Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нестабильная внешнеполитическая и внешнеэкономическая ситуация привела к перераспределению внутреннего рынка. Российский рынок покинули многие зарубежные производители, в том числе, производители снековой продукции. Так, в декабре 2022 года крупнейшие торговые сети, такие, как «Магнит» и «Пятерочка» проинформировали покупателей о том, что на полках магазинов закончились одни из самых популярных снековых товаров – чипсы «Pringles». Продукция бренда не производится в России, а с марта 2022 года и не поставляется от зарубежных производителей [11].
Торговые сети обещают заменим импортную продукцию отечественным товаром, но здесь также возможны сложности, так как некоторое сырье и добавки при производстве снеков поставлялись из-за рубежа. Поэтому необходимо развивать производство на внутреннем сырье, с использованием оборудования и материалов, произведенных в России. Тем более, что в России есть регионы, где выращивают и перерабатывают продукцию, например, Республика Крым. Создание благоприятных условий для развития предпринимательства является важной задачей, так как позволяет решить комплекс социально-экономических вопросов: вопросы занятости, повышения уровня жизни, благополучия граждан.
Второй аспект проблемной ситуации связан с реализацией Доктрины национальной продовольственной безопасности Российской Федерации. Одним из ключевых направлений обеспечения продовольственной безопасности является развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности с целью удовлетворения потребности населения страны в качественных и безопасных пищевых продуктах [6].
Для реализации положений, обозначенных в Доктрине продовольственной безопасности, разрабатываются меры поддержки производителей и предпринимателей, работающих в сфере производства продуктов питания, например, такие, как предоставление субсидий, налоговых льгот, административная, правовая, бухгалтерская поддержка нового бизнеса. Использование мер поддержки позволяет создавать новые производственные и коммерческие предприятия, но для этого необходимо разработать бизнес-план, проанализировать рыночную ситуацию, оценить перспективы достижения целевых финансовых показателей [14]. Все это требует изучения подходов к организационному проектированию.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью осваивать подходы к организационному проектированию для того, чтобы принимать обоснованные решения по открытию нового бизнеса, имеющего социальную и коммерческую значимость. В данном исследовании представлены результаты проектирования нового производства фруктовых снеков в Республике Крым.
Цель работы: разработать проект по открытию организации в сфере производства снеков в Республике Крым и обосновать его экономическую целесообразность.
Задачи работы:
– рассмотреть теоретические основы создания организации;
– определить тенденции развития сферы производства снеков в РФ, оценить перспективы открытия новой организации в Республике Крым;
– охарактеризовать этапы открытия организации ив сфере производства снеков;
– обозначить организационно-экономические аспекты создания организации в сфере производства снеков в Крыму;
– обосновать выбор организационно-правовой формы, спроектировать организационную структуру;
– рассмотреть вопросы нормативно-правового регулирования деятельности, особенности открытия и функционирования организации;
– охарактеризовать проявления экономических законов в деятельности организации;
– оценить экономическую эффективность деятельности организации.
Объектом исследования является процесс проектирования коммерческой организации по производству снеков в Республике Крым.
Предмет исследования: факторы внешней и внутренней среды, влияющие на процесс проектирования и деятельности коммерческой организации по производству снеков.
Методы исследования: анализ внешней среды, конкурентный анализ, анализ нормативной базы, описание, проектирование, обоснование предложений.
Научная значимость работы заключается в изучении рынка снеков в России, определении возможностей создания предприятия по производству снеков.
Практическая значимость работы определяется результатами проектирования и обоснованием экономической эффективности разработанных предложений.
Глава 1. Теоретические подходы к открытию организации в сфере производства снеков
1.1 Теоретические основы создания организации
Создание организации – это длительный процесс, включающий определённые этапы. Данный процесс описан в учебниках по предпринимательству и менеджменту, но более точное представление о нем дает опыт практиков. Для обобщения теоретических основ создания организации в выбранной сфере (производство снеков), взята статья предпринимателя Юрия Богомолова, в которой содержатся характеристики ключевых этапов реализации бизнес-идеи [4].
Формулирование бизнес-идеи – это первый шаг к созданию организации. Для того, чтобы идея создания реализовалась и принесла результаты, необходимо определить и обосновать ее коммерческую и экономическую ценность. Решение этой задачи требует системного анализа рынка, внешней среды новой организации.
Анализ рынка – второй шаг к созданию организации. В ходе анализа необходимо рассмотреть текущую политическую, экономическую, социально-культурную ситуацию, изучить, какие есть технологии производства и продвижения продукции, товаров и услуг, формирующих основу нового бизнеса. Также на этапе анализа важно изучить деятельность других организаций: конкурентов, производителей аналогичной продукции или товаров, заменяющих предложение.
Информация, полученная на этапе анализа рынка, позволяет скорректировать бизнес-идею, определить ее конкурентное преимущество, оценить востребованность на рынке. В рамках анализа рынка необходимо изучить и уровень спроса на аналогичные товары, оценить емкость рынка, что позволит планировать продажи и доходы. Эксперты и практики бизнеса рекомендуют начинать продажи как можно раньше, чтобы оценить востребованность предложения на рынке [4].
Следующий обязательный шаг к созданию бизнеса связан с оценкой рисков. В первую очередь необходимо оценить коммерческие риски, связанные со снижением покупательской активности, ограниченным спросом, невозможностью реализовать произведенную продукцию. Также важно учитывать нормативные риски, обусловленные незнанием, несоблюдением или нарушением законодательства. В данном направлении необходимо изучить положения Гражданского, Налогового, Трудового кодексов, федеральных законов, регламентирующих регистрацию и деятельность коммерческих организаций. Для анализа и оценки рисков полезно изучать специализированную литературу, авторы которой делятся собственным опытом выявления и управления рисками.
Вся информация, полученная на этапе анализа внешней среды, систематизируется в бизнес- план. Это основной документ при создании организации, так как в нем формализуется бизнес-идея, конкретизируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на запуск новой организации. Особую ценность бизнес-плану придает расчет экономических показателей: планирование и прогнозирование доходов, расходов, прибыли, рентабельности бизнеса. Также в бизнес-плане необходимо обосновать выбор местоположения новой организации, представить перечень оборудования, кадровый состав и организационную структуру, охарактеризовать используемую технологию производства и продвижения товаров на рынок. Если для создания организации не достаточно собственных ресурсов, важно определить источники привлечения ресурсов, особенно, материальных и финансовых. Наличие подробно описания данных аспектов в бизнес-плане дает ясность действий и повышает вероятность успешного запуска бизнеса.
Итак, этапы открытия организации включают: анализ рынка, бизнес-планирование, поиск и привлечения ресурсов. Основными ресурсами для создания бизнеса являются финансовые, материально-технические, трудовые, информационные ресурсы. Также на этапе создания организации необходимо пройти регистрацию, разработать и реализовать программу мероприятий по продвижению коммерческого предложения на рынок.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анализ отечественного рынка сладостей и снеков – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ssnab.ru/news/analiz-otechestvennogo-rynka-sladostey-i-snekov/ (дата обращения 14.12.2022)
2. Анализ российского рынка снеков: итоги 2020 г., прогноз до 2024 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/12924/, (дата обращения 14.12.2022)
3. Анализ рынка снеков в России в 2016-2020 гг., прогноз на 2021-2025 гг. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://businesstat.ru/images/demo/snacks_russia_demo_businesstat.pdf , (дата обращения 14.12.2022)
4. Богомолов Ю. Идея бизнеса: как открыть бизнес по производству снеков, сухариков, закусок – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://businessmens.ru/article/idei/ideya-biznesa-kak-otkryt-biznes-po-proizvodstvu-snekov-suharikov-zakusok, (дата обращения 14.12.2022)
5. Буланова, М.Б. Артамонова М.Б. NEET-молодежь: потребительское поведение в новой реальности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2022. – Т. 22.– № 1. – С. 113-125.
6. Голубева О.В., Булгарина К.В., Белоусова Ю.С. Маркетинговое исследование спроса на снековую продукцию потребителями // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – №7. –С. 87-95
7. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации 20.01.2022 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/all/125815/, (дата обращения 14.12.2022)
8. Запасайтесь попкорном: в России выросли продажи снеков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://producttoday.ru/2022/02/06/zapasajtes-popkornom-v-rossii-vyrosli-prodazhi-snekov/ , (дата обращения 14.12.2022)
9. Как открыть производство фруктовых чипсов с нуля. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://alterainvest.ru/rus/biznes-idei/detail-1308862/, (дата обращения 14.12.2022)
10. Карпунина Е.К. Губернаторова Н.Н., Соболевская Т.Г. Эффекты пандемии COVID-19: новые паттерны потребительского поведения // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2022. – № 1 (88).– С. 63-76
11. Кузнецов, К.В. Особенности структуры возрастных расходов в Российской Федерации / Кузнецов, К.В. //Статистика и Экономика. – 2021.– Т. 18.– № 5. –С. 47-59
12. Левинская А., Захарова А. В российских магазинах подошли к концу запасы чипсов Pringles / РБК. Бизнес. 15 декабря 2022 года – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/15/12/2022/6399c6999a79476c7fa344cb?fromtg=1, (дата обращения 15.12.2022).
13. О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Крым. Закон Республики Крым. Принят Государственным Советом Республики Крым 9 июля 2014 года – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/6/act/30z.pdf, (дата обращения 14.12.2022)
14. Производство пастилы и фруктовых чипсов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bizznes.ru/proizvodstvo-pastily-i-fruktovyh-chipsov/, (дата обращения 15.12.2022)
15. Расширение поддержки малого бизнеса в регионах. Республика Крым. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn91/anticrisis2022/, (дата обращения 14.12.2022)
16. Резниченко И.Ю. Махмандуст С., Садуллоев А., Джобиров К. Качественные свойства и потребительские критерии снеков // АПК России.– 2021.– Т. 28.– № 1.– С. 110-115.
17. Рынок мюсли (сухих завтраков) в России. Текущая ситуация и прогноз 2022-2026 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://alto-group.ru/otchot/rossija/754-rynok-mjusli-suhih-zavtrakov-v-rossii-tekuschaja-situacija-i-prognoz-2020-2024-gg.html, (дата обращения 14.12.2022)
18. Тренды индустрии: рынок снеков [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nielseniq.com/global/ru/insights/analysis/2022/trendy-industrii-rynok-snekov/ , (дата обращения 14.12.2022)
19. Тюрин Д. Рынок снеков в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.marketologi.ru/upload/information_system_16/4/2/8/item_4281/information_items_property_12211.pdf, (дата обращения 14.12.2022)
20. Центр поддержки предпринимательства Республики Крым. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://frbk.ru/podderzhka-predprinimatelstva/, (дата обращения 14.12.2022)