мы наблюдаем увеличение объема ФНБ на 5529,33млрд. рублей. И это при том, что Минфин в августе 2020 года впервые с 2017 года использовало средства из ФНБ на возмещение дефицита бюджета. Все-таки необходимо сознавать, что увеличения объема ФНБ вызвано, в том числе, и валютной инфляцией.
В декабре 2020 г. в федеральный бюджет зачислены доходы от размещения средств ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России за период с 15 декабря 2019 г. по 15 декабря 2020 г. в сумме 81 291,9 млн. рублей.
В декабре 2020 года цена экспортных партий Urals превысила $50 за баррель впервые с марта. В среднем по декабрю российская эталонная нефть стоила $49,4 за баррель.
Средства Фонда национального благосостояния уже частично инвестированы в ряд проектов. Например, в проект «Ямал СПГ», в крупнейший в России нефтехимический комплекс «ЗапСибНефтехим», в строительство АЭС в Финляндии.
В 2020 году из Фонда национального благосостояния запланировано направить на социальные выплаты и поддержку пострадавших отраслей350 млрд рублей. Также часть средств фонда направлены на текущие расходы федерального бюджета, в первую очередь социальные: выплаты семьям с детьми, выплаты врачам, выплаты студентам медицинских ВУЗов и колледжей.
Финансирование фонда осуществляется за счет части нефтегазовых доходов федерального бюджета путем зачисления налогов на добычу полезных ископаемых (нефти, газа, газового конденсата), таможенных пошлин с их транспортировки, а также от управления активами. По данным Минфина на 1 мая 2021 года существенная часть активов ФНБ содержится на счетах в Банке России (более 60%) . Около 24% составляют акции ПАО «Сбербанк». На 4,3% активов приобретены ценные бумаги российских эмитентов. Около 4% – на депозитах «ВЭБ.РФ» («Внешэкономбанк»). С мая 2021 года ФНБ не вкладывает средства в долларовые активы, но одновременно с этим появилась возможность вложения в другие иностранные валюты, кроме этого, и в золото. Тем самым, ФНБ представляет собой подушку безопасности для России, а принятые меры повышают доходность и делают государственные запасы устойчивее к непредвиденным возможным рискам, в том числе к санкциям, кризису, инфляции.