Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В последние годы требования общества и государства к социальной стороне деятельности организаций стали приобретать все большее значение. Это относится к организациям всех типов, размеров и форм собственности, независимо от их географического положения, сферы деятельности, культурных и национальных традиций.
Бизнес обычно ведется в определенной социальной и политико-культурной среде и, конечно, не может игнорировать интересы общества, но и соответствовать своим собственным интересам. Кроме того, поскольку стабильность общества является необходимым условием для эффективного функционирования организации, она просто обязана разрабатывать и осуществлять меры, направленные на обеспечение этой стабильности. Развитие и улучшение социальной среды соответствуют долгосрочным интересам предприятий и организаций; приверженность социальной ответственности повышает устойчивость и эффективность корпоративной системы. Их реализация, помимо прочего, способствует их легитимации в глазах общественности. В долгосрочной перспективе социальная ответственность может повысить доверие потребителей к продукции, производимой организацией. При умелой постановке дела решение социальных проблем в конечном итоге может обернуться прибылью.
Зародилось и прочно утвердилось понятие социальной ответственности организаций, которое обычно включает производство качественной продукции и предоставление услуг, уважение прав персонала на рабочем месте, соблюдение требований техники безопасности и гигиены труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, экономическое сохранение ресурсов, участие наряду с этим, социальное положение организации оказывает большое влияние на репутацию и имидж компании. Компания учитывает не только производственные и финансовые показатели организации, но и то, как она ведет свою деятельность, заботится о собственных сотрудниках, поскольку ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия и компании в целом. Поэтому изучение социальной ответственности организации в настоящее время является наиболее актуальным.
Целью данной курсовой работы является изучение путей повышения социальной ответственности российских компаний в условиях санкций.
Исходя из цели, выделим следующие задачи, которые решаются в данной работе:
-дать социально-экономическую оценку Российской экономики;
-проанализировать современное состояние социальной ответственности бизнеса;
-рассмотреть понятие и уровни социальной ответственности бизнеса;
-определить роль и формы социальной ответственности бизнеса;
-обозначить проблемы и перспективы развития социальной ответственности бизнеса.
Предметом курсовой работы является совокупность социально-трудовых отношений между работниками и работодателями.
Объект исследования: социальная ответственность бизнес-структур.
Структура курсовой работы. Цели и задачи исследования обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Современное состояние социальной ответственности бизнеса
Социально-экономическое развитие - это расширенное воспроизводство, постепенные структурные и качественные изменения в экономике, производительных силах, факторах роста и развития. Целями социально-экономического развития регионов в настоящее время являются повышение доходов, улучшение качества образования, здравоохранения, питания, сокращение доли бедных, защита окружающей среды, расширение личных свобод, уравнивание возможностей и т. д. В связи с этим вопросы реализации социально-экономической политики постоянно изучаются и публикуются в официальных источниках. Предварительным этапом оценки основных социально-экономических показателей развития регионов России является общая экономическая ситуация и стабильность развития экономики [16].
Данные статистических исследований показывают, что за последние 15 лет наметилась положительная тенденция в выравнивании экономических показателей и, в частности, объема ВВП (рисунок 1). [16].
Рис. 1 – Динамика ВВП России за 2010 – 2023 годы
Исходя из данных, представленных на рисунке 2.1, наблюдаются положительные изменения в объемах ВВП России за последние 15 лет. При этом общий рост показателя за анализируемый период составил около 34%.
Наиболее стабильная динамика наблюдается в период с 2015 по 2023 год. Эволюцию базового статистического показателя можно представить с помощью графика 2. [16].
Рис. 2 – Темп роста ВВП за 2010 – 2023 годы
Исходя из тенденций, представленных на рисунке 2.2, следует, что в течение последних четырех лет ВВП стабильно рос в объеме, не превышающем 2% в год.
Следует отметить, что основным параметром является не столько величина ВВП, сколько динамика его роста из года в год. Научно доказано и на практике хозяйственной деятельности, что если рост ВВП превышает 3%, то это считается уровнем экономически стабильной ситуации и одной из точек роста развития экономики [2]. Именно эта ситуация сможет обеспечить Российской Федерации наиболее выгодное положение на мировой экономической арене. В 2021 году прирост показателя составил около 2%, а прогнозируемый рост ВВП в 2023 году ожидался на уровне 2,1%.
Рассматривая ВВП России, необходимо четко представлять структуру этого показателя и возможности развития определенных отраслей и видов деятельности.
На рисунке 3 мы представляем отраслевую структуру ВВП в 2021 году, определяя приоритеты и сектора, требующие дополнительных инвестиций для будущего развития и функционирования [16].
Рис. 3 – Структура формирования ВВП России в 2021 году
Согласно прогнозам, рост ВВП России к 2023 году будет обеспечен за счет развития трех структур – промышленности, инвестиций и строительства, которые впервые вошли в список прибыльных направлений финансирования. Развитие строительства позволяет привлечь и другие сферы – заводы по производству оборудования и строительных материалов.
Рассматривая показатели социально-экономического развития России, необходимо уделять серьезное внимание вопросам сравнительного анализа, поскольку именно оценка конкурентной позиции позволяет выявить отрицательные моменты и определить точки роста [20].
Рассматривая показатели номинального ВВП 15 ведущих стран мира, следует отметить, что Россия занимает 15-е место и граничит с такими странами, как Канада и Южная Корея. Эта ситуация может быть не совсем ясной, поскольку:
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аникеева О. П. Модели социальной ответственности бизнеса: мировой опыт и российская практика // Вестник Тюменского государственного университета. - 2020. - № 4. - С. 72-77.
2.Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. Учебное пособие. - СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ 2019.– 272 с.
3.Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность. - СПб.: Высшая школа менеджмента, 2021. – 272 с.
4.Брэдгард Т. Социальная ответственность бизнеса между государственной политикой и политикой предприятий // SPERO. – 2021. – №2. – С.50-70.
5.Веревкин Л. П. Социальная ответственность бизнеса // Мониторинг общественного мнения. - 2020. - N 1. - С. 44-55.
6.Виттенберг Е.Я. Социальная ответственность бизнеса: широкий взгляд // Россия и совр. мир. – 2022. – N 3. – С.124-141.
7. Гаврилова И.Н К вопросу о социальной ответственности бизнеса и государства в России // Государственная власть и местное самоуправление – 2018. - № 10. – С. 27-32.
8.Галиев Г. Т. Социальная ответственность бизнеса: зарубежные модели и российские реалии // Вестник ВЭГУ. - 2022. - № 3. - С. 67-73.
9.Долматова В. Ю. Социальная ответственность бизнеса: истоки понятия // Аудит и финансовый анализ. - 2020. - N 1. - С. 359-362.
10.Коротков Э.М. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2019. – 445 с.
11.Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / Под общ. ред. И.Ю.Беляевой, М.А.Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2018. – 504 с.
12.Кричевский Н.А. Корпоративная социальная ответственность– М.: Дашков и Ко, 2019. – 216 с.
13.Лобанова Г. А. Социальная ответственность бизнеса // Вестник Ижевского государственного технического университета. - 2020. - N 1. - С. 35-38.
14.Любинин В. А. Социальная ответственность российского бизнеса : социализация бизнеса как необходимое условие эффективного развития экономики // Российское предпринимательство. - 2020. - N 5. - С. 126-130.
15.Мальгин В. А. Социальная ответственность бизнеса : сущность, тенденции, проблемы // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. - 2018. - № 1. - С. 42-47.
16.Ойдуп Т. М. Социальная ответственность бизнеса // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2020. - N 11. - С. 154-166.
17.Ручкина Г. Ф. Социальная ответственность субъектов предпринимательской деятельности и правовое регулирование отношений по распределению прибыли // Предпринимательское право. - 2021. - N 1. - С. 35-40.
18.Симхович В.А. Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса - Минск: Дикта, 2021. - 200 с.
19.Файдор М. Ответственность бизнеса // Деловой. – 2022. – №5. – С. 66-69.
20.Яровой А.И. Корпоративная социальная ответственность в современной России: опыт и перспективы развития - М.: Наука, 2020. – 226 с.