Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Здоровье детей – здоровье нации. Здоровье детей является одной из высших ценностей общества. Под формулировкой «здоровый» подразумевается ребенок, который нормально развивается физически, психологически и эмоционально. Ребенок до года нуждается в особом контроле его здоровья. Темпы прибавки массы и длины тела, развитие психических и двигательных функций очень индивидуальны, и все же есть определенные ориентиры, которые помогают следить за здоровьем ребенка.
На первом году жизни ведущими показателями физического развития являются: масса и длина тела, окружность головы, грудной клетки и живота. Особенно важно следить нза прибавкой массы и длины тела ребенка. Ребенок, родившийся доношенным, в норме удваивает первоначальную массу тела к 4,5-5 месяцам жизни, а утраивает ее к 10-11 мес. В первом полугодии примерная среднемесячная прибавка массы тела составляет 700-800 г, во втором полугодии- 400-600г.
Профилактика является важной частью охраны здоровья детей. Она заключается в воспитании здорового ребенка и профилактики у него возможных заболеваний и нарушений развития. Большое значение имеет первичная профилактика – комплекс медицинских, психолого–педагогических и правовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья путем устранения или уменьшения влияния контролируемых неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды.
Особое значение имеет оценка показателей и условий формирования здоровья детей первого года жизни, так как она отражает: исход перинатального периода; во многом определяет качество жизни ребенка в следующих возрастных группах. Показатели общей заболеваемости и продолжительности грудного вскармливания объективно свидетельствуют и прогнозируют эволюцию адаптационных реакций, характеризующих качество «жизненного коридора» гомеостатических показателей ребенка. Соответственно, рост острой заболеваемости является показателем снижения качества приспособительных способностей детей первого года жизни.
Важная роль в формировании здоровья детей первого года жизни принадлежит сестринскому персоналу. Медсестра участвует в комплексе медико–правовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей первого года жизни путем устранения неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды. Сестринский персонал иногда недооценивает свою роль, считая, что формирование здоровья детей напрямую зависит от самих родителей и педиатра. В связи с изложенным данная тема очень актуальна в настоящее время.
Цель: Изучить особенности сестринской помощи детям с момента рождения до 1 го года.
Задачи:
1.Ознакомиться с особенностями патронажа здоровых детей первого года жизни;
2.Рассмотреть особенности патронажа детей первого года жизни из группы риска;
3.Проанализировать роль среднего медицинского персонала в организации диспансерного наблюдения детей раннего возраста;
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ
1.1. Анатомо-физиологические особенности новорожденных
Одним из наиболее значимых периодов для формирования здоровья человека является период новорожденности. Это наиболее сложный, критический этап в онтогенезе человека, время напряженной адаптации к изменившимся условиям внешней среды. Главная особенность периода новорожденности заключается в том, что ребенок приспосабливается от внутриутробных к внеутробным условиям жизни. Все его органы и системы находятся в состоянии неустойчивого равновесия.
Нервная система новорожденного ребенка характеризуется морфологической и функциональной незрелостью к моменту рождения. Одним из важнейших проявлений деятельности нервной системы новорожденного является врожденный безусловный пищевой рефлекс — пищевая доминанта, проявляющаяся тем, что во время кормления всякая другая активность оказывается подавленной.
Эпидермис, состоящий из 2-3 слоев легко слущивающихся клеток, у новорожденного нежный, рыхлый, а роговой (защитный) слой тонкий, что объясняет интенсивное испарение влаги и легкую ранимость кожи при минимальных механических воздействиях, что требует особой аккуратности при уходе. Кости черепа еще не сращены, между ними находятся швы и роднички. Со стороны мышечной системы отмечается преобладание тонуса мышц-сгибателей, поэтому для новорожденного ребенка характерна поза с полусогнутыми в коленях ножками и согнутыми в локтевых суставах ручками. Дыхательные пути имеют узкие просветы, а слизистая оболочка богата кровеносными сосудами. Этим объясняется легкое возникновение воспалительных и стенотических процессов у новорожденного ребенка.
Пищеварительная система также является незрелой и анатомически, и функционально. К числу таких особенностей можно отнести: недостаточное развитие мышечной и эластической ткани; низкую секреторную активность железистой ткани. Все это создает предпосылки для затрудненного переваривания пищи, особенно если она не соответствует возрастным потребностям ребенка, снижает барьерную функцию желудочно-кишечного тракта и может приводить к возникновению заболеваний. Острота зрения у новорожденных низкая.
1.2. Патронаж здоровых детей первого года жизни
Среди всех мероприятий, выполняемых участковой медицинской сестрой, особое место занимает патронаж новорожденного, осуществляемый на дому.
Ее цели:
• своевременное выявление заболеваний и предотвращение их развития;
• динамическое наблюдение за состоянием здоровья новорожденного;
• определение плана диагностических и лечебных мероприятий;
• санитарное просвещение для мотивации длительного грудного вскармливания;
• разработка рекомендаций по уходу за ребенком.
Участковая медсестра делает три визита. Кроме того, по показаниям может осуществляться четвертый патронаж. При выявлении каких–либо отклонений в состоянии здоровья ребенка все последующие визиты проводятся в качестве активных вызовов на дому. Тактика патронажного наблюдения за детьми первого месяца жизни предполагает составление плана сестринского патронажа. Посещения на дому доношенных детей с отклонениями в состоянии здоровья и недоношенных детей осуществляются по индивидуальному графику, установленному участковым педиатром и согласованному с заведующим педиатрическим отделением. Реализация алгоритма патронажа ребенка контролируется заведующей и старшей медицинской сестрой педиатрического отделения.
Первичный сестринский патронаж за детьми первого года жизни осуществляется на 3–4 сутки жизни. Медсестра заполняет необходимую информацию о новорожденном. Второй визит к ребенку осуществляется медицинской сестрой между 5–м и 10–м днем жизни и включает заполнение карты развития. Третий патронаж медсестры осуществляют на 17–18–й день жизни ребенка. Сюда же входит заполнение формы 112. Дополнительный патронаж можно проводить на 24–28–й день жизни ребенка по показаниям.
Задачи сестринских патронажей
Посещение медсестрой ребенка осуществляется в следующих целях:
1. регистрация ИДС для медицинских вмешательств;
2. сбор анамнеза;
3. изучение условий проживания, соблюдение гигиенических требований;
4. инструктаж по технике грудного вскармливания и уходу за ребенком;
5. осмотр ребенка, инструкции по уходу за пупочным кольцом и остатками пуповины;
6. оценка заживления пупочной ранки.
Медсестра вносит сведения о новорожденном в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абольян Л.В., Евлоева Ф.М., Петров А.И. Актуальные проблемы грудного вскармливания с позиций общественного здоровья и здравоохранения // Проблемы управления здравоохранением. – 2011. – № 6. – С. 337
2. Альбицкий В.Ю. Актуальные проблемы социальной педиатрии: избранные очерки. – М.: Союз педиатров России, 2012. – С. 344.
3. Альбицкий В.Ю., Зелинская Д.И., Баранов А.А., Терлецкая Р.Н. Концепция сокращения предотвратимых потерь здоровья детского населения // Вопросы современной педиатрии. – 2010. – № 5. – С. 5–9.
4. Амбулаторно–поликлиническая педиатрия / под ред. В.А. Доскина. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ООО Изд–во «Медицинское информационное агентство», 2015. – С. 504
5. Голубев, В. В. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста. Учебник / В.В. Голубев. – М.: Academia, 2019. – 240 c.
6. Запруднов А.М., Общий уход за детьми: руководство к практическим занятиям и сестринской практике [Электронный ресурс] / Запруднов А.М., Григорьев К.И. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2015. – 512 с
7. Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н., Землянова Е.В. Предотвратимые потери здоровья в детском возрасте: концептуальные подходы // Информационно–аналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения. – 2010. – № 4. –
8. Иванов М.В. Научное обоснование совершенствования первичной медико–санитарной помощи на региональном уровне: автореф. дис… д–ра мед. наук. – М., 2012. –48 с.
9. Макарова М.В. Здоровье детей, находившихся на естественном и искусственном видах вскармливания // Пермский медицинский журнал. – 2012. – Т. 29, № 3. – С. 106–111.
10. Общий уход за ребенком: учебное пособие / А.С. Панченко [и др.]; ЧГМА. – Чита: РИЦ ЧГМА, 2018. – 113 с
11. Основные тенденции здоровья детского населения России / под ред. А.А. Баранова, В.Ю. Альбицкого. – М.: Союз педиатров России, 2015. – 116 с.
12. Педиатрия. Часть 1: болезни органов дыхания: учебное пособие. / В.А. Щербак [и др.]; ЧГМА. – Чита: РИЦ ЧГМА, 2013. – 119 с.
13. Профилактическая педиатрия: руководство для врачей / под ред. А.А. Баранова, Л.С. Намазовой–Барановой. – М.: Изд–во «ПедиатрЪ», 2015. – 744 с.
14. Румянцев А.Г., Тимакова М.В., Чечельницкая С.М. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей. – М.: Медпрактика–М, 2004.– С.11–55.
15. Улумбекова Г.Э. Демографические вызовы системе здравоохранения 68 Российской Федерации в период до 2020 г. // Вестник Росздравнадзора. – 2011. – № 5. – С. 42–49.
16. Участковый педиатр: новое справочное руководство / под ред. М.Ф. Рзянкиной, В.П. Молочного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – С. 472.
17. Файзуллина Р.А., Самороднова Е.А., Пикуза О.И., Шошина Н.К. Питание детей раннего возраста. – Казань, 2013. – С. 16–18.
18. Цыбульская И.С. Медико–социальные аспекты формирования здоровья детей. – Тверь: Тверская Городская Типография, 2013. – С 290.
19. Энциклопедия медицинской сестры. Все по уходу в больнице и дома / под общ. ред. Ю.П. Никитина, Н.Л. Това. – М.: ГЭОТАР–МЕД, 2013. – С. 704.
20. Яромич И.В. Сестринское дело: учебное пособие. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – С. 431.