Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире существует около 200 конституций, которые появились на определённых этапах развития и становления государства и общества. Приоритетом современных конституций являются не только и, может быть, не столько права человека, а достойное человека существование, определенный уровень жизни, который обеспечивается каждому его члену обществом и государством.
Конституция как Основной Закон государства и общества занимает важное место в жизни любой страны. По образному выражению, Конституция - это правовой паспорт государства, в котором фиксируется система конституционных ценностей, норм и принципов, регулирующих основополагающие общественные отношения.
Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ юридически олицетворяет образ новой России как свободного, демократического, федеративного государства. Она знаменовала собой переход к новому конституционному строю, на вершине которого человек, его права и свободы. Верховенство права, неотчуждаемые права и свободы человека определяют основу сущностного бытия государства.
Конституция по своей правовой природе является фундаментом правовой системы России. Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости общественного и государственного строя. Поэтому важнейшей задачей государственной власти в России является обеспечение верховенства Конституции, соответствия издаваемых актов конституционным принципами нормам, баланса взаимодействия нормативных правовых актов Центра и субъектов Федерации. Исследуя то, каким образом охраняется Конституция РФ и то, какая ответственность наступает за ее нарушение, мы получаем более обширные и конкретизированные знания об устройстве нашего государства.
Объектом настоящей работы являются общественные отношения в сфере реализации правовой охраны конституции.
Предмет работы: нормы конституционного законодательства, регулирующие правовую охрану конституции.
Целью работы является комплексная характеристика правовой охраны Конституции Российской Федерации.
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:
- дать понятие и раскрыть сущность Конституции как Основного Закона государства;
- выявить правовые аспекты охраны Конституции Российской Федерации;
- раскрыть механизм охраны Конституции Российской Федерации;
- рассмотреть правовые средства охраны Конституции;
- раскрыть самоохрану Конституции Российской Федерации;
- рассмотреть конституционный контроль и надзор как способы правовой охраны Конституции Российской Федерации.
Методологической основой работы является диалектико-материалистический метод как всеобщий метод познания социально-правовых явлений. В ходе работы над темой также применялись сравнительно-правовой и логико-юридический методы.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ КАК ОСНОВНОГО ЗАКОНА ГОСУДАРСТВА
1.1 Конституция Российской Федерации как объект правовой охраны
Общеизвестно, что термин «Конституция» берет свое начало от античного «constitutio», обозначающего установление некоего нового порядка, а так же учреждение или устройство государства. Используя понятие «конституция», греческие ученые рассуждали, с их точки зрения, об идеальном устройстве государства, о разумно организованной, рачительной и справедливой государственной власти.
Важно подчеркнуть, что в Древнем Риме этот термин применялся для обозначения особой важности актов императорской и религиозной власти. Именно тогда документы, именуемые конституциями, начали приобретать значение чрезвычайно важных государственных документов, что в дальнейшем давало основание придавать им свойства основного закона, акта, обладающего высшей юридической силой и верховенством. Тогда же начата кодификация всех императорских конституционных актов, что явилось первым шагом к пониманию кодифицированной конституции, как основного закона .
Особенностью такого рода законов, кроме верховенства и высшей юриди¬ческой силы, было еще и то, что император обязан был их соблюдать, в отличие от других законов. Кроме того, историки, характеризуя и оценивая успешность тех или иных реформ государственных деятелей древности, говорят именно о конституции. По-видимому, такое использование слова «конституция» связано с тем, что реформы государственного управления часто приводят к существен¬ному изменению государственного устройства и новому распределению власти, что и побуждало авторов исторических сочинений усиливать значимость тех или иных преобразований.
В эпоху раннего средневековья вожди германских племен не только наследовали римскую идею конституции, но и превратили конституции в документ, определяющий границы властных полномочий и вольностей крупных феодалов. Таким образом, документы под грифом «конституция» определяли властные возможности, то есть права субъектов иерархических правоотношений вассалитета.
Немаловажным фактором развития понятия «конституция» является появление в Западной Европе множества городов. Наибольшего прогресса в Европе достигли Англия, где процесс ограничения власти монарха начался с Великой Хартии Вольностей и Франция с образованием Генеральных штатов.
Все это и, прежде всего, развитие отношений договорного вассалитета, рост городов и реформация способствовали созданию целого ряда учреждений конституционного свойства. Прежде всего, это суды и представительные учре¬ждения (английский парламент, французские генеральные штаты и т.д.), которые в силу сословного представительства не подпадали под абсолютную власть королей и тем самым укрепляли в обществе уверенность в борьбе за ограничение абсолютизма. Этому же времени соответствует и появление такого термина как «lex fundamentalis», что читалось как Основной закон и соответствовало по значимости будущим конституциям.
Развитию конституционной идеи, безусловно, способствовало и то, что дворянская, монастырская и городская среда средневековья выдвигала филосо¬фов, теологов, историков, политических теоретиков и публицистов, которые на основе идеологии либерализма постепенно разрабатывают и пропагандируют идеи свободы, республики и конституции. Они рассматривали античные пред¬ставления о естественном праве с позиций либерализма, что, естественно, дало стимул для развития теории прав человека. Тем самым готовилась почва для подготовки будущих революций, которые проводились под лозунгом равенства правового статуса представителей нарождающейся буржуазии и других приви-легированных сословий. Понятно, что буржуазным революциям следовали кон¬ституции, стержневой идеологией которых становился либерализм с его пони¬манием равенства и прав человека и гражданина. Либералы требовали слома старого сословного общества, с ликвидацией привилегий дворянства и церкви, единовластия монархов и принятия современной конституции. Их целью было замена сословного представительства на народное, в результате чего буржуазия получала не только права, но и политическое влияние и власть. Все это должно быть закреплено в конституционной норме, правда первоначально народное представительство ограничивалось многочисленными избирательными цензами, главные из которых были основаны на уровне доходов и размере собственности.
Понятно, что общим мотивом инакомыслия и стимулом борьбы для пред¬ставителей дворянства, духовенства и городских жителей было всевластие мо¬нарха. Именно поэтому рождаются новые теории власти и модели её распреде¬ления. В качестве примера можно привести теорию общественного договора, в рамках которой представление об Основном законе формулируется как договор народа с правителями относительно власти.
При этом, договор понимается как учредительный документ (Т. Гоббс), в котором демократическим путем определяются взаимные права и обязанности народа и власти (Д. Локк) .
Следовательно, нормативный акт под названием «конституция» стано¬вится документом, определяющим центры власти и распределяющим между ними полномочия.
Результатом такой умственной и практической борьбы
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2) Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 №1–ФКЗ «О со¬вершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функцио¬нирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 2020. №11. Ст. 1416.
3) Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федер. конст. закон от 26.02.1997 № 1–ФКЗ // Российская газета. – 1997. – № 43–44.
4) О Конституционном Суде Российской Федерации: Федер. конст. закон от 21.07.1994 № 1–ФКЗ // СЗ РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
5) О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 // Росс. газ. от 21 янв. 1992. № 39.
Материалы судебной практики
6) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. - № 1.
Научная литература
7) Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3–е изд. перераб. и доп. –М.: Юстицинформ, 2015. – 551 с.
8) Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Учебник в 3 томах Том 1. – М., 2001. – 576 с.
9) Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: вопросы теории и практики: Автореф. дис. ... д–ра юрид. наук. Саратов, 2006. – 22 с.
10) Бондарь Н.С. Конституция России: стабильность и (или?) динамизм // Юридический мир. – 2013. – №12. – С. 10–12.
11) Виноградова Е.В., Данилевская И.Л. Поправки 2020 года в конституцию Российской Федерации. Конституционный контроль «ex ante» как институт отечественного и зарубежного конституционализма // Государство и право. – 2020. – № 5. – С. 7–18.
12) Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: учеб. пособие для вузов. – М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1998. – 325 с.
13) Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность. – Саратов: Изд–во Сарат. ун–та, 1982. – С. 130.
14) Зейналов И.Ш.О. Правовая охрана конституции Российской Федерации // В сборнике: ПРАВОВЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – сборник научных статей студентов и аспирантов. – Санкт–Петербург, 2016. – С. 49–53.
15) Зорькин В. Д. Россия и Конституция в 21 веке. Взгляд с Ильинки. – М.: Норма, 2007. – 265 с.
16) Иванин А.А., «Охрана конституции»: структурно–содержательный аспект понятия // Право: история, теория, практика. Сборник статей и материалов. Брянск, 2018. – С. 92–101.
17) Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федера¬ции. – М., 2000. – 246 с.
18) Конституционное право России: учебное пособие / А. Ф. Чупилкина [и др.]. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, – 2019. – Часть 1. – 561 с.
19) Кравец И.А. Два гаранта Конституции в российском конституциона¬лизме и концепция сильного государства // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 1. – С.4.
20) Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Феде¬рации: учеб. пособие. –М.: Изд–во «БЕК», 1998. – 321 с.
21) Матвейчева, А.В. Эволюция понятия и сущности конституции как юридического документа / А.В. Матвейчева // Идеи конституционализма в отечественном законодательстве материалы Всероссийского студенческого юридического форума. Ответственный редактор Т.А. Сошникова, 2019. – С. 152.
22) Портнова Е.В. К вопросу о правовой охране Конституции Российской Федерации посредством толкования ее норм Конституционным Судом РФ // Российская юстиция. – 2013. – № 11. – С. 5–11.
23) Сиксяев А.А. Правовая охрана конституции РФ // NovaUm.Ru. – 2019. – № 18. – С. 300–301.
24) Трифонов С.Г. Конституция как объект правовой защиты: историко–теоретический аспект // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2020. – Т. 6. № 3. – С. 30–41.
25) Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. – Казань, 1995.
26) Шахрай С.М. Конституционное правосудие в системе российского федера¬лизма. – СПб., 2001. – 325 с.
27) Шульженко Ю.Л. Правовая охрана Конституции. – М., 1991. – 237 с.
28) Шульженко Ю.Л. Самоохрана Конституции Российской Федерации. – М., 1997. – 254 с.
29) Яшникова Т.А. Конституционный Суд РФ: анализ деятельности и пробле¬мы: Дисс.к.ю.н. – М., 1994. – С. 50–53.