Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема адаптации сотрудника к условиям в новой организации актуальна в современном обществе. Все люди, новички или опытные работники испытывают стресс в процессе приема на работу. Людям свойственно напрягаться из-за того, что они переживают не справиться, как будут налаживаться отношения с коллегами, как складывается взаимодействие с руководителем. Немного найдется людей, кто может сразу же включиться в работу, согласно исследованию Superjob, на привыкание к новому рабочему месту требуется 1-4 месяца.
Для работодателя важно быстрое и неболезненное протекание адаптации новых работников. По данным исследования, всего 27% компаний организуют процесс адаптации персонала к новым условиям еще до выхода на рабочее место.
Большинство людей, уволившихся в первые 6 месяцев с начала работы, принимали решение об этом в первые 2-3 недели. Успешная адаптация персонала позволила бы избежать затрат на поиск и обучение сотрудников, взамен уволившихся.
В данной курсовой работе будет рассмотрен вопрос о применении опросов при контроле адаптации новичков в организации. Значительное внимание уделится проблеме, связанной с выбором видов опроса, которые эффективнее всего дадут информацию об уровне адаптации новичка в организации.
Актуальность данной проблемы обуславливается тем, что исследуемое явление значительно распространяется в современном мире. В большинстве российских организациях, особенно малых по численности персонала, плохо используется или совсем отсутствует практика изучения процесса адаптации новичка в организации.
Целью данной курсовой работы является выявление применения опросов при контроле адаптации новичков в организации.
Исходя из цели курсовой работы, задачами являются:
1. Рассмотреть сущность применения опроса.
2. Определить понятие контроля.
3. Выявить особенности адаптации новичков в организации.
4. Провести социологическое исследование на примере ГБПОУ НСО «Чулымский межрайонный аграрный лицей».
Объектом исследования курсовой работы является адаптации новичков в организации.
Предметом исследования выступает применение опросов при контроле адаптации новичков в организации.
Курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, практической части, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В ходе выполнения работы были использованы научные статьи и учебная литература.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОПРОСОВ ПРИ КОНТРОЛЕ АДАПТАЦИИ НОВИЧКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность применения опроса
В данном параграфе рассмотрим сущность применения опроса.
В социологической литературе можно найти несколько определений понятия «опрос». Например, в различных социологических словарях встречаются следующие определения:
- «Опрос - способ получения социальной информации о мнениях и мотивах людей, связанный с постановкой определенных вопросов респондентам (опрашиваемым)» [16];
- «Опрос – вопросно-ответный метод сбора социологических данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей» [22];
- «Опрос — метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов» [17].
Согласно Ковалевской Е.В., «опрос – это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной информации, путем ответа на вопросы анкеты или интервьюера» [9, с.28].
Следовательно, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Приведем определение, данное В.А.Ядовым в книге «Социологическое исследование: методология программа методы»: «опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях» [20, с.196].
Опросные методы, к числу которых относятся беседа, интервью и анкетирование, являются инструментом социологических исследований. Такие методы используют как разведочные (в начале исследования) и как уточняющие (в его итоге). Беседа, интервью – устный опрос, а анкетирование – письменный. При проведении опросов предварительного решения требуют три проблемы: во-первых, объем и, во-вторых, однородность выборки. Опрос будет ненадежным при охвате слишком узкого круга лиц и, если окажется, что индивиды, входящие в выборку, весьма различаются по измеряемым параметрам. В-третьих, всегда существует проблема репрезентативности выборки, для распространения выводов, полученных при изучении части (выборки) на целое (генеральную совокупность).
Все виды опросов делятся на имеющие определенную программу (план, опросник) и свободные (беспрограммные). Свободные опросы проводятся в начале исследования, когда необходимо продумать до конца цели, задачи и гипотезу, выдвинуть и обосновать научную проблему.
Проведение опроса осуществляется в соответствии со следующим этапом: адаптацией, достижением поставленной цели и снижением напряженности. При адаптации осуществляются две важные задачи: создание положительной мотивации респондента к ответу на вопросы, а также настройку его на исследование. Процесс адаптации состоит из обращений и несколько вопросов, которые вы задаете. Обращение является завязкой, началом обсуждения, очень ответственным моментом. От начала многое зависит для достоверности информации. Поэтому не рекомендуется сразу задавать главные вопросы, не адаптируя опрашиваемого. Необходимо психологически подготавливать респондента для беседы.
На стадии достижения цели происходит собирание информации. Основные вопросы задаются в этот период.
Наконец, отрицательный психологический фон может возникать в процессе проведения опроса, поэтому прежде чем расставаться, нужно попытаться избавить респондента от этого состояния, снять стрессовое напряжение. Для этого рекомендуется в конце опроса ставить функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.
Важным методом сбора информации является интервью. Интервью в научных исследованиях считается разновидностью беседы с целью сбора материала для изучения и обобщения. В беседе идет разговор, то есть взаимообмен информацией, каждый из участников может задать или ответить на вопрос. В интервью один спрашивает другого, сам свое мнение не высказывает. Интервью бывает индивидуальным и групповым.
В устном опросе беседы и интервью используются в случае охватывания небольшого круга людей, однако, если за короткий срок необходимо провести опрос нескольких десятков, сотни или тысячи человек, то используется письменное опрос – анкетирование [23, с.58].
Анкета – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетер – лицо, проводящее сбор материала анкетированием.
Анкетированием считается метод сбора материала первичного характера в письменном виде большого числа участников опроса с целью получения информации в форме анкеты о состоянии того или иного субъекта исследуемого процесса, отношении к тому или иному феномену. Анкета может охватить большой круг людей, позволяя минимизировать нетипичные проявления, а личный контакт с респондентом не обязателен. Кроме того, анкета удобна для математического обрабатывания.
Первый этап в разработке анкеты: определяем ее содержание. Создание анкеты предполагает перевод основных тезисов исследования на вопросный язык. Если кроме самого суждения нужно знать его степень интенсивности, то формулировка вопроса включает соответствующую оценочную шкалу.
Второй этап: выбор необходимого типа вопросов (открытость-закрытость, основные-функциональные).
Третий этап: составление анкеты связано с определением количества и порядка задаваемых вопросов.
Таким образом, под опросом в данной работе будем понимать прием получения информации с помощью опросных методов (беседа, интервью и анкетирование) о субъективном
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Н.И. Современные проблемы управления персоналом : монография / С.В. Назайкинский, О.Л. Седова, Рос. гос. гуманитар. ун-т, Н.И. Архипова. – М. : Проспект, 2018 .– 161 с.
2. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Базаров. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 381 с.
3. Глик, Д. И. Эффективная работа с персоналом: практическое пособие / Д. И. Глик. – 2-е изд. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 144 c.
4. Данилина, Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: учебник / Д.В. Горелов, Я.И. Маликова, Е.И. Данилина .– М. : ИТК «Дашков и К», 2019 .– 208 с.
5. Зерчанинова, Т. Е. Социология: методы прикладных исследований: учебное пособие для вузов / Т. Е. Зерчанинова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 207 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/11324705-EAE8-481B-91B8-454CA2A60421
6. Иванов, С.Ю. Социальное управление человеческими ресурсами : учеб. пособие / С.Ю. Иванов. – М. : Московский педагогический государственный университет , 2020. – 152 с.
7. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации : учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова, Л.Н. Кибанова – Москва: КноРус, 2021. – 360 с.
8. Климантова, Г.И. Методология и методы социологического исследования [Электронный ресурс]: учебник/ Климантова Г.И., Черняк Е.М., Щегорцов А.А. - М.:Дашков и К, 2017. - 256 с.- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=450818
9. Ковалевская Е.В. СОЦИОЛОГИЯ: Учебное пособие, практикум по дисциплине / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ,. - 164 с.. 2004
10. Кондаков И.М. Энциклопедия педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 2011. 160 с.
11. Макарова, Л.В. Особенности управления персоналом организации / Л.В. Макарова, Н.К. Джафаров // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 1. – С. 242-244.
12. Моргунов, Е. Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение : учебник для вузов / Е. Б. Моргунов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.
13. Пасечникова, Л.В. Процессный подход к управлению персоналом : монография / Л.В. Пасечникова, И.В. Зенченко. – 2-е изд. – М. : ФЛИНТА, 2018. – 161 с.
14. Печеркина, И.Ф. Прикладные исследования в управлении персоналом : учебное пособие / И.Ф. Печеркина. – Тюмень : ТюмГУ, 2018. – 282 с.
15. Поливанова К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога // Психологическая наука и образование. 1997. №2. С.69–73.
16. Социология права: словарь-справочник / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина" [и др.] ; [авторы-составители: Трофимов В. В. (отв. ред.) и др.]. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2016. - 281 с.
17. Филатова, О. Г. Социология массовой коммуникации : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 040201 Социология / О. Г. Филатова. - Москва : Гардарики, 2006 (Можайск (Моск.обл.) : Можайский полиграфкомбинат). - 303 с.
18. Чуланова, О.Л. Современные технологии кадрового менеджмента: актуализация в российской практике, возможности, риски : монография / О.Л. Чуланова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 364 с
19. Толковый словарь А.И.Ожегова https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/88334?ysclid=lbkb1nd2ye208181633
20. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. - [Доп. и испр. изд.]. - Самара : Самар. ун-т, 1995. – 328
21. Исследование НАФИ и ВШЭ: треть российских компаний страдают от текучести кадров https://nafi.ru/analytics/issledovanie-nafi-i-vshe-tret-rossiyskikh-kompaniy-stradayut-ot-tekuchesti-kadrov-/
22. Социологический словарь https://vslovare.info/slovar/sotziologicheskiij-slovar
23. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».–– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с.. - Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0171/1_0171-58.shtml?ysclid=lbknb5zktv133488058