Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ювелирные украшения исторически в жизни народов Средней Азии занимали особое место, так как они выступают одним из ключевых маркеров их культурной идентичности и сопровождали на всех главных этапах жизни среднеазиатских женщин того времени. В те времена девочки носили украшения с детства, количество которых и по мере их взросления только увеличивалось.
Огромное разнообразие у жителей Средней Азии этих предметов всегда интересовало исследователей, как зарубежных, так и отечественных.
Многие российские ученые в своих этнографических трудах основное внимание уделяют проблеме происхождения украшений, их типам и видам, изменениям дизайна, декоративным особенностям, их главным социальным функциям.
Особую часть составляют работы, в которых отражаются функции украшений как маркера этнической принадлежности их владельцев. Подобная проблематика традиционно выступает важной частью этнографических работ, которые посвящены этногенезу народов Средней Азии.
Представленная работа ставит своей целью сформировать целостное представление обо всей совокупности значений, обосновавших высокий статус украшений в культуре народов Средней Азии.
Целью данной работы выступает рассмотрение истории и аспектов формирования коллекций женских ювелирных украшений Средней Азии в России.
Исходя из цели, определены следующие задачи данной работы:
-рассмотреть историю развитие ювелирного искусства в Средней Азии;
-дать характеристику материалов и дизайна ювелирных изделий народов Средней Азии;
-охарактеризовать процесс формирования коллекций женских ювелирных украшений в России;
-дать характеристику основным наименованиям коллекций ювелирных украшений Средней Азии в России.
Хронологические и территориальные рамки исследования ограничиваются территорией Средней Азии периода ее развития в XIX-начала ХХ веков.
Работа основана на анализе таких работ, которые посвящены украшениям народов Средней Азии, таких авторов, как Дьяконова, 1958; Абдина, 2016; Зыков, 1993; Гаврильева, 1998; Чвырь, 1979.
Абдина Р.П., 2016 г. - Научная работа на тему «Ювелирные украшения Средней Азии из серебра». В статье рассматриваются украшения Средней Азии из серебра, изготовленные с древних времен до позднего средневековья. Чаще всего из серебра изготавливали, так называемые туморы применяемые от сглаза женские и детские. Украшения из серебра эпохи бронзы, бусы цилиндрической формы найдены в Средней Азии, в верховьях Зеравшана (Саразм. Таджикистан. III тыс. до н.э.).
Гаврильева Р.С., 1998 г. - Сформировала периодизацию изучения якутских украшений XIV–XVIII вв., выделив основные тенденции в этапах их изучения. Первые сведения о якутских украшениях носили фрагментарный характер и рассматривались лишь при описании костюма в целом.
Дьяконова В.П., 1958 г. - Одной из наиболее подробных является статья В. П. Дьяконовой «Старинные якутские шейные украшения». На анализе десяти якутских гривен из собрания МАЭ РАН автор приводит их типологию и приходит к выводу, что гривна с петлеобразными изгибами является наиболее древним типом украшений.
Зыков Ф.М., 1993 г. – В своих работах отметил заимствование и распространение нового орнамента в украшениях, что происходило благодаря тесным торгово-обменным связям, установившимся между Средней Азией и населением таежного Приобья при посредничестве азиатских гуннов, вторгшихся в Среднюю Азию, Казахстан и на юг Западной Сибири.
Чвырь Л.А., 1979 г. - Таджикские ювелирные украшения / Л.А. Чвырь.- М.: Издательство «Академия НАУК СССР Институт Востоковедения», 1977 (Материалы к историко-культурному районированию Таджикистана).
В среднеазиатской этнографии работа с украшениями до 70-х годов 20 века носила собирательный и публикационный характер. Серьезных исследований и обобщающих монографий не проводилось, что и побудило автора книги, Людмилу Анатольевну Чвырь, изучать эту сложную тему. Ее монография – серьезный анализ традиционных таджикских ювелирных женских украшений конца 19-начала 20 века. Для этого использовался богатый музейный материал Москвы, Петербурга, Душанбе, Ленинабада, Ташкента, Самарканда, Бухары, а также наблюдения полевой работы и экспедиций. На материале ювелирных украшений как источника рассматривается проблема историко-культурного районирования Таджикистана.
Изначально автор обращает свою книгу к специалистам – историкам культуры, этнографам, искусствоведам. Но она также полезна тем, кто интересуется культурой Средней Азии в целом, хочет узнать больше о ее обычаях и художественных традициях. Украшения имеют интересный, и при этом несложный, орнамент, изящны по исполнению и разнообразны по назначению: здесь головные и нагрудные украшения, и браслеты, и кольца, и серьги.
Тенденцию усложнения комплекса украшений в среде народов Азии проследила К. В. Вяткина, отметившая, что степень богатства материала и обилия украшений возрастала по мере продвижения с запада на восток, а наиболее импозантные прически и дорогие украшения встречались у монголов, живших в близком соседстве с Китаем [Вяткина, 1960, с. 199].
При написании работы использовались следующие методы исследования: историко-хронологический, метод анализа исторических источников, метод сравнения, методы индукции и дедукции, философско-аналитический метод.
Для выявления общности и различия локальных украшений, преемственности форм в исследуемый период был применен сравнительный метод анализа ювелирных изделий
Структура работы состоит из введения, основной части, которая включает две главы, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ АЗИИ
1.1. Развитие ювелирного искусства в Средней Азии
С древних времен восточные украшения, которые привозились в разные страны Европы, славились своей необычайной красотой. Их привозили в Европу купцы по Великому шёлковому пути много веков назад, и эти украшения всегда находили своих покупателей. Ювелирное искусство стран Средней Азии отличается художественной уникальностью, материалами, из которых они изготавливаются, драгоценными и полудрагоценными камнями, особыми техниками их исполнения. Основные особенности стилистки ювелирных украшений Средней Азии представлены на территории современных Туркмении, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана – именно они территориально являются наследниками и преемниками искусства древних мастеров женских украшений.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абдина Р. П. Этнокультурные подходы к изучению традиционного костюма // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4. С. 50-53.
2. Васильева Г.П. Этнотерриториальные комплексы женских и девичьих украшений // Среднеазиатский этнографический сборник. М.: Наука, 2001. Вып. 4. С. 97-117.
3. Васильева Г. П. Магическая роль украшений и некоторых видов одежды в представлениях туркмен // Среднеазиатский этнографический сборник. М. : Наука, 2006. Вып. 5. С. 20-33.
4. Венедиктова Н.Д. Украшения Древней Азии. М. : Наука, 2015. - 295 с.
5. Володин Р.О. Средняя Азия. Культура и традиции. СПб.: Питер, 2017. – 369 с.
6. Григорьева С. Д. Украшения конца XVII - середины XVIII века. М.: Экспресс, 2008. - 275 с.
7. Древнее серебро Сибири / А. П. Бородовский, Н. К. Морцев. М.: Приор, 2015. - 385 с.
8. Дроздова Л.М. Старинные украшения народов Азии. СПб.: Нева, 2016. – 290 с.
9. Зыков Ф. М. Старинные якутские украшения из цветных металлов // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. Новосибирск : Наука, 1993. С.125-141.
10. Криводанов Ф. И. Народное искусство народов Средней Азии. М.: Кнорус, 2017. -310 с.
11. Михайлова Е.А. Съемные украшения народов Сибири // Украшения народов Сибири. СПб. : МАЭ РАН, 2015. – 320 с.
12. Осин П.Д. Народонаселение Средней Азии, культура в древние века. СПб. : Нева, 2018. - 304 с.
13. Сухарева О. А. Истоки среднеазиатского костюма. Самарканд (2-я половина XIX - начало XX в.). М. : Наука, 1982. 140 с.
14. Чвырь Л.A. Опыт классификации ювелирных украшений (Проблема типологии на примере таджикских серег) // Костюм народов Средней Азии. М. : Наука, 1979. 213 с.
15. Шараева Т. И. Обряды жизненного цикла калмыков. XIX - начало XXI в. Элиста : Джангар, 2011. - 223 с.
16. Шаповалов Ю. Н. Древняя Азия: история украшений. М.: МГУ, 2019. - 390 с.
17. Шинкарев Л. Средняя Азия: традиции, реальности и надежды. М.: Знания, 2016. - 259 с.
18. Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение: этнографические и статистические исследования. СПб.: Нева, 2010. - 325 с.