Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Постановка проблемы семейных отно-шений является актуальной задачей потому что, обстоятельства жизнедея-тельности семьи влияют на ее благополучие. Психологический климат семьи создается каждым членом семьи и только от них зависит, будет ли он благо-приятным или неблагоприятным. Основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения.
Совместная жизнь супругов требует от них готовности к компромиссу, взаимное уважение, доверие и взаимопонимание. Супруги стремятся реали-зовывать основные требования современного брака, а именно: они хотят ка-чественно справляться со своими обязанностями родителей, уделять доста-точное внимание и заботу детям и друг другу, при этом быть успешными в карьере и реализовывать свои личностные желания, одним из важнейших желаний чувствовать себя любимыми супругами.
В психологии достаточно большой запас знаний в области семейных отношений, психологических факторов отношений в семье, а также психоте-рапии семьи (Н. Пезешкиан, Р. Ричардсон, С. Минухин, Дж. Хэйли, B.C. Агеев, Ю.Е. Алешина, А.Б. Добрович, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.).
Тем не менее, в настоящее время происходит качественное преобразо-вание семьи как социального института, обуславливающее изменение иерар-хии функций семьи и порождая новый тип семьи, где приоритетными оказы-ваются личностный рост и самореализация обоих супругов.
Все больше популяризируется модель семьи с осознанным отказом от деторождения. Среди причин выбора этой модели следует назвать такие как ориентированность на себя, наличие высшего образования, прагматизм, мо-лодой возраст, подчёркнутое игнорирование традиций и обычаев [14].
При отсутствии такой функции как рождение и воспитание детей в се-мьях бездетного типа отношения супругов меняются, отмечается активная позиция жены, её стремление к реализации социальной, интимно-сексуальной и эмоционально-психотерапевтической семейных функций. Поскольку созна-тельно бездетных семей становится всё больше, актуальным является изуче-ние особенностей супружеских отношений в бездетных семьях.
Цель исследования – изучить особенности супружеских отношений в бездетных семьях.
Объект исследования – супружеские отношения.
Предмет исследования – супружеские отношения в бездетных семьях.
Гипотеза исследования: предполагается, что в бездетных семьях име-ются особенности супружеских отношений, отличающие их от отношений супругов, имеющих детей.
Задачи исследования:
1. Теоретические аспекты исследования супружеских отношений в без-детных семьях.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование супружеских отношений в разных семьях.
3. Выявить особенности супружеских отношений в бездетных семьях.
Теоретико-методологическая основа исследования: системный под-ход в рассмотрении функционирования семьи и характеристик супружеских отношений, работы А.Н. Волковой, Т.А. Гурко, А.Б. Добровича, О.А. Кара-бановой, Н.Н. Обозова, В.А. Терехина и др., посвященные изучению особен-ностей супружеских отношений.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы; те-стирование; методы обработки данных (описательная статистика, сравни-тельный анализ).
База исследования. Для эмпирического исследования были выбраны супружеские пары с наличием детей и пары, которые не имеют детей и не со-бираются заводить детей (чайлдфри). В исследовании приняли участие 40 человек в возрасте 20 – 30 лет, разделенные на две группы:
- супружеские пары без детей – 10 пар;
- супружеские пары с детьми – 10 пар.
Глава I. Теоретические аспекты исследования супружеских отно-шений в бездетных семьях
1.1. Семья как малая социальная группа
Семья – это малая группа взаимодействующих людей, объединенных супружескими отношениями, родственными узами. Семьи различаются по структуре, но главная задача семьи всегда одна и та же – это обеспечить условия для гармоничного развития отдельных членов группы.
Определений семьи в научной литературе много и многие из них уже очень давно находятся в общественном сознании. Семья определяется как небольшая группа родственников, живущих вместе и ведущих типичную се-мью, как социальный институт, как ячейка общества. Однако психологиче-ский подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социально-экономического) имеет свои особенности.
В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство сов-местной жизнедеятельности, в котором удовлетворяются специфические по-требности тех, кто связан кровно-родственными узами. Это пространство представляет собой достаточно сложную структуру, состоящую из системы различных элементов (ролей, должностей, ассоциаций и т. д.) и отношений между их членами. Следовательно, структура существует по законам жизни и поэтому имеет динамику природы через множество стадий и этапов своего развития [4].
Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Брак составляет основу семейных отношений. Брак - это легитимное призна-ние взаимоотношений двух людей, которые сопровождаются рождением де-тей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи [4]. Брак – это, прежде всего, официальное признание взаимных обязательств двух взрослых людей. Но не каждый брак можно назвать семьей. Семейные отношения могут складываться как реально существующие союзы вне зави-симости от формы их заключения, то есть фактические (незарегистрирован-ные) и зарегистрированные браки.
В виду сложности семьи как социально-психологического феномена в литературе выделяется несколько оснований для классификации типов се-мейных структур [3]:
1. По характеру власти: патриархальные, матриархальные и биар-хальные.
2. В зависимости от доминирования осей отношений: родительско-детские, детоцентрические, супружеские.
3. По составу семьи: нуклеарные (родители и дети), трехпоколенные, неполные (отсутствуют дети или один из родителей).
Наиболее распространенным типом является нуклеарная семья, состо-ящая только из супругов с детьми или без них. Нуклеарная семья может быть полной или неполной, состоящей из одного из супругов с детьми. Если под одной крышей живут три поколения людей: пара предков (или один из них), взрослые дети и внуки, то это сложная семья с несколькими поколения-ми. Возможно сочетание сложного и неполного типа, наличие нескольких ядер семейства – такое семейство называется расширенным. Также семьи различаются по наличию или отсутствию детей и по их количеству: малодет-ные, многодетные, бездетные, семьи с несовершеннолетними детьми, семьи, которые проживают со взрослыми детьми.
Существует типология семьи по месту ее проживания. В случае, когда супруги живут в доме родителей мужа, семья называется патрилокальной, если молодая семья живет в доме родителей жены – матрилокальной. От-дельное проживание молодых супругов от родителей мужа и жены называ-ется неместным.
В зависимости от количества участников различают моногамные и по-лигамные браки. Моногамия - это форма брака, когда мужчине и женщине разрешается иметь только один брак одновременно. Полигамия – это форма группового брака [19].
Альтернативные формы семьи включают неполную семью, то есть се-мью, состоящую из матери или отца и ребенка (детей). Этот тип семьи явля-ется одной из альтернатив семье, построенной на основе брака. Существует неполная семья, возникающая в результате развода или смерти одного из супругов, и материнская семья, то есть семья, состоящая из матери и ребенка (детей), рожденного вне брака.
Что касается сферы выбора супругов, то браки делятся на эндогамные (внутри собственной общины) и экзогамные (между представителями разных групп). Это приводит к появлению двух типов семьи: социально однородной и социально гетерогенной.
В зависимости от структуры власти семьи могут быть авторитарными и демократическими. Авторитарная семья характеризуется строгим, безогово-рочным подчинением одного супруга другому, а детей – родителям.
Демократическая семья основана на взаимном уважении членов семьи, на равном участии каждого супруга во всех семейных делах, в совместном решении важных семейных вопросов. Современная нуклеарная семья стано-вится эгалитарной, то есть семьей с равными правами и обязанностями всех ее взрослых членов при достаточно независимом положении детей [17].
Как малая социальная группа, семья выполняет следующие функции, которые следует рассматривать в парах, по отношению к обществу и по от-ношению к отдельному члену семьи [26]:
- репродуктивная функция – обеспечивает биологическое воспроизвод-ство общества, а для индивида – удовлетворение его потребности в продол-жении рода;
- воспитательная функция для общества обеспечивает социализацию подрастающего поколения, для личности – удовлетворение потребности в родительстве;
- экономическая и бытовая функция для общества обеспечивает под-держание физического здоровья его членов, а также высококачественный уход за детьми, для отдельного человека – взаимное распределение бытовых услуг между членами семьи;
- функция первичного социального контроля для общества устанавли-вает моральные ориентиры поведения членов семьи в различных сферах, определяет моральную и материальную ответственность и обязательства ро-дителей перед детьми, для личности – формирует и поддерживает правовые и моральные санкции в связи с нарушениями принятых норм в общественной жизни и семейных отношениях;
- функция духовного общения обеспечивает прогрессивное развитие личности членов семьи, а следовательно, и общества в целом, индивидуаль-ное и духовное взаимообогащение членов семьи;
- функция социального статуса для общества обеспечивает предостав-ление и сохранение определенного социального статуса членам семьи и, та-ким образом, воспроизводство всей социальной структуры. Для отдельного человека – наличие социальных лифтов;
- эмоциональная функция отвечает за эмоциональную стабилизацию членов общества, для членов семьи - каждый получает психологическую за-щиту, эмоциональную поддержку в семье; удовлетворение потребности в личном счастье и любви;
- досуговая функция для общества обеспечивает рациональный досуг и социальный контроль в сфере досуга, а для индивида – удовлетворение по-требностей в совместном досуге;
- сексуальная функция в некоторой степени обеспечивает сексуальный контроль в жизни общества, а индивидуально – удовлетворение сексуальных потребностей.
В.В. Белоус, Е.Е. Басанова также отмечают, что в современной парт-нерской семье возрастает потребность в углублении и расширении психоте-рапевтических аспектов семьи [5]:
а) "поглаживание" (подобно детям, супруги ждут и дарят внимание, ласку друг другу).
б) "резонирующие" (понимающие и помогающие друг другу в трудные периоды жизни), поощряющие и поддерживающие друг друга в самореали-зации и личностном развитии.
Новизна этих функций заключается в их осознании не только как кри-терия оценки супружеских отношений, но и как психологических инструмен-тов регулирования этих отношений.
На современном этапе институт семьи претерпевает серьезные измене-ния [18].
Психологические проблемы современной семьи также находятся под пристальным вниманием специалистов. Ученые отмечают значительное ослабление семьи как социального института, характеризующегося опреде-ленными социальными нормами, санкциями, моделями поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми (А. Г. Вишневский, С. И. Голод, А. Г. Харчев, А. И. Антонов, В. М. Медков).
Основные изменения и проблемы современной семьи:
- распространение новых форм брака: зарегистрированного (женщины по-прежнему чувствуют себя в нем более комфортно, вынашивая и воспиты-вая детей), гражданского, однополого.
- новые формы семьи: распространение нуклеарной семьи (ранее нор-мой семьи было три поколения), неполная семья (мама и дети, все чаще папа и дети), семьи без детей (сознательный отказ от детей (чайлдфри), тогда как ранее бездетные семьи считались несчастливыми), одиночество.
- структура диады, текущие варианты: мать - ребенок, отец - ребенок, бабушка - ребенок, няня - ребенок.
- новые социальные роли женщин: общая эмансипация не только на ра-боте, но и в семье.
В современном обществе для того, чтобы родить ребенка, необязатель-но вступать в брак, так как в обществе нет дискриминации в отношении де-тей, рожденных вне брака. Сексуальные потребности могут быть удовлетво-рены вне института брака, и рождение ребенка не обязательно должно быть следствием этого - эти компоненты стали самостоятельными ценностями [7]. Следствием этого стала внутренняя нестабильность структуры семьи, повы-шение числа разводов.
Семья служит той первичной моделью, которая способствует форми-рованию у индивида определенных образцов, эталонов мужских и женских качеств, поведенческих форм реакций, стиля отношения друг к другу, дает возможность непосредственного познания семейно-бытовых отношений, прав и обязанностей супругов, родителей.
Развитие представлений о семье протекает на протяжении всей жизни многих семейных поколений. Человек учится осознавать то, что происходит в семье, понимать взаимосвязь различных сторон ее жизни, взаимоотноше-ния, проникаться чувствами всех ее членов. Представления о семье помогают выстроить модель идеального будущего, модель своей будущей семьи и бра-ка.
Представления о семье для каждого человека субъективны. Даже у чле-нов одной семьи они могут быть совершенно разными. Фактором, оказыва-ющим влияние на представление о семье, является тип семьи, в котором вос-питывается человек, стиль воспитания, распределение власти в семье, семей-ный климат и семейные ценности [17].
Таким образом, семья – это малая группа, складывающаяся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за воспитание детей. При анализе семьи как малой группы и социального ин-ститута обычно выделяется три основные характеристики: ее функции, структура и динамика. Общество, накладывая на семью определенные соци-альные обязательства, осуществляет контроль над выполнением ею социали-зирующей функции. Семья несет ответственность за отношение между чле-нами семьи, родственниками. Признание приоритета проблем личности, её социального благополучия усиливают «позицию» института семьи в выпол-нении социализирующей функции и формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Воздействуя на семью, общество одно-временно воздействует на человека, на подрастающее поколение. Прямо или косвенно отражая изменения в общественной жизни, семья оказывается свя-занной со всеми сферами жизнедеятельности общества и выступает в качестве своеобразной модели прошлого и настоящего.
1.2. Характеристика супружеских отношений
Семейные отношения – это комплекс взаимосвязей, которые выстраи-ваются между членами семьи. Основными подсистемами семейных отноше-ний являются супружеские и детско-родительские отношения.
Супружеские отношения - это система взаимоотношений между парт-нерами, которые связаны супружескими отношениями, общностью жизни и взаимной моральной ответственностью [19].
При анализе структуры семьи учитываются такие показатели, как ко-личество членов семьи, ее состав (бабушки и дедушки, родители, дети и т.д.), а также направленность и характер взаимоотношений и родственных связей между членами семьи. Ввиду сложности семьи как социально-психологического феномена в литературе выделено несколько оснований для классификации типов семейных структур.
При рассмотрении классификации супружеских отношений различают супружество молодого, среднего возраста, зрелого и пожилого возраста. Акцент делается на том, что со временем супруги устают от отношений друг с другом [26].
На разных этапах жизненного цикла меняется гендерно–ролевая диф-ференциация - степень жесткости распределения ролей между мужем и же-ной. Во времена кризиса распределение ролей становится более традицион-ным, когда жена выполняет большую часть работы по дому. К таким ситуа-циям относятся этапы жизни с новорожденным ребенком и подростком, пе-риод, когда ребенок уходит из семьи. Однако, на какой бы стадии развития ни находилась семья, одной из ее важнейших функций всегда остается функ-ция преодоления трудностей, которые неизменно возникают на протяжении всей их совместной жизни, поскольку успех разрешения сложных ситуаций во многом зависит от удовлетворенности супругов браком и благополучия семейной жизни в целом. целое [11].
Успешность взаимоотношений супругов существенно зависит от адек-ватного выбора парой ролей, а это, в свою очередь, предполагает согласова-ние и взаимное приспособление. Зачастую установки супругов относительно важнейших сфер жизнедеятельности семьи могут быть идеализированными и не соответствовать их реальному ролевому поведению [12].
Ролевые ожидания и притязания играют важную роль уже на этапе вы-бора брачного партнера. Так Б. Мурстейн построил концепцию, которая ос-новывается на предположении, что все отношения в течение предбрачного периода проходят три последовательные стадии и только пары, прожившие все три стадии, способны заключить достойный брачный союз.
Первая стадия – стимульная – заключается в выделении одного челове-ка из большого количества других людей. На основании этого происходит первый выбор партнера, возникает симпатия. Критериями выбора на этой стадии выступают внешние данные, социальный статус, особенности само-презентации партнера, показывающие его психологические качества в соот-ветствии со своими ожиданиями. Стимульная стадия – это не только стадия оценки партнёра, но и стадия оценки собственных качеств. Оценки того, насколько личность сама может заинтересовать партнёра [12].
Д. Таннен выяснил, что и мужчины, и женщины предпочитают видеть рядом с собой привлекательного партнера, но для женщин привлекательная внешность партнера является фактором, который укрепляет отношения на более зрелых этапах. При этом, для возникновения симпатии между людьми важна не столько сама физическая привлекательность, сколько соответствие уровня осознания собственной привлекательности и привлекательности партнера, то есть свои личные ожидания и притязания [26].
Вторая стадия по теории Б. Мурстейна – ценностная. Данная стадия предполагает обсуждение партнерами ценностей, убеждений, мировоззрен-ческих позиций друг друга. Симпатия, возникающая на первой стимульной стадии, укрепляется на второй стадии только в том случае, если достигается единство взглядов на жизнь в вопросах брака, распределения мужских и женских обязанностей в семье, воспитания детей и т.д. В случае несовпадения позиций на этой стадии союз может распасться. Установлено, что, чем боль-ше сходств в установках, убеждениях и нравственных ценностях у супругов, тем счастливее брак и менее вероятен развод. На данном этапе важна откры-тость, честность, откровенность партнеров.
Третья стадия согласно теории Б. Мурстейна – ролевая. Здесь проис-ходит проверка соответствие ролевого поведения партнеров при их активном взаимодействии друг с другом, то есть на практике. Однако на предбрачном этапе отношений способность партнера выполнять желаемую роль проверя-ется чаще всего только благодаря вербальному выражению [12].
Представление о семейных ролях у людей формируется под влиянием примера родительской семьи и семей друзей и знакомых, образцов и норм поведения, существующих в различных социальных группах, а также с по-мощью средств массовой информации [23].