Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы: Повышение в последнее время интереса к изучению эмоционально-волевого компонента обусловлено его важной ролью в приобретении знаний, навыков и умений, а также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся. вне школы.
Вопрос о проблеме коррекции эмоционально-волевого компонента младших школьников является актуальным, так как без целенаправленного воспитания эмоционально-волевого компонента личности школьники в условиях спонтанного развития неспособны к саморегуляции учебной деятельности. У детей с неразвитой эмоционально-волевой сферой наблюдаются неустойчивость и слабая детерминация деятельности, повышенная отвлекаемость и импульсивность.
Не случайно педагоги-практики видят нарастающие отклонения в эмоциональном развитии современного ребенка. В последние годы все больше детей склонны к ссорам и агрессии, избеганию сверстников, замкнутости и т. д., что затрудняет работу воспитателя. Большую роль в возникновении таких трудностей играет обедненная эмоциональная жизнь ребенка. Все это может способствовать развитию общего эмоционального неблагополучия у детей. [39].
Именно поэтому в развитии эмоционально-волевого компонента у младших школьников важную роль играет своевременная коррекционная работа, основными направлениями которой являются:
• • смягчение эмоционального напряжения у детей;
• • большая активность и самостоятельность;
• устранение личностных реакций, вызванных эмоциональными расстройствами, таких как тревожность, агрессия, раздражительность;
• формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция уровня самооценки, самосознания.
Актуальность исследования определяется необходимостью поиска наиболее эффективных методов и показаний к коррекции эмоционально-волевой сферы у младших школьников.
Степень разработанности темы исследования: значительное внимание уделено вопросам эмоционально-волевого компонента. Эту тему изучали в своих исследованиях Ч. Дарвин (эволюционная теория эмоций); ПК. Анохин (биологическая теория эмоций); Т. Гоббс, Т. Рибо, К. Левин (автономные теории воли); Э.О. Смирнова, О.В. Дашкевич, О.А. Черникова, Е.П. Ильин, В.К. Калин, М.В. Чумакова (соотношение эмоциональной и волевой регуляции).
Особенности эмоционального-волевого компонента младших школьников освещены в работах Л.И. Божович, Л.В. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Данилова и др. (подходы к изучению способностей младшего школьника к эмоциональной саморегуляции).
Возможности коррекционной работы в развитии эмоционально- волевой сферы у младших школьников были отражены в исследованиях Е.А. Алябьевой, Л.С. Акопян, Е.К. Агеенковой, Н.Р. Битяновой, И.О. Карелиной, М.И. Чистяковой, Н.Л. Кряжевой, Н.П. Слободяник и др. (разработка программ коррекции эмоционально-волевой сферы).
Объектом исследования является эмоционально-волевой компонент учебной деятельности младших школьников.
Предмет: процесс психологической коррекция нарушений эмоционально-волевого компонента учебной деятельности
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевого компонента учебной деятельности
Методологическая основа исследования:
• концептуальные положения системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
• взаимосвязь эмоциональной и волевой регуляций (Е.О. Смирнова, О.В. Дашкевич, О.А. Черникова, Е.П. Ильин, В.К. Калин, М.В. Чумаков).
Объект, предмет и цель обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Определить разработанность проблемы коррекции эмоционально- волевого компонента у младших школьников в трудах отечественных и зарубежных авторов;
2. Проанализировать возможности коррекционной работы в развитии эмоционально-волевого компонента у младших школьников;
3. Провести исследование особенностей эмоционально-волевого компонента у младших школьников;
4. Разработать и апробировать программу по коррекции эмоционально- волевой сферы у младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования:
• обзорно-аналитическое теоретическое исследование психологической литературы по изучаемой проблеме;
• методика школьной тревожности А. Филлипса;
• методика «Шкала явной тревожности CMAS» (в адаптации А.М. Прихожан);
• тест «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана;
• математическая и статистическая обработка результатов исследования (T-критерий Вилкоксона).
База исследования: МБОУ №123
Практическая значимость заключается в разработанной коррекционно-развивающей программе, которая будет полезна педагогам - психологам общеобразовательных организаций.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав с выводами, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Эмоционально-волевой компонент как предмет психологических исследований
Эмоции и воля часто сочетаются в эмоционально-волевой сфере. Эмоционально-волевая сфера, по определению М.В. Чумакова, это психоэмоциональное состояние личности, являющееся регулятором деятельности человека. Однако ряд исследователей данного вопроса акцентируют внимание на разных аспектах этой области.. [47].
Эмоциональную сторону регуляции, ее место в психологической структуре личности и связь с другими сторонами психики подробно рассмотрели в своих работах Ч. Дарвин, К. Изард, П. К. Анохин, У. Джеймс, П. В. Симонов и другие ученые.
В зарубежной и отечественной научной литературе выделяют три теоретических подхода к изучению эмоций: физиологический, психодинамический и когнитивный.
Физиологический подход включает теорию эволюции Ch. Дарвина, биологическую теорию П. К. Анохина, «периферийную» теорию У. Джеймса-Г. Ланге.
Ч. Дарвин в своей работе «Выражение эмоций у человека и животных» показывает эволюционный путь развития эмоций, также объясняя их физиологическое проявление.. [11]. По Дарвину, эмоции либо полезны для человека, либо являются лишь остатками (пережитками) различных соответствующих реакций, выработанных в процессе эволюции в борьбе за существование. По его мнению, телесные выражения (стискивание зубов, соответствующее изменение позы) являются, так сказать, атавизмами эмоциональных реакций, которыми пользуются животные в
момент опасности. Таким образом, Дарвин смог доказать, что между людьми и животными нет различий в развитии и выражении эмоций.
Идеи и предположения Дарвина послужили основой для создания других теорий происхождения эмоций, в частности «периферийной» теории У. Джемса-Г. яз..
По мнению авторов, физиологические изменения в организме первичны по отношению к эмоциональным состояниям и носят инстинктивный характер. Каждая конкретная эмоция имеет свой набор физиологических проявлений. Внешние проявления вызывают изменения в работе сердца, дыхания, кровообращения, мышечного тонуса. [24].
Эмоции — биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животных по П.К. Анохина, опираясь на теорию эволюции Ч. Дарвин. По его мнению, возникновение потребности приводит к возникновению отрицательных эмоций, которые несут мобилизующую функцию и наилучшим образом способствуют быстрому удовлетворению потребности. Когда потребности удовлетворяются, возникает положительная эмоция, которая является подкрепляющим фактором. Оно фиксируется в памяти и тем самым влияет на решение о выборе способа удовлетворения потребности.
Когда эта координация отсутствует, наступает эмоциональное расстройство, приводящее к поиску наиболее эффективных способов достижения цели. Частое удовлетворение потребности, окрашенное положительной эмоцией, способствует усвоению соответствующей деятельности, а повторяющиеся неудачи в достижении желаемого результата тормозят неэффективную деятельность и способствуют поиску новых, более эффективных способов достижения цели.. [34].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акопян, Л. С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей школьного возраста: на материале детских страхов: Автореф. оскорблять. ... Доктор психолог. наук: 19.00.07 / Акопян Л.С.; Полет. социальное состояние человека. академический - Самара, 2011. - 53 с.
2. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова; - СПб: Питер, 2013. - 304 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович; – СПб: Питер, 2018. – 464 с.
4. Боровкова, А. С. Особенности эмоционально-волевого компонента учащихся начальной школы / А. С. Боровкова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - С. 128-131.
5. Вилюнас, В. К. Психология эмоций / В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер; Москва а-т. - Москва: Москва. ун-т, 2014. – 288 с.
6. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы биологической мотивации / В.К. Вилюнас; Москва а-т. - Москва: Москва. а-т, 2016. – 288 с.
7. Ильин, Е. П. О соотношении понятий, характеризующих волевую деятельность человека / Е. П. Ильин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы докладов Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь. - 2013. - С. 71-85.
8. Кайка В. А. Теоретические основы развития эмоций у детей школьного возраста с помощью сказкотерапии. Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии / В. А. Кайка // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 691-695.
9. Калин, В.К. Воля, эмоции, интеллект / В.К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы докладов Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, - 2013.
10. Калин, В. К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности / В. К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и
деятельность: Тезисы докладов Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, - 2013. - С. 101-107.4
12. Карелина, И. О. Развитие эмоциональной сферы в детском возрасте: учебник / И. О. Карелина; Ярославский государственный пед. у-т им. К. Д. Ушинский. – Ярославль, 2018. – 59 с.
13. Кириллова, Д. С. Особенности эмоционально-волевого компонента младших школьников / Д. С. Кириллова //
14. Костерина, Н. В. Психология личности (эмоций): Текст лекций / Н. В. Костерина; Ярославский государственный ун-т. – Ярославль, 2019. – 23 с.
15. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. / А. Н. Леонтьев; - Москва: Моск. ун-т, 2011. – 38 с.
16. Лобина, С. А. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника: Методические рекомендации для специалистов общеобразовательных учреждений / С. А. Лобина; – Новокуйбышевск, 2018. – 105 с.
17. Мамедова, Л. В., Павлова, В. А. Диагностика развития эмоционально-волевого компонента у детей младшего школьного возраста / Л. В. Мамедова, В. А. Павлова // Мировая наука: проблемы и инновации. - 2018. - С. 246-248.
18. Маслов, С. И., Маслова, Т. А. Эмоциональное развитие младших школьников / С. И. Маслов, Т. А. Маслова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51. - С. 250-260.
19. Мекшинева, А. В., Игина К. А., Чуприкова, А. С. Возрастные особенности эмоционально-волевого компонента учащихся начальной школы / А. В. Мекшинева, К. А. Игина, А. С. Чуприкова // Наука будущего. - 2019. - С. 207-209.
20. Морозова, А. В. Особенности эмоционально-волевого компонента личности младших школьников / А. В. Морозова // Студенческая наука и 21 век. - 2018 - С. 312-314.
21. Огородников, А. М. Эмоционально-волевая сфера личности в регуляции деятельности / А. М. Огородников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XI Международной научно-практической конференции. . Часть вторая. - Новосибирск: СибАК. - 2011.
22. Пивоварова, Н. Л. Развитие эмоционально-волевого компонента младшего школьника / Н. Л. Пивоварова // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 69-71.
23. Полякова, Е. А., Мамедова, Л. В. Особенности развития эмоционально-произвольного компонента у младших школьников / Е. А. Полякова, Л. В. Мамедова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - С. 128-131.
24. Пушкарева, Г.В. Исследование эмоционально-волевого компонента у детей в психолого-педагогической литературе / Г.В. Пушкарева // АПРИОРИ. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 1. - С. 1-7.
25. Рыбакова, М. П. Эмоционально-потребностная сфера младших школьников как фактор риска безопасности образовательной среды / М. П. Рыбакова // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской научно-практическая конференция с международным участием конференции. - 2016. - С. 218-223.
26. Семенов, С. С. Особенности поведения младших школьников с нарушением эмоционально-волевого компонента / С. С. Семенов // Обучение и воспитание: методика и практика. - 2016 - С. 68-72.
27. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвола в раннем онтогенезе / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 49-58.
28. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем школьном и дошкольном возрасте / Е. О. Смирнова; - Москва: практика. психология, 2018. - 251 с.
29. Талипова, О. А., Куликова, И. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с нарушениями эмоционально-волевого компонента / О. А. Талипова, И. Ю. Талипова. Куликова // Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: Межпрофессиональное взаимодействие: сборник материалов 1-й Международной междисциплинарной научной конференции. - 2019. - С. 380-383.
30.Чакова, И. Н. Работа педагогов по формированию эмоциональной культуры в условиях образовательной преемственности / И. Н. Чакова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. - 2013. - №2. - С. 82.