Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время возрастает по-требность в скорейшем формировании социально компетентной, социаль-но активной, уверенной в себе личности, способной эффективно функцио-нировать в современных условиях. Условия сегодняшнего сообщества ха-рактеризуются значительной степенью непостоянности, значительным тем-пом жизни, присутствием различных опасностей и катастроф.
Соответственно отмечается рост требований к системе профессио-нального образования, уровню и качеству подготовки специалистов, осо-бенностям сформированности профессионально-значимых характеристик.
Уже в начальной школе предъявляются высокие требования, причем не только в развитии познавательной сферы, но и в эмоциональной, лич-ностной и поведенческой сферах. В то же время увеличивается количество учащихся с поведенческими и адаптивными расстройствами. В основном это высокий уровень тревожности. Негативный опыт, опасения по поводу разных сторон жизни могут стать очень сильными и стойкими. Многие тревожные люди обладают заниженной самооценкой, болезненно воспри-нимают критику по отношению к себе, склонны винить себя во всех неуда-чах, боятся браться за новую трудную задачу.
К выпускникам вузов предъявляются повышенные требования, их творческое долголетие и высокий профессионализм требуют от студентов хорошего здоровья и развитой эмоционально-поведенческой сферы. От того как молодое поколение воспримет весь накопленный опыт, усвоят его и заложат основу с целью последующей работы, находится в зависимости существование общества в целом. Поэтому актуальным является выявле-ние и коррекция высокой тревожности студентов.
Постоянные переживания тревоги становятся личностным новообра-зованием - тревожностью. В свою очередь тревожность как свойство лич-ности во многом обуславливает поведение индивида. Студенческие годы являются важным этапом в становлении человека как личности. Стоит от-метить, что этот период является одним из критических в жизни человека по ряду причин: большие интеллектуальные нагрузки, резкие изменения привычного образа жизни, потребность приспособления к новым обстоя-тельствам обучения и работы, проживания, развитие межличностных вза-имоотношений за пределами семьи, определение своего статуса в учебной группе.
Положение в системе личных отношений в студенческой группе зави-сит от множества факторов, но и само является существенной предпосыл-кой формирования личности. На положение студента в группе влияют та-кие личные факторы, как потребность в общении, коммуникативные навы-ки, самооценка и уровнем адаптированности, что напрямую может быть связана с тревожностью как личностной черты.
Проблема исследования существует ли связь общительности и тре-вожности у студентов?
Цель исследования – выявить связь общительности и тревожности у студентов.
Объект исследования – тревожность студентов.
Предмет исследования – связь общительности и тревожности у сту-дентов.
Гипотеза исследования: существует связь общительности и тревож-ности у студентов, а именно чем выше уровень тревожности студентов, тем ниже их потребность в общении и уровень социальной адаптации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования связи общитель-ности и тревожности у студентов.
2. Изучить эмпирическим путем связи общительности и тревожности у студентов.
3. Разработать программу коррекции высокой тревожности у сту-дентов.
Теоретическое основание работы. Подходы к изучению тревожно-сти (В.М. Астапов, Р. Мэй, А.М. Прихожан, К.Р. Сидоров, и др.Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд, Ю.Л. Ханин и др.) и научные работы по проблеме общительности (И. Г. Антипов, В.А. Лабунская, Г. Лассуэл, Б. Ф. Ломов, Ю.А. Менджерицкая, Е.И. Рогов, Е.О. Смирнова, и др.).
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация научной литературы); методы сбора эмпирической ин-формации: опрос, тестовый метод; методы обработки результатов иссле-дования: качественный и количественный, в том числе статистический ана-лиз эмпирических данных и комплексный интерпретационный метод.
Методики исследования:
1. Методика оценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).
2. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.
3. Методика оценки уровня общительности (В. Ф. Ряховский).
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 30 студентов БелГУ в возрасте 18 – 22 лет, из них 16 девушек и 14 юно-шей.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами ис-следования. Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и прак-тической, заключения, списка литературы, который включает 30 наимено-ваний, и приложения. Работа содержит 4 таблицы и 4 рисунка. Объем ра-боты составляет 45 страниц машинописного текста.
Глава I. Теоретические аспекты исследования связи общительности и тревожности у студентов
1.1. Понятие тревожности в психологии
Проблема тревожности занимает важнейшее место в современном научном мире, и не только в психологии, но и в психиатрии, философии, социологии, биохимии, физиологии.
Первый, кто сосредоточился на проблеме тревоги – З. Фрейд [25]. Ученый характеризовал тревожность как эмоциональное состояние, кото-рое включает в себя чувство ожидания и неуверенности, чувство слабости и беспомощности. Эта характеристика проявляется в меньшей степени в компонентах состояния тревоги, чем в его внутренних предпосылках.
Очень большое количество работ в настоящее время посвящено изу-чению тревожности. Уточнение теоретических и методологических прин-ципов играет важную роль в углубленном анализе. Многие ученые убеж-дены, что четкое концептуальное различие между определениями тревоги как состояния и тревожности как характеристики и черты личности очень важно.
В литературе разъяснение тревоги как эмоционального состояния является основным, однако в трудах определенных авторов это состояние зачастую связано со страхом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия / В.М. Астапов. – М.: «ПЕР СЭ», 2008. – 256 с.
2. Баринов, Д.Н. Социальные тревоги как феномен общественной жизни (социально-философский анализ): автореф. дис…. докт. философ. наук / Д.Н. Баринов. – М., 2011. – 48 с.
3. Габдреева, Г.Ш. Общая психология: Краткий конспект лекций / Г.Ш. Габдреева. – Казань, 2013. – 150 с.
4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия по психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: ACT: Астрель, 2009. – 702 с.
5. Дровняшина, О.С. Ценностные ориентации студентов / О.С. Дров-няшина // Аллея Науки. – 2017. – №12. – С. 399 – 402.
6. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 752с.
7. Карина, О.В. Динамика проявления экспектаций в подростковом и юношеском возрасте / О.В. Карина. – Сочи: Гуманизация образова-ния, 2015. – №1. – С. 50 – 55.
8. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации / В.Б. Кашкин. – Во-ронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175с.
9. Классическая социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / [И. Г. Антипов и др.]; общ. ред. Е.И. Рогова. – М.: Гумани-тарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 414 с.
10. Конецкая, В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая. – М.: Международный университет бизнеса и. управления, 1997. – 304с.
11. Краева, К.В. Субъектность как фактор преодоления экзаменационно-го стресса / К.В. Краева // Вектор науки тольяттинского государ-ственного университета. – 2011. – №4. – С. 163 - 166.
12. Лабунская, В.А., Психология затрудненного и незатрудненного об-щения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция": учеб. пособие для студ. высш. заведений / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М.: изд. центр "Академия", 2001. – 288с.
13. Лопацкая, Ж.Н. Показатели качества жизни студентов медицинского института с разным уровнем тревожности / Ж.Н. Лопацкая, А.Н. По-борский, М.А. Юрина // Вестник СурГУ. Медицина. – 2018. – №2 (36). – С. 69 – 74.
14. Мкртчян, М.А. О проблеме понимания в коммуникации / М.А. Мкртчян // Организационно-деятельностные игры в образовании. – Красноярск, РИО КГПУ, 2001. – 100 с.
15. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Акаде-мия», 2006. – 306 с.
16. Мэй, Р. Смысл тревоги / Р. Мэй / пер. с англ. М.И. Заваловой и А.Ю. Сибуриной; терминолог. правка В. Данченка. – К.: PSYLIB, 2005. – 379с.
17. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. За-ведений / Р.С. Немов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 726 c.
18. Прихожан, А.М. Психология тревожности / А.М. Прихожан. – СПб.: "Питер", 2009. – 211 с.
19. Психологический словарь / под ред В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 479 с.
20. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Си-доров // Вестник Удмурского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2013. – Вып. 2. – С. 42 – 52.
21. Сосновская, А.М. Деловая коммуникация и переговоры: учеб. Посо-бие / А.М. Сосновская. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. – 180с.
22. Социометрическое исследование динамических процессов в малой группе: моногр. / Г.В. Попова, Ж.Б. Богдан. – Warszawa: Diamond trading tour», 2015. – 36 с.
23. Степанов, Ф.Г. Индивидуально-типологические особенности лично-сти и социометрический статус студента в группе / Ф.Г. Степанов // Евразийское научное объединение. – 2015. – №7. – С. 164 – 167.
24. Стрижицкая, О.Ю. Повседневный стресс и особенности самооценки в разные периоды взрослости / О.Ю. Стрижицкая, М.Д. Петраш // Проблемы современной науки и образования. - 2016 - № 38 (80). - С. 108 - 110.
25. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2019. – 386с.
26. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. – М.: Физ-культура и спорт, 2005. – 209 с.
27. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Юрайт, 2016. – 349с.
28. Швецова, В.А. Особенности профессионального самосознания со-временных студентов / В.А. Шевцова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6 (16). – С. 189 – 194.
29. Ширшов, В.Д. Педагогическая коммуникация. Теория, опыт, про-блемы / В.Д. Ширшов. – Екатеринбург, 1994. – 128с.
30. Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 194с.