Фрагмент для ознакомления
2
Полная искания новых идеалов и одновременно – борьбы со старыми, изжившими себя идеями, противоречиями в восприятии мира и уничижения нерационального мышления, основанного на бессистемности, - таким предстал новый XVIII век, ставший впоследствии одной из переломных вех истории, в которые свершается эволюция человеческого сознания, и названный справедливо эпохой Просвещения. Рациональное миропонимание, ставшее отныне единственно верным критерием оценки окружающей действительности, приобрело довлеющую власть, сущностным оксюмороном которой стало удивительное явление свободы, на просторы коей вырвался человек, стихийным порывом собственной души внезапно обозревший и принявший силу, открывшуюся ему. Новый век характеризовал не только стремление к открытию неведомых границ знания, но и увлечение проблемами, определяющими общественное развитие. Всё это выкристаллизовало в сознании человека способность проникать в более широкие области действительности.
В эпоху Просвещения дипломатические и культурные связи европейских стран способствовали стремительному распространению новых открытий и достижений, главным образом, в сфере искусства. Архитектура века была в большей степени определена новыми археологическими открытиями в Италии, диктовавшими моду всему художественному наполнению произведений.
Многие памятники архитектуры: дворцы, театры, магазины в историческом центре были спроектированы французами и итальянцами. Франческо Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди, Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот, Юрий Матвеевич Фельтен и многие другие формировали облик русской столицы на протяжении многих десятилетий, создавали знаменитые ныне дворцы, храмы, площади, проспекты, целые ансамбли.
И кульминацией всей этой великолепной плеяды культурных жемчужин стал век Просвещения. На всём его протяжении связи России с главными европейскими «гигантами» – Францией и Италией – были невероятно тесны и плодотворны. Именно в это время (с разницей в шестьдесят лет в пользу первой) были установлены прочные дипломатические отношения, продлившиеся многие десятилетия.
Ринальди Антонио – итальянский архитектор, работавший в России во второй половине XVIII века. Его авторству принадлежат многочисленные постройки в Гатчине, Ораниенбауме, Царском селе и, конечно, в самом Петербурге. С его именем связан переход от барокко к классицизму в русской архитектуре.
Период жизни в России был «сердцем» его биографии, ей он отдал весь свой талант и творческие силы. В формирование архитектурного облика Петербурга и его окрестностей Ринальди внес огромный вклад.
Цель данного исследования: изучение влияния Антонио Ринальди на русское искусство.
Глава 1. Культурные связи России и Италии
1.1. Итальянские архитекторы в России
Культурные отношения России и Италии развивались в историческом пространстве, сохраняя баланс на протяжении многих веков. В связи с этим целью данного исследования явилось изучение меры влияния, которую оказали итальянские деятели культуры и искусства на развития архитектурного кода Москвы и Санкт-Петербурга.
Особую актуальность приобретает исследование темы влияния итальянских зодчих в создании значимых памятников архитектуры в России. В процессе работы были изучены работы Аристотеля Фиорованти, заложившего Успенский собор в Московском Кремле (XV век), включающего образцы православного зодчества предшествующего времени и традиционный стиль русского пятиглавия. С началом деятельности Фиораванти связывается начало культурных русско-итальянских отношений.
В работе исследован вклад Алевиза Фрязина Старого, Алевиза Нового, Пьетро Антонио Солари (Петра Фрязина), Марко Руффо (Марка Фрязина), Бон Фрязина и Пьетро Франческо Аннибале (Петрока Малого), занимавшихся укреплением и строительством соборов Московского Кремля .
Исследование показало, что многие итальянские мастера приобрели фамилию Фрязин, так как в древнерусских источниках территория Аппенинского полуострова называлась «Фряжской землей», в связи с чем итальянцев на Руси называли «фрягами» или «фрязями». Было замечено, что Москва стала приобретать собственный архитектурный стиль, проявившийся в монументальности сооружений и выверенных композициях, именно благодаря итальянским зодчим .
XVIII век характеризуется работами Доменико Трезини, Бартоломео Франческо Растрелли, Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги, Карла Ивановича Росси, Осипа Ивановича Бове, участвовавших в формировании архитектурного ансамбля Санкт-Петербурга .
Влияние деятельности итальянских зодчих, создавших значимые памятники архитектуры в России, имело и имеет большое значение. Долголетний опыт взаимодействия России и Италии в сфере архитектуры подарило России те произведения искусства, которые являются важным культурным кодом нашей страны, важными объектами не только материальной культуры, но и духовного самоопределения российского человека.
Итальянский вклад хранит свою память в стенах этих зданий и служит ярким примером плодотворного и созидательного взаимодействия двух стран.
1.2. Антонио Ринальди – вехи творчества
Антонио Ринальди был известным итальянским архитектором, который преподавал и много работал в Санкт-Петербурге более тридцати лет в течение своей карьеры. Время, проведенное Ринальди в Санкт-Петербурге, было плодотворным, и его пребывание в должности как официальный архитектор двора чрезвычайно успешен; Он проектировал и работал в популярных традициях неоклассицизма
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. В 2-х т. Т. II. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. 540 с.
2. Власов В.Г. Стили в искусстве. СПб.,1997. Т.3. С.259
3. Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. Ораниенбаумский историко-ландшафтный комплекс. "Дмитрий Буланин". СПб., 2001
4. Иванова М.В., Граве А.Г. Вклад итальянских архитекторов в облик Москвы // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2018. Т. 13. № S. С. 440-447.
5. Иконников А.В. Поэтика архитектурного пространства // ИСКУССТВО АНСАМБЛЯ. Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда. / Сост. и научн. ред. М.А. Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1988. 463 с.
6. Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди. СПб.: Стройиздат СПб, 1994. 192 с.
7. Меньшикова М.Л. Здесь «все дышало амброзией Азии…» // Воображаемый Восток. Китай «по-русски». XVIII – начало ХХ века / сост. О.А. Соснина. М.: Кучково поле, 2016. С. 66-73
8. Микишатьев М.Н. Парадоксы «раннего классицизма» или курьезы рококо // Курьез в искусстве или искусство курьеза: XIV Царскосельская научная конференция. СПб.,2008. С.263
9. Ульянова Н.Б. Россия и Италия искусство как созидание // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 12 (114). С. 148-151.
10. Ухналёв А.Е. Мраморный дворец в Санкт-Петербурге. Век восемнадцатый. СПб.: ЛЕВША. Санкт-Петербург, 2002. 238 с.
11. Ухналёв А.Е. Штегельманов дом — неизвестное произведение Антонио Ринальди // Император Павел I — взгляд XXI века: Материалы научной конференции. СПб.,2004. С.163
12. Швидковский Д.О. Пути развития российской архитектуры // Пространство и Время. 2011. №1 (11). С. 103-116.
13. Blondel J.Fr. Architecture Françoise ou Recueil des Plans, Elevations, Coupes et Profiles. Paris, 1752