Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных экономических условиях хозяйствование и функционирование любой компании должно сопровождаться обязательной деятельностью руководства компании по анализу и последующему планированию бизнес – процессов, протекающих на предприятии.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что осуществление анализа и проведение планирования бизнес – процессов современных предприятий, стремящихся привести свою деятельность к более рентабельному и эффективному виду, позволяет компаниям в ходе анализа выявлять слабые стороны и проблемы в функционировании основных бизнес – процессов, а с помощью построения модели определять возможные пути совершенствования этих процессов.
Предметом данной работы выступает бизнес-планирование.
Объект работы – разработка бизнес-плана.
Цель работы заключается в комплексном анализе системы бизнес –планирования на предприятиях, анализе алгоритма построения аналитических моделей.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
определить экономическую сущность бизнес – процессов, протекающих на современных предприятиях,
исследовать основные виды и цели бизнес – планирования,
рассмотреть модели бизнес – анализа, наиболее часто применяемые на предприятиях,
проанализировать с помощью различных моделей финансовое и экономическое состояние конкретного предприятия с целью анализа эффективности организации его бизнес – процессов.
Работа включает в себя введение, основную часть, заключение и список литературы.
Для раскрытия данной темы были использованы различные исследования современных специалистов в области бизнес – анализа и планирования, экономические и финансовые порталы и ресурсы Интернет.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие и сущность бизнес – плана
Бизнес-план - это программа, в соответствии с которой осуществляется деятельность предприятия. Она разрабатывается для того, чтобы предпринимателю было чем руководствоваться по ходу развития бизнеса. В ней прописываются:
• цели и задачи компании;
• рынок сбыта продукции;
• перспективный доход предприятия;
• возможные риски;
• рекламная стратегия;
• расчеты затрат на приобретение оборудования и сырья.
Планирование включает в себя сбор информации о конкурентах, анализ условий рынка, поиск инвесторов (при необходимости) и т.д. План составляется в письменном виде и является своеобразной инструкцией для бизнесмена.
Бизнес-план не всегда составляется на этапе развития предприятия с нуля. Иногда его разрабатывают в переломный момент, когда нужно расширить производство, привлечь новых инвесторов или полностью изменить ход деятельности. Обычно такие проекты создаются с разбивкой по годам.
Бизнес-планы могут быть различными в зависимости от категорий. По объектам они делятся на [2, c.209]:
1. План предприятия;
2. План инвестиционного проекта.
Первый подразумевает либо создание нового, либо развитие или оживление финансовых дел действующего бизнеса.
Второй делится на проекты по линиям и также на создание нового предприятия.
Безупречно составленный и структурированный бизнес-план нужен для решения определенных задач [4, c.187]:
-сформулировать главную цель проекта, его стратегическое направление, спрогнозировать развитие событий в краткосрочном и долгосрочном периодах; определить сегменты рынка, приемлемые для продукции фирмы, и целевую аудиторию потребителей;
-оценить конкурентоспособность предприятия, основываясь на показателях доли целевого рынка или его сегмента;
-разработать ассортиментную политику и охарактеризовать показатели предполагаемой продукции и услуг;
-рассчитать допустимую величину потенциальных затрат производственной и непроизводственной направленности;
-определить тактику маркетинговой политики в сфере ценообразования, эффективности стимулирования сбыта, анализ освоенных сегментов рынка и потенциальной целевой аудитории;
-оценить оптимальное соотношение реальных возможностей предприятия и поставленные к реализации цели.
Система планирования может быть основана на качественных или количественных показателях. Написание в соответствии с первыми предполагает создание программ сохранения окружающей среды, увеличения престижа компании, повышения культурного уровня сотрудников и т.д. Количественные планы обычно характеризуют снижение себестоимости, объемы продаж и рост прибыли.
Эффективность разработки плана заключаются в следующем:
• определить рынки реализации товаров и услуг, а также место, которое займет предприятие на этих рынках;
• определить точную сферу деятельности компании;
• сформулировать текущие и перспективные цели предприятия, а также расписать тактику и стратегию их достижения;
• оценить издержки производства и торговли;
• назначить лиц, которые будут ответственны за реализацию стратегических и тактических задач;
• оценить производственный фонд и финансовое состояние фирмы, соотнести их с поставленными целями;
• выявить количество сотрудников предприятия, разработать мотивационную стратегию и создать все условия для труда.
1.2. Элементы разработки бизнес – плана предприятия
Планирование деятельности, как правило, включает в себя прохождение через несколько основных стадий.
Первый шаг на пути формирования идеи – создание бизнес-плана как отправной точки всех дальнейших работ, открытия и первых месяцев работы нового предприятия.
Если говорить о шагах планирования, то он делится на две составляющие:
1. Маркетинговая
Не касаясь общемировой глобальной экономической ситуации или в стране – это очевидный раздел, который всегда берут в учет, гораздо важнее оценка текущего состояния рынка, его перспектив с точки зрения появления новых конкурентов и потенциального развития потока в регионе.
2. Финансовое моделирование
Предполагаемый расчет прибыли, сроки.
Характерной особенностью текущего плана хозяйственной деятельности предприятий является то, что все его разделы и показатели взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.
С учетом этих особенностей можно выделить два метода составления текущих планов.
Один из них основывается на финансово - экономической информации предшествующих лет и долгосрочных планов предприятия на предстоящий период, существующего и будущего влияния на отдельные направления его деятельности рыночной конъюнктуры, а также вероятных затрат предприятия в будущем.
Другой метод игнорирует или придает относительно небольшое значение информации предыдущих лет и основывается на достижении намеченных целей по реализации услуг при планируемых затратах или при установленном уровне прибыли.
Разработка бизнес-плана может занять несколько месяцев, и каждый начинающий предприниматель должен это понимать. Есть составить программу за один день, наспех расписав примерные цифры, на достижение успеха рассчитывать не придется. Особенно тщательного подхода требуют бизнес-проекты, нацеленные на привлечение внешних инвесторов.
Порядок составления бизнес-плана проектного типа обычно таков [7, c.87]:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2019. — 272 с.
2. Бердников В. Основы бизнес – анализа. – М.: КНОРУС, 2017. – 495 с.
3. Воробьев С.Н. Управленческие решения - М: Юнити-Дана, 2017. – 447 с.
4. Дафт Ричард Л. Управленческое решение - СПб: Питер, 2018. – 231 с.
5. Конрад К. Бизнес – анализ. – М.: Вильямс, 2019. – 576 с.
6. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: учебник. 4-е издание, с испр. – М: Дело, 2019. – 309 с.
7. Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование. – Таганрог: ТРТУ, 2018. – 277 с.
8. Новиков Н.В. Разработка бизнес – плана проекта. – М.: Экономика, 2018. – 525 с.
9. Паклин Н., Орешков В. Бизнес-аналитика. От данных к знаниям. – М.: Дело, 2019. – 371 с.
10. Савельев Ю.В. Бизнес – планирование и разработка инвестиционных проектов. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 429 с.
11. http://www.aup.ru/ - административно – управленческий портал
12. http://www.j-analytics.ru/ - научный журнал «Аналитика»
13. http://www.iiba.org/ - Международный Институт Бизнес – Анализа
14. http://institutiones.com/ - экономический портал