Фрагмент для ознакомления
2
2. Анализ структуры и динамики налоговых поступлений РФ
2.1 Федеральные налоги и сборы
Как правило, для достижения поставленных целей государству необходимы ресурсы, которые будут использованы для финансирования расходов государственного бюджета. Источниками доходов бюджета являются налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.
Налоги составляют основную часть поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации, и только при поступлении налогов государство имеет возможность реализовать на практике все заложенные в них функциональные возможности.
В течение двух лет налог на добычу полезных ископаемых составляет самый высокий процент от общих налоговых поступлений. А именно, в 2020 году-51%, а в 2021 году-50%. Снижение доходов от НДПИ в основном связано с сокращением доходов от НДПИ на добычу нефти в результате снижения цен на сырую нефть марки Urals на 10% в декабре 2020 г. – ноябре 2021 г. (с 70,24 до 63,23 долл./ баррель) с одновременным повышением цен на нефть. Доллар США в декабре 2020 г. – ноябре 2021 г. вырос на 5,1% (с 61,95 до 65,11 рубля за один доллар. А также внесение изменений в законодательство и введение, в соответствии с Федеральным законом № 301-ФЗ от 03 августа 2020 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", повышения коэффициентов, повышения ставки налога на добычу полезных ископаемых в виде нефти в среднем на треть. 1508,4 рубля за 1 тысячу тонн.
Вторым по значимости видом налога является налог на добавленную стоимость. За два года его доля выросла с 30% до 31%. Этот рост обусловлен законодательным фактором, а именно повышением базовой ставки НДС на 2% (с 18% до 20%).
Доля налога на прибыль корпораций составит 8% в 2020 году и 10% в 2021 году.
Акцизы показали отрицательную динамику, их доля снизилась с 7% до 4%. Поступления по акцизному налогу сократились в связи со снижением объемов реализации продукции, а именно табачных изделий, алкогольных напитков и т. д.
На прочие налоги и сборы приходится самая низкая доля налоговых поступлений за 2020 и 2021 годы (4% и 5%).
Чтобы получить более четкое представление, давайте посмотрим, как изменилась сумма доходов от различных налогов. Таким образом, Далее в таблице 2 мы проанализируем динамику налоговых поступлений федерального бюджета Российской Федерации за 2019-2021 годы.
Основываясь на данных, представленных в таблице 2, можно утверждать, что наибольший прирост доходов в 2020 и 2021 годах наблюдается по налогу на добавленную стоимость. Было отмечено, что это увеличение было обусловлено повышением ставки НДС до 20%. Кроме того, рост в 2021 году на 683,2 миллиарда рублей был достигнут за счет: увеличения доходов предприятий нефтегазового сектора за счет повышения средней цены на нефть на внутреннем рынке. Фактор налогового администрирования также способствовал увеличению поступлений по этому налогу.
Статья налоговых поступлений – налоги, сборы и регулярные платежи за использование природных ресурсов – в основном представлена налогом на добавленную стоимость. Этот налог в 2020 году показал огромный рост – на 2018,6 млрд. рублей, но в 2021 году прирост составил всего 66,2 млрд. рублей.
Увеличение доходов от НДПИ в основном связано с увеличением доходов от НДПИ на добычу нефти в результате повышения цен на сырую нефть марки Urals в декабре 2019 г. – ноябре 2020 г. на 34,8% (с 52,1 до 70,2 долл./баррель) при одновременном повышении ставки НДПИ на нефть. курс доллара США по отношению к рублю вырос на 5,6% (с 58,7 до 61,9 рубля за доллар США).
2.3 Местные налоги и сборы
Местные налоги должны зачисляться в бюджет муниципалитета.
Объектом анализа является бюджет Самарской области и бюджет городского округа Тольятти, а предметом - экономические отношения, возникающие в связи с уплатой региональных и местных налогов.
Согласно данным, представленным в таблице, основной доход региональным бюджетам приносят налог на имущество организаций - 712 421,50 млн. рублей в 2021 году и транспортный налог, который в 2021 году составит 1 399 78,20 руб. Как видите, налоговые поступления в региональный бюджет растут с каждым годом. Эта тенденция к росту обусловлена развитием организаций в стране, а также приобретением большего количества транспорта населением и организациями. Повышение налога на азартные игры является следствием развития игорных зон на специализированных территориях.
В таблице 3 представлены два основных вида налогов: налог на имущество физических лиц и налог на имущество физических лиц. В 2021 году сумма налога на имущество составила 185 130,80 млн. рублей, что превышает поступления по налогу на имущество физических лиц (30 295,50 млн. рублей). Этот бюджет также демонстрирует ежегодную тенденцию к увеличению налоговых поступлений. Увеличение суммы налога на имущество является следствием приватизации земель, развития сельского хозяйства, поступления налога на имущество физических лиц также претерпевают положительные изменения.