Фрагмент для ознакомления
2
Свободные выборы как основной показатель демократического общест¬ва, являясь способом формирования органов государственной власти и ме¬стного самоуправления, основанный на реализации гражданами своего конституционного права на непосредственное участие в управлении госу-дарством.
Актуальность избранной темы курсовой работы обусловлена тем, проблема избирательных систем и их классификации является одной из основных в избирательном праве. Необходимо выявить отличительные признаки определить те избирательные системы, которое наиболее адекватно учитывают волеизъявления граждан.
Целью настоящего исследования является изучение правового регулирования избирательной системы.
Для достижения указанной цели можно сформулировать ряд задач, которые будут выступать вспомогательными инструментами на пути к обозначенной цели:
- рассмотрение понятия и видов избирательных систем;
- анализ особенностей избирательных систем Российской Федерации;
- анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ.
Объект исследования представляет собой комплекс общественных отношений, возникающих в сфере применения избирательного права.
В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют нормативно-правовая основа, теоретические юридические конструкции, регламентирующие избирательную систему.
Нормативно-правовую базу настоящего исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и др.
В процессе исследования данной темы были использованы следующие методы. Среди общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение. Среди частно-научных методов нужно назвать: формально-юридический метод.
В соответствии с поставленной целью структуру работы составляют: введение, две главы, разделенных на 4 параграфа, заключение, библиографический список.
1. Понятие, виды и особенности избирательной системы Российской Федерации
1.1 Понятие и виды избирательных систем
Как правило, формирование органов власти всех уровней производится в демократи¬ческих государствах с использованием инструмента выборов, в рамках которых осуществ¬ляется процесс голосования. Итоги голосования - это количество голосов, полу¬ченных тем или иным кандидатом, той или иной партией (количественный показатель). Определение результатов выборов связано с решением вопроса об избрании кандидата или кандидатов, о распределении мандатов между списками кандидатов и внутри них (качест¬венный показатель). Иначе говоря, при определении результатов выборов при¬меняются избирательные системы как некая мера, которая переводит количество в качест¬во. Таким образом, под избирательной системой можно понимать некий алгоритм конвер¬тирования голосов избирателей в мандаты. Если победителем в округе может быть только один кандидат (например, при избрании президента), то избирательная систе¬ма должна предусмотреть условия для его единоличного определения. При этом избира¬тельная система, по своей сути, является частью межотраслевого института порядка при¬нятия коллективного решения, состоящего из сугубо математических правил, зафиксиро¬ванных в законодательстве. Подобные нормы есть и в референдумном праве (порядок принятия решения на голосовании граждан), и в парламентском праве (порядок принятия решений на пленарных заседаниях), и в гражданском праве (например, порядок принятия решений на собраниях акционерных обществ), и в процессуальных отраслях права и т. д.
Понятие избирательной системы настолько многогранно и многостороннее что правовой наукой рассматривается как в широком, так и узком смыслах. Если в узком понимании избирательная система, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующая сам процесс проведения выборов и подведение их результатов. То в широ¬ком значении, по мнению Ю. Веденеева и А. Постникова, рассматривается как «форма и способ взаимодействия гражданского общества и государства посредством таких норм, институтов, учреждений избирательного права» ... «имеющие свою собственную нормативную и организационную ба¬зу» . Анализируя мнения ученых-юристов предлагается следующий вывод: под избирательной системой понимается совокупность законодательно урегулированных правоотношений, регламентирующие с одной стороны, порядок формирования выборных органов государственной власти и мест-ного самоуправления для выполнения публичных функций государства, с другой стороны, определяющий организацию избирательного процесса и правовой статус его участников, процедуру голосования и установления результатов выборов.
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок использования при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации» .
1.2 Особенности избирательных систем Российской Федерации
Выборы - важнейший элемент демократии, содержащий в себе принцип народовластия, который является фундаментом для легитимации настоящей политической власти и инструментом для выра¬жения интересов граждан Российской Федерации.
Таким образом, непосредственное рассмотрение каждого вида избирательных систем следует начинать с точки зрения преимуществ, которые они могут предоставить субъектам избирательного права. Именно выбор той или иной избирательной системы непосредственно влияет на пропорцио¬нальность избирательных сил на политической арене.
Черепанов В.А. выделяет возможность выражения воли народа, ее адекватное отражение и рав¬ное избирательное право, как важнейшие требования к используемой избирательной системе .
В настоящее время, можно выделить несколько важнейших требований к избирательной систе¬ме. Среди них чаще всего выделяются сама возможность народного волеизъявления, оно должно иметь адекватное отражение, а также равное избирательное право. Также стоит сказать о специфиче¬ском критерии, сущность которого заключается в измерении эффективности влияния той или иной из¬бирательной системы на политическую сферу в целом .
Для мажоритарной системы характерно избрание по принципу большинства. Она в свою очередь делится на абсолютную и относительную. Преимуществом абсолютной мажоритарной системы явля¬ется тот факт, что она реально отражает народное волеизъявление, а также влияние избираемого кан¬дидата в своем округе. Является более выгодной для партий не особо крупного размера, так как они могут качественно провести свою избирательную кампанию.
С точки зрения критерия, который был описан выше, использование такой системы рассчитано на формирование эффективного правительства, жертвуя реальным представительством народа, ис¬кривляя представления об их интересах и воле. Стоит также сказать, что мажоритарная система допус-кает то, что наименее популярная партия победит, потому что по стране наберет большинство голосов.
Использование такой системы допускает и такое явление, как поддержка народом радикальных сил, если в стране политическую ситуацию можно охарактеризовать как нестабильную.
Однако, у такой системы есть и некоторые преимущества. Такая система универсальна, она поз¬воляет создать избирательную систему, состоящую из двух партий, а также позволяет установить прочную обратную связь между электоратом и кандидатом.
Следующая избирательная система кардинально отличается от предыдущей. Это - пропорцио¬нальная система. Ее сущность заключается в голосовании по партийным спискам и дальнейшее рас¬пределение депутатских мандатом согласно полученным процентам голосов.
Важнейшее ее достоинство - пропорциональность, которая обеспечивает интеграцию разнона¬правленных партий в единую политическую систему, способствует структуризации партий парламент¬ского типа.
Пропорциональная система корректируется с помощью различных инструментов. В первую оче¬редь стоит выделить избирательный барьер. Такой инструмент служит для сокращения пропорцио¬нальности представительства. Однако, чем выше избирательный барьер, тем ниже показатели разви¬тия демократической политической системы в стране. Средний показатель- 5 процентов.
Стоит сказать о том, что выборы в Государственную Думу 5 и 6 созыва проводились именно по пропорциональной системе с избирательным барьером в 7 %, что в последствии негативно сказалось на политической сфере российского общества.
Рассмотрим недостатки такого барьера. Во-первых, из-за высокого барьера, воля некоторых граждан не получит своего отражения. Во- вторых, такая система не позволяет показать реальное во¬леизъявление граждан страны.
В такой избирательной системе, фактически остается всего один субъект, который может выдви¬гать своих представителей - партии. Такое явление непосредственно нарушает пассивное избиратель¬ное право большинства граждан Российской Федерации.
В Российской Федерации переход к такой системе выборов депутатов в Государственную Думу оказался не эффективным, а наоборот вызвал ряд проблем, таких, как отрыв депутатов от своих изби¬рателей и утрата доверия к ним у граждан России, что сказалось на выборах в Государственную Думу РФ в 2016 году. Согласно исследованию Т.С. Зубарь общая явка на выбор
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно–правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государст¬венной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон от 06.10.1999 № 184–ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Российская газета, № 206, 19.10.1999.
3. Об основных гарантиях избирательных прав и пра¬ва на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 12.06.2002 г. № 67– ФЗ (ред. от 28.06.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
4. Об общих принципах ор¬ганизации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 06.10.2003 № 131–Ф3 (ред. от 14.07.2022) Российская газета, № 202, 08.10.2003.
5. О выборах депутатов Го¬сударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : федер. закон от 22.02.2014 № 20–ФЗ (ред. от 28.06.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 8. – Ст. 740.
Материалы судебной практики:
6. По делу о проверке конституционно¬сти части второй статьи 42 Закона Чуваш¬ской Республики «О выборах депутатов Гос¬ударственного Совета Чувашской Республи¬ки» в редакции от 26 августа 1994 года»: по-становление Конституционного Суда РФ от 10 июля 1995 г. № 9–П // Собрание законода¬тельства Рос. Федерации. 1995. № 29, ст. 2860.
7. По делу о проверке конституционно¬сти отдельных положений Федерального за¬кона от 21 июня 1995 года «О выборах депу¬татов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: постанов¬ление Конституционного Суда РФ от 17 но¬ября 1998 г. № 26–П // Собрание законода¬тельства Рос. Федерации. 1998. № 48, ст. 5969
8. По делу о проверке конституционно¬сти части второй статьи 3 Закона Оренбург¬ской области от 18 сентября 1997 года «О выборах депутатов Законодательного Собра¬ния Оренбургской области» в связи с жало¬бой граждан Г. С. Борисова, А. П. Бучнева, В. И. Лошманова и Л. Г. Маховой: постанов¬ление Конституционного Суда РФ от 23 мар¬та 2000 г. № 4–П // Собрание законодатель¬ства Рос. Федерации. 2000. № 13, ст. 1429.
9. По делу о проверке конституционно¬сти части второй статьи 69, части второй ста¬тьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи 4 и пунк¬та 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан» в связи с жалобой гражданина М. М. Салямова: постановление Конституцион¬ного Суда РФ от 22 января 2002 г. № 2–П // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2002.3№ 6, ст. 627.
10. По делу о проверке конституционно¬сти подпункта «л» пункта 25 статьи 38 Феде¬рального закона «Об основных гарантиях из¬бирательных прав и права на участие в рефе¬рендуме граждан Российской Федерации» и пункта 10 части 9 статьи 41 Закона Вологод¬ской области «О выборах депутатов Законо¬дательного Собрания Вологодской области» в связи с жалобой общественного объедине¬ния «Политическая партия «Союз правых сил»: постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 2008 г. № 4–П // Собрание за¬конодательства Рос. Федерации. 2008. № 11, ст. 1073.
11. По делу о проверке конституционно¬сти положения пункта 11 статьи 51 Феде¬рального закона от 24 июня 1999 года «О вы¬борах депутатов Государственной Думы Фе¬дерального Собрания Российской Федера¬ции»: постановление Конституционного Су¬да РФ от 25 апреля 2000 г. № 7–П // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2000. № 19, ст. 2102.
12. По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе¬дерации» и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Че-лябинской области «О муниципальных вы¬борах в Челябинской области» в связи с жа¬лобами Уполномоченного по правам челове¬ка в Российской Федерации и граждан И. И. Болтушенко и Ю. А. Гурмана: поста¬новление Конституционного Суда РФ от 7 июля 2011 г. № 15–П // Собрание законода-тельства Рос. Федерации. 2011. № 29, ст. 4557.
13. По делу о проверке конституционно¬сти пункта 32 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях», части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края «О выборах де¬путатов Законодательного Собрания Красно¬дарского края» и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Рос¬сийской Федерации в связи с жалобой граж¬данина В. З. Измайлова: постановление Кон¬ституционного Суда РФ от 9 ноября 2009 г. № 16–П // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2009. № 47, ст. 5709.
14. По делу о проверке конституционно¬сти отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона «О политических пар¬тиях» в связи с жалобой политической пар¬тии «Российская коммунистическая рабочая партия – Российская партия коммунистов»: постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2007 г. № 11–П // Собрание зако-нодательства Рос. Федерации. 2007. № 30, ст. 3989.
Литература:
15. Авакьян С. А. Особенности российской модели местного самоуправления и пути ее совершенствования / С.А. Авакьян // Вестник Московского университета. – Серия 11: Право. – 2008. – № 2. – С.3.
16. Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации / Ю.А. Веденеев // Журнал российского права – 2006. – № 6. – С.47 – 57
17. Габричидзе Б.Н., Елисеев В.Н. Конституционное право современной России: Учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе, В.Н. Елисеев. – М., 2001. – 382 с.
18. Грудинин Н.С. Проблемы модернизации избирательной системы на выборах депутатов Го¬сударственной Думы Российской Федерации: вызовы и ответы современности / Н.С. Грудинин // Юриди¬ческая наука и правоохранительная практика. – Тюмень: Изд–во ТЮИ МВД России, 2013. – № 4 (26). – С. 124–130.
19. Зубарь Т.С. Причины возвращения к мажоритарно–пропорциональной избирательной систе¬ме на выборах депутатов Государственной Думы в 2016 году / Т.С. Зубарь // Развитие общественных наук россий¬скими студентами. – 2017. – С.3.
20. Киреева Е. Ю. Рецензия на книгу: Нудненко Л. А. Пассивное избирательное пра¬во: проблемы законодательного регулирования: монография. М., 2016. 377 с. // Конститу¬ционное и муниципальное право. – 2016. – № 6. – С. 78–80.
21. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Издание 2–е. – М. Юристъ, 1999. – 543 с.
22. Кудряшова Е.Е. Перспективы возврата в избирательное законодательство графы «против всех» / Е.Е. Кудряшова // Бюллетень науки и практики. – 2016. – С.9.
23. Кузнецов Р.В. Предчувствие будущего: избирательная система / Р.В. Кузнецов // Вестник науки и образова¬ния. – 2019. – С.7.
24. Кунекова Р. Избирательная система 2013–2014 / Р. Кунекова // ЭЖ–Юрист. – 2014. – № 16–17. – С. 1, 8.
25. Купцов О.П. Развитие избирательной системы России в контексте обеспечения политиче¬ской конкуренции / О.П. Купцов // Приволжский научный вестник. 2016. №4. C. 3.
26. Михайлов А. Е. Реализация принципа демократизма российского законодательства (на примере становления двухпартийной системы) / А.Е. Михайлов // Юридическая техника. – 2020. – № 14. – С.234–239.
27. Морозова О.С. Влияние типа избирательной системы на функционирование политической системы общества / О.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2013. – С.4.
28. Нечипас Ю.В. Современные тенденции совершенствования избиратель¬ной системы России / Ю.В. Нечипас, И.А. Побережная // Гуманитарные, социально–экономические и общественные науки. – 2015. – Выпуск № 10–1.– С. 198–201.
29. Нигметзянов Т.И. Избирательные системы современности: сравнительный анализ / Т.И. Нигметзянов // Вест¬ник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. – Выпуск № 3, том 21. – С. 186–190
30. Постников А. Е. Избирательное право как подотрасль российского конституционного права / А.Е. Постников // Акту¬альные проблемы публичного права. – 2012. – № 4. – С.4 – 12.
31. Ряскова Н.И. Избирательная система: понятие, виды / Н.И. Ряскова // Международный научно – исследо¬вательский журнал. 2015. С. 2.
32. Худолей Д. М. Виды избирательных систем / Д.М. Худолей // Вестник Прикамского со¬циального института. – 2021. – № 2 (89). – С. 30–37.