Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В настоящее время вызывает необходимость изучения особенностей занятий спортом в детском возрасте.
Массовый спорт и спорт высших достижений начинается со школьных секций, тренировок в ДЮСШ и СДЮСШОР. Детям предоставляется возможность не только тренироваться, но и выступить на соревнованиях разного уровня. В этой связи возникает вопрос привлечения детей в секции, спортивные клубы. Поэтому к особенностям занятий спортом в детском возрасте относится проблема отбора детей на начальном этапе спортивной подготовки.
Жизнь в спорте многолетний процесс, начало которого заложено в детском возрасте. Однако, раннее занятие спортом связано с физическими нагрузками, эмоциональным стрессом. Возникают проблемы мотивации детей к занятиям спортом, к повышению уровня спортивного мастерства. Не всегда удается в погоне за рекордами и высокими местами в турнирной таблице уделять внимание личностным особенностям детей, которые занимаются видами спорта.
На этапе спортивного совершенствования занимается намного меньше детей, поступивших в отделения начальной подготовки.
На основании выше сказанного, актуальным является изучение особенностей занятий спортом в детском возрасте.
Теоретическая база исследования. Проблемы развития двигательных способностей у школьников рассмотрены И. В. Еркомайшвили (2004). Темпы прироста физических качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции представлены в работе И.В. Азарова (1983). Совершенствование движений в процессе физического воспитания с учетом возрастных особенностей двигательной функции показано А.А. Бишаевым (1976).
Объект исследования: процесс физического развития в детском возрасте.
Предмет исследования: особенности развития физических качеств в детском возрасте.
Цель исследования – изучить особенности развития физических качеств в детском возрасте при занятиях спортом.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Рассмотреть понятийный аппарат развития физических качеств в детском возрасте по литературным источникам.
2. Раскрыть средства и методы развития физических качеств в детском возрасте.
3. Выявить методические особенности развития физических качеств в детском возрасте.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных литературных источников.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, список используемой литературы 30 (источников). Основной текст работы изложен на 30 страницах.
Глава 1. Теоретические основы развития детей на занятиях спортом
1.1. Условия развития психофизических качеств детей на спортивных занятиях
Занятия спортом рассматриваются как важнейшее средство физического развития детей младшего школьного возраста. Виды спорта представляют собой совокупность активных двигательных действий, направленных на достижения спортивной цели. В видах спорта развиваются и совершенствуются психофизические качества у младших школьников. В спорте ребёнок развивает себя не только физически, но и духовно, познаёт окружающую действительность, получает первоначальную подготовку в области общественного поведения.
Одним из важнейших способов развития физических качеств у младших школьников являются средства и методы, соответствующие возрастным характеристикам и интересам детей 7-11 лет.
Особенность занятий видами спорта состоит в том, что они являются средством пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении спортивных занятий имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе тренировок происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
Значение спорта в жизни ребенка велико: спорт является одновременно и средством, и методом воспитания. Вид спорта как средство, и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, двигательных заданий.
В видах спорта развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.
Опираясь на общие цели физического воспитания детей, выделим основные задачи, решаемые в детском спорте. К ним относятся: оздоровительные, воспитательные, образовательные.
Оздоровительные задачи. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности детей 7-11 лет виды спорта оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у подростка, а также повышают функциональную деятельность организма.
Активная двигательная деятельность, в основном, игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме детей 7-11 лет, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность ребенка.
Воспитательные задачи. Спорту принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе занятий видами спорта у детей 7-11 лет активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время занятий дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех воспитанников спортивной секции.
Правила вида спорта регулируют поведение детей 7-11 лет и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, что содействует воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.
Дети 7-11 лет усваивают тренировки, учатся действовать в соответствии с заданиями тренера, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.
В спорте детям 7-11 лет приходится самостоятельно решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Большое значение имеет спорт для нравственного воспитания. Дети 7-11 лет и учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.
Занятия видами спорта носят коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого ребенка. В спортивной команде каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели.
В спорте дети 7-11 лет отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Спорт расширяет круг представлений, развивает наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова, И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции: Автореф. дис.. канд. пед. наук/И.В. Азарова. Омск, 1983. -22с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ИФК / Б.А. Ашмарин. - Москва: Просвещение. - 2000. - 320с.
3. Бакраж, И.И. Индивидуализация тренировочного процесса юных спортсменов в зависимости от биологического возраста и темпа регуляции кровообращения / И.И. Бакраж, И.У. Канаева // Тез. докл. ХIII Всесоюз. науч.-практ. конф. - М., 1991. - Ч. 2. - С. 175-176.
4. Барчуков И.С. Физическая культура: Учеб.для вузов / И.С.Барчуков; Под общ. ред. Н.Н. Маликова. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 528 с.
5. Бишаева, А.А. Совершенствование движений в процессе физического воспитания с учетом возрастных особенностей двигательной функции/Исследование на детях 5-10 лет/Автореф. дис.. канд. пед. наук/А.А. Бишаева. М., 1976. -20с.
6. Верхошанский Ю.В. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития / Ю.В. Верхошанский, И.О. Гансенко. - М., 1989. - 20 с.
7. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. - Минск: Нар. Асвета, 2010. - 88 с.
8. Гулидин, П.К. Комплексная оценка скоростно-силовых качеств мальчиков 10 - 11лет с учетом индивидуальных темпов формирования организма: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / П.К. Гулидин; БГАФК. - Минск, 2002. - 21 с.
9. Гуревич И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. - Минск: Образование, 1980. - 236 с.
10. Дешле С.А. Развитие силовых способностей у учащихся 1-3 классов / С.А. Дешле // Физическая культура в школе. - 1982. - №4. - С. 21-23.
11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена // Основы теории и методики воспитания. М: Советский спорт.- 2006. 200 с.
12. Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников / И. В. Еркомайшвили. − Екатеринбург, 2004. – 68 с.
13. Каледин С.В. Методика развития скоростно-силовых способностей у школьников. - М.: Физическая культура в школе, 1994. -141 с.
14. Корниенко И.А. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности / Итоги 30-летнего исследования. Структурно-функциональные перестройки // Физиология человека. - М., 2003, №4. С.52.
15. Куванов В.А., Анисимов М.П. Развитие скоростно-силовых способностей борцов с помощью круговой тренировки // В сборнике: Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения. Сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2018. С. 395-398.
16. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Москва: Советский спорт, - 2010. - 464 с.
17. Левинов И. Я. Комплексная подготовка круговым методом // Физкультура в школе. 2006. № 2.
18. Лях В. И. Развитие скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста//Теория и практика физического воспитания. -М., 1991. -213 с.
19. Межуев В. Б. Скоростно-силовая подготовка на уроках и дома // Физическая культура в школе. 2001. № 4. - С. 120.
20. Никитушкин, В.Г. Значение силовых качеств в тренировке юных спортсменок, занимающихся академической греблей / В.Г. Никитушкин, И.С. Епищев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - № 2. - С. 41-43.
21. Новаковский С.В. Теория и методология силовой подготовки детей и подростков: Моногр./С. В. Новаковский, Л. С. Дворкин.-Ростов н/Д.,2002. - 326 с.
22. Овсянкин, В.А. Характеристика скоростно-силовых способностей младших школьников и их развитие на уроках физической культуры: Дис. канд. пед. наук/В.А. Овсянкин. Минск, 1985. -182с.
23. Платонов, В. Н. Скоростные способности и основы методики их развития / В. Н. Платонов // Наука в Олимпийском спорте. - 2015. - №4. - С. 20-32
24. Сиротин О. С. Методология и теория спортивных способностей // Теория и практика физической культуры. 2000. № 4. - С. 60-63.
25. Солодков, A. C. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная: учеб. / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М.: Терра-спорт, 2001. - 519 с.
26. Фомин Е.В. Специальная физическая подготовка юных волейболистов. М.: ВФВ. 2009. 126 с.
27. Фомиченко, Т. Г. Возрастные закономерности проявления и тренировки силовых качеств в спортивном плавании: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Фомиченко Т. Г.; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 1999. - 38 с.
28. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -6-е изд., стер. - М.: «Академия», 2008. - 480 с.
29. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология / А.Г. Хрипкова. - М.: Просвещение, 1978. - 286 с.
30. Шашурин, А. В. Физическая подготовка / А. В. Шашурин. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 317 с.