Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы обусловлена стремительным развитием рынка банковских продуктов и услуг, непрерывной либерализацией кредитования, необходимостью снижения кредитного риска, а также отсутствием у населения четкого понимания механизма кредитования и нормативно-правовой базы. Банковская система является неотъемлемой частью экономической системы любой страны и занимает стратегическое положение в экономике, в зависимости от ее целей, задач, функций и влияния на другие системы. Любой сбой банковской системы затронет интересы всех хозяйствующих субъектов. Современная банковская система России развивалась под влиянием внешних экономических факторов и внутренних социально-экономических процессов, которые создали условия для развития кредитования реального сектора экономики.
В ходе своей деятельности любой банк контактирует с разными аудиториями: конкурентами, клиентами, странами и т.д. Банки взаимодействуют с ними для оптимизации прибыли. Однако это не единственная цель, которую преследуют банки, работая на рынке банковских услуг. Кроме того, банки стремятся обеспечить идеальное сочетание ликвидности и доходности финансовых ресурсов для создания и поддержания репутации. Отношения между банками и клиентами возникают в процессе покупки и продажи банковских продуктов, включая: выдачу кредитов, открытие депозитных счетов, выпуск, покупку и продажу ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции и трастовые услуги, депонирование драгоценных металлов и т.д.
Рынок банковских услуг формируется и имеет большой потенциал роста (по статистике, 50-60% населения фактически не пользуется банковскими услугами). Денежные доходы населения растут, что привело к увеличению сбережений и является важным источником банковских обязательств, поскольку они могут быть использованы в качестве дополнительного ресурса для кредитования населения.
Предметом исследования данной курсовой работы является – анализ рынка банковских услуг на примере банка ПАО «Сбербанк».
Объект исследования – банк ПАО «Сбербанк», осуществляющий разработку и внедрение новых банковских продуктов и услуг.
Цель исследования – рассмотреть банковское обслуживание юридических лиц на примере ПАО «Сбербанк».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать экономическую сущность банковского обслуживания юридических лиц;
рассмотреть нормативно - правовое регулирование банковского обслуживания юридических лиц;
изучить банковское обслуживание юридических лиц и его роль в развитии экономики РФ;
определить краткую характеристику ПАО «Сбербанк России»;
рассмотреть виды и организации банковского обслуживания в ПАО «Сбербанк»;
дать анализ банковского обслуживания юридических лиц;
определить пути совершенствования банковского обслуживания юридических лиц ПАО «Сбербанк России» .
Информационной базой при выполнении данной работы являлись нормативные и законодательные акты РФ, разработки ведущих организаций по банковскому делу, монографии и статьи в научных журналах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Экономическая сущность банковского обслуживания юридических лиц
Для того чтобы изучить процесс предоставления банковских услуг юридическим лицам, лучше всего изучить их концепции и процессы предоставления, а также основные направления развития в современных условиях в Российской Федерации. Банковские услуги юридических лиц - это все виды услуг, предоставляемых банками компаниям и предпринимателям. Среди них стоит выделить: расчетно-кассовое обслуживание, статьи заработной платы и кредиты. Перечень услуг варьируется от банка к банку, однако почти в каждом банке есть набор стандартных услуг [11].
Кроме того, методы предоставления услуг также различны, со все более очевидными цифровыми характеристиками. Цифровая трансформация - это новейшая концепция сотрудничества с клиентами и контрагентами банка, включая качество предоставляемых услуг. В этом случае традиционные коммуникации B2B и B2C были заменены открытой инновационной экосистемой, которая непосредственно ориентирована на потребности клиентов. Синергия между работой банков и юридических лиц была усилена, и эти организации разработали новые планы эффективного взаимодействия с клиентами и спрогнозировали их ожидания и потребности [2, с. 40].
Таким образом, в современном контексте банковские услуги, предоставляемые юридическим лицам, можно определить как ряд технических, финансовых и интеллектуальных мероприятий банков по удовлетворению потребностей клиентов в услугах, связанных с хранением, привлечением и инвестированием финансовых ресурсов, необходимых для успешной коммерческой и некоммерческой деятельности.
С точки зрения содержания банковская деятельность раскрывается через следующие основные понятия:
Банковское дело - это упорядоченная и скоординированная серия действий сотрудников банка в процессе обслуживания клиентов, и это форма реализации банковских продуктов.
Единая банковская услуга - это результат или выгодный эффект банковских операций, который помогает удовлетворить потребности клиентов в кредите, кассовом обслуживании, гарантиях, покупке или продаже ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.
Банковские продукты - это особый способ предоставления услуг нуждающимся клиентам. Его основными функциями являются заказы, внутренняя согласованность и документы для взаимодействия сотрудников банка с обслуживаемыми клиентами, а также единая и полная технология обслуживания клиентов.
Случайная банковская технология - это определенный навык сотрудников банка, который может быть использован, если это необходимо клиенту, но может не использоваться и быть оставлен в «резерве» [10, с. 61].
Именно банковские технологии определяют «лицо» банков в глазах клиентов и инвесторов. Это важнейший критерий оценки грамотности и профессионализма банковского персонала, организации банковских операций и обеспечения устойчивости функционирования кредитных организаций. Далее мы более подробно рассмотрим основные атрибуты банковских операций, банковские продукты и концепции банковских технологий. Российские экономисты обычно рассматривают банковские услуги как совокупность банковских услуг.
По словам О.И. Лаврушина, банковское дело на практике является проявлением банковских функций. Банковские услуги включают в себя одну или несколько банковских услуг, которые удовлетворяют определенные потребности клиентов и обеспечивают выполнение платных банковских операций.
В свою очередь, Е.Ф. Жуков делит банковское дело на активное и пассивное и классифицирует такие виды деятельности, как лизинг, факторинг, конфискация и трастовый бизнес, как финансовые услуги банков. По словам Э.B. Ширинской, не все банковские услуги можно в целом отнести к банковскому делу. Например, предоставление консультационных услуг банкам не приведет к увеличению активов и пассивов, а оплата представляет собой комиссионное вознаграждение [13, с. 105].
В целом мнения отечественных ученых сводятся к рассмотрению банковских услуг как разновидности банковского бизнеса. В свою очередь, зарубежные ученые рассматривают банковские услуги как более широкое понятие. В частности, американский экономист П.Росс считает, что банки являются профессиональными кредитными учреждениями, которые предоставляют следующие финансовые услуги: управление капиталом, потребительское кредитование, ипотечные кредиты, финансовая защита, управление денежными потоками, лизинг и продажа пенсионного страхования.
E.Долан отметил в своей работе, что с учетом его потребностей и характеристик банковские услуги представляют собой универсальный и логически завершенный интегрированный бизнес по обслуживанию клиентов.
Если банковские технологии не используются, предоставление банковских услуг невозможно. А.Г. Грязнова определяет банковскую технологию как совокупность технологий и методов, обеспечивающих создание банковских продуктов. По словам А.В. Тютюнника, банковские технологии - это комплекс новейших методов, приемов и средств для внедрения и обеспечения банковских процессов. Как правило, банковская технология относится к автоматизации отдельного бизнес-процесса, который, по сути, является лишь частью всего процесса. Наиболее подробным является определение банковской технологии, то есть системы, созданной банками для производства и доставки банковских продуктов целевой аудитории для удовлетворения их потребностей [14, с.52].
По словам П. Роуза, банковские услуги или технологии применимы только в том случае, если они обеспечивают удобство для клиентов и обладают конкурентными преимуществами. Эти преимущества способствуют отличию их от услуг или технологий других банков.
Поэтому конкуренция в банковской отрасли всегда жесткая. Таким образом, целью любого банка является достижение стратегических преимуществ, основанных на технологических, продуктовых и организационных инновациях. Движущей силой банковских инноваций сегодня, несомненно, является онлайн-банкинг или электронный банкинг.
1.2 Нормативно - правовое регулирование банковского обслуживания юридических лиц
Процедуры деятельности коммерческого банка регулируются правовыми нормами, которые составляют отрасли банковского права. В этом случае применяются законодательные акты, регулирующие имущественные и хозяйственные отношения, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также специальные нормы, регулирующие деятельность кредитных организаций. Ниже приведены нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность:
Ознакомиться с Конституцией Российской Федерации [1];
Принятие федеральных законов «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации» [4];
Другие федеральные законы (Гражданский кодекс [2], Гражданско-процессуальный закон, Закон «О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации», «Об обязательных стандартах для банков» [7]);
Подзаконные акты Центрального банка Российской Федерации.
В 2011 году был принят федеральный закон N161-ФЗ «О национальной платежной системе», который предусматривает:
Правила работы платежной системы;
Взаимоотношения между участниками рынка электронных платежей;
Изучите правовую природу электронных денег;
Специальная правовая система;
Гарантия и конфиденциальность электронной коммерции.
В Гражданском кодексе Российской Федерации глава 44 посвящена банковским вкладам. В то же время правоотношения, возникающие при осуществлении депозитного договора, регулируются другими положениями вышеупомянутого кодекса, например: к депозитам применяются правила договора банковского счета, предусмотренные главой 45 Гражданского кодекса Российской Федерации; к услугам, предоставляемым кредитными организациями, применяются положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2003 г. № 4-В03-24); если предлагается, чтобы сделка с одинаковыми условиями была заключена неограниченным числом лиц, это будет может рассматриваться как соглашение о присоединении в соответствии со статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2006 г. № 34-В06-65); положения статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и т.д. Статья 48 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает конкретные сведения о юридических лицах, процедурах их образования и их деятельности. [2].
Главным законом Российской Федерации, регулирующим рассматриваемую отрасль, выступает Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В современном законодательстве банковской сферы можно выделить нормативно-правовые акты, напрямую выступающие регуляторами банковской деятельности Банка России (ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» и косвенно участвующие в данном процессе - ФЗ «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и контроле», «О счетной палате Российской Федерации» и т.п. [8].
Этот вопрос очень актуален для российского банковского сообщества. Письмо от 30.01.2009 г. № 11Т «О рекомендациях для кредитных организаций по дополнительным мерам информационной безопасности при использовании
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета 1993. 25 дек. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) – СПС «Консультант Плюс
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 04.11.2022) – URL: СПС «Консультант Плюс
4. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 14.07.2022) «О банках и банковской деятельности» – URL: СПС «Консультант Плюс
5. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 07.10.2022) Об акционерных обществах – URL: СПС «Консультант Плюс
6. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. 25.02.2022) «Об обществах с ограниченной ответственностью» – URL: СПС «Консультант Плюс
7. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О национальной платежной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022) – URL: СПС «Консультант Плюс
8. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) – URL: СПС «Консультант Плюс
9. Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 20.10.2022) «О кредитных историях» – URL: СПС «Консультант Плюс
10. Аксютова В.В. Развитие электронных денег в России: проблемы и пути решения // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Электронный сборник статей по материалам LXI студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». – 2018. – № 1 (61)
11. Ахмадуллин Р.Н. Перспективы развития электронных денег и платежных систем в Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(77). [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/archive/economy/5(77).pdf (дата обращения: 08.12.2022)
12. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. 3-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 652 с.
13. Гаджиханов, М.Ш., Омарова, О.Ф. Особенности налогообложения кредитных учреждений // Наука: общество, экономика, право. - 2019. -№ 4. - С.105-111.
14. Деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина. 11-е изд., переработанное и дополненное. - М.: КНОРУС, 2018. - 448 с.
15. Изображения финансовых процессов [Электронный ресурс]. URL: finance-pictures.lalapics.ru (дата обращения: 08.12.2022)
16. Ильина, Т.Г., Беспалова, О.В. Организация деятельности центрального банка: учебное пособие / под ред. А.А. Земцова. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. – 320 с.
17. Информационное агенство. Бизнес в регионах [Электронный ресурс]. URL: http://www.allbusiness.ru/ (дата обращения: 08.12.2022)
18. Коммерческие банки [Электронный ресурс]. URL: http://websurveys.ru (дата обращения: 08.12.2022)
19. Мандрон, В. В. Современные проблемы банковского обслуживания юридических лиц и рекомендации по усовершенствованию оказания банковских услуг, предоставляемых юридическим лицам / В. В. Мандрон, Н. Ю. Кузина. // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 274-276.
20. Маринин С.П. Мобильный банкинг: покорение России [Электронный ресурс] URL: www.mobilebankingsberbank.ru/blog/banking/2012-02-07-8 (дата обращения: 08.12.2022)
21. Отчет о финансовых результатах кредитной организации: публичное акционерное общество «Сбербанк России» за 2021 год [Электронный ресурс]. URL: https:// 2021.report-sberbank.ru, (дата обращения: 08.12.2022)
22. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. – [Электронный ресурс] URL: http: //cbr.ru (дата обращения: 08.12.2022)
23. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – [Электронный ресурс] URL: http: //www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics (дата обращения: 08.12.2022)
24. Роганян, С. Способы продвижения банковских интернет-услуг современных условиях / С. Роганян, И. Березниченко, И. Кварацхелия. Финансы кредит. - 2020. - № 1. - С. 19-25.
25. Решения относительно осуществления денежно-кредитной политики [Электронный ресурс]. URL: https://www.federalreserve.gov/.(дата обращения: 08.12.2022)
26. Сбербанк сегодня [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.com/ru/about (дата обращения: 08.12.2022)
27. «Сбербанк» – Система управления очередью (СУО) [Электронный ресурс]. URL: www.sberbank.ru (дата обращения: 08.12.2022)
28. «Сбербанк» – частным клиентам [Электронный ресурс]. URL: www.sberbank.ru (дата обращения: 08.12.2022)
29. Саакова, Ю.. Развитие совершенствование потребительского кредитования осуществлении банковской деятельности: учебник / Ю.. Саакова. - Москва: Наука образование, 2018. - С. 173.
30. Седова Е.А. Анализ динамики денежной массы Российской экономики // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(61). – [Электронный ресурс] URL: https://sibac.info/archive/economy/1(61).pdf(дата обращения: 08.12.2022)
31. Электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 08.12.2022)
32. Электронный портал «Финансы – кредит» [Электронный ресурс]. URL: https://economics.studio/(дата обращения: 08.12.2022)
33. Электронный журнал «Экономика, государство, общество» [Электронный ресурс]. URL: http://ego.uapa.ru/en/issue/ (дата обращения: 08.12.2022)