Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — комплекс мероприятий, проводимых с целью выявить склонность человека к определённому роду деятельности, профессии. Проблема выбора профессии известна с давних времен. К вопросам правильного профессионального определения в разное время обращались Аристотель, Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн, Т. Гоббс, М. Монтень, Гете, Гегель. Острая необходимость изучения вопросов профориентации школьников в наше время является особо актуальной темой, т.к. необходимость планирования своего будущего карьерного роста, жизненного и профессионального самоопределения молодежи важна для создания конкуренции кадров на рынке профессий и труда.
В настоящее время профориентация подростков становится особо значимой проблемой, так как молодежи сложно адаптироваться в условиях жесткой конкуренции на рынке труда и профессий. Острая необходимость изучения вопросов профориентации подростков в наше время является актуальной темой - необходимость планирования жизненного и профессионального самоопределения молодежи, своего будущего карьерного роста важны для создания конкуренции кадров на рынке профессий и труда.
Адекватность выбора и степень освоения профессии воздействуют на все стороны и качества жизни молодых людей. Вследствие этого, одним из центральных и, пожалуй, решающим в жизни молодых людей, в их профессиональной карьере, считается вопрос о выборе и овладении профессией.
Актуальной проблемой является профессиональная ориентация подростков из неблагополучных семей, которые находятся в Центрах социальной реабилитации.
События, которые происходят в детстве, способны оказывать огромное влияние на ребенка и его последующую жизнь. Они участвуют в формировании характера растущего человека. Особое значение при этом имеют условия воспитания в семье. Радостные впечатления детства дают силы и вдохновение. Негативные воспоминания могут развить неуверенность и комплексы, агрессию и скрытность. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к наиболее уязвимой категории населения, которые требуют повышенного внимания со стороны государства. В целях защиты прав детей создаются специализированные социальные службы, которые разрабатывают индивидуальные программы реабилитации детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации.
Профориентационная работа с несовершеннолетними — одно из направлений реабилитационного процесса в социально-реабилитационном центре, данная работа имеет целенаправленный и системный характер. Учитывая тот факт, что на реабилитацию, в большинстве случаев, поступают несовершеннолетние из семей «группы риска», в которых родители не выполняют в полной мере свои функции по воспитанию, содержанию и обучению детей, употребляют спиртные напитки, нигде не работают, перед специалистами-реабилитологами стоит сложная задача: повысить уровень мотивации детей на обучение, привить трудовые навыки, формировать значимости рабочих профессий, способствовать развитию умения понимать и анализировать экономическую информацию, а самое главное умение соотнести хочу-могу.
Степень изученности темы исследования. Значительный вклад в разработку проблем профессиональной ориентации и профессионального самоопределения внесли такие ученые как К.М. Гуревич, Е.А. Климов, В.Н. Кудряшов, И.Н. Назимов, С.Я. Батышев, П.В. Симонов, Р.В. Овчарова, Н.С. Пряжников, В.Г. Степанов, Дж. Холланд, Р.Б. Кэттелл и мн. др.
Вопросы профессионального самоопределения подростков, профессиональных ориентиров и карьерных установок молодежи не остаются без внимания исследователей. Исследователями выявлены особенностей ценностных трудовых установок и карьерных мотиваций современной молодежи в контексте теории поколений , рассмотрены особенности профессионального и карьерного роста молодежи в условиях цифровой экономики и общества знаний , исследованы установки современной молодежи на инновационную деятельность , выявлены ценности поколений X и Y и др.
Цель данной работы – разработка программы по профессиональному самоопределению для подростков из неблагополучных семей (на базе Республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних).
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Провести анализ деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних:
• Разработать программу по профессиональному самоопределению для подростков.
Объект исследования: профессиональное самоопределение подростков.
Предмет исследования: программа профессионального самоопределения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Анализ деятельности Республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Рассмотрим основные направления деятельности Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Бурятия «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее - РСРЦН).
Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних создан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», на основании Постановления Правительства Республики Бурятия от 05.02.1996 № 28.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андреянова Е.Л., Чипизубова В.Н. Трудовые и карьерные мотивации современной молодежи иркутской области // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 53. С. 177-194.
2. Аникеева, О.А. Проблемы и перспективы подготовки кадров для управления и организации в социальной сфере// Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. -2008. -№ 3.- С. 67-74.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М., 2009.
4. Вебинары НП «Эксперты Рынка Труда» [Электронный ресурс] // Некоммерческое партнерство «Эксперты Рынка Труда». – Электронн. дан. – М., 2012-2015. – Режим доступа: http://www.lmexperts.ru/Category/53-vebinary
5. Гелих О.Я., Левицкая А.Н., Покровская Н.Н. Социологический анализ социальных установок профессионального и карьерного роста в контексте цифровой экономики и общества знаний // Социология и право. 2020. № 3 (49). С. 12-24.
6. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 1998.
7. Душков Б. А., Смирнов Б. А., Королев А. В. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. – М., 2009.
8. Заярская, Г.В., Фомина, С.Н. Особенности подготовки будущих специалистов по работе с молодежью: контекст реализации молодежной политики в условиях современной России // Педагогическое образование и наука.- 2015. -№ 2.- С. 62-68.
9. Информационно-аналитическая записка о проводимой МВД по Республике Бурятия работе по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, защите прав и законных интересов граждан от преступных посягательств, а также принимаемых мерах по обеспечению общественного доверия и поддержки граждан за 2019 год/ https://03.xn--b1aew.xn-- p1ai/Dejatelnost/dej/05/01/item/19478612
10. Климов, Е.А. Как выбрать профессию. - М.Просвещение, 1997
11. Коломинский Я.Л. «Социальная педагогическая психология» СПб:Питер, 2001
12. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
13. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. М.: Изд-во МГСУ, 2002. — 256 с.
14. Никитина, Н.И. и др. Методические рекомендации по формированию жизнеспособных студенческих объединений и организаций / Под ред. Н.И. Никитиной, Е.В. Комаровой. - М. : Изд-во РГСУ, 2014. - 92 с.
15. Постановление правительства Республики Бурятия от 30 ноября 2014 г. №688 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Бурятия»/ URL: docs.cntd.ru/document/423904645
16. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. – М., 2008.
17. Пряжников Н.С. Пряжникова Л.Е. Профориентация. М.: ИНФРА-М, 2006
18. Ушенков Е. Е. Установки современной молодежи на инновационную деятельность: по материалам социологических исследований // Социология. 2021. №7 (3). С. 80-88
19. Ягафарова Д.Г. Специфика ценностей поколений X и Y: результаты биографических интервью // Уфимский гуманитарный научный форум. 2020. №2.