Фрагмент для ознакомления
2
Введение
«Кто владеет информацией – тот владеет миром» - фраза эта не утратила своего значения и на сегодняшний день. [11] Новости – это то, что произошло и о чем интересно знать всем остальным. Долгое время новости распространялись без всякого ограничения, пока не выяснилось, что иногда они способны нанести вред, как правдивые, так и лживые, и возникла необходимость их ограничивать. Тут же появилась вторая сторона этих ограничений – слухи, борьба с которыми с переменным успехом ведется до сих пор. Но слухи – это глупость отдельных личностей, а вот слухи организованные – это куда более опасное явления. Со временем слухи стали оружием, особенно в наш информационный век. Появилось даже специальное название – фэйк. И фэйк сделался войной, чему способствовало развитие Интернета и социальных сетей. Эти новые каналы стали распространят информацию куда быстрее, чем традиционные средства массовой информации, побеждена была не только газета, но и телевидение. Новость получила возможность моментального распространения. Услышал – и тут же запустил гулять по просторам Интернета, который не знает границ, то есть, по всему миру одновременно. Фактор времени по доставке информации всегда играл ключевую роль. В конкуренции СМИ победителем считается тот, кто сумеет выдать информацию первым, борьба за это ведется нешуточная, весь штат работников трудится для этого. Оперативное получение правдивой информации – важная потребность населения, и это диктует поведение всех, кто занимается информацией. И вот здесь телевидение с его современным оснащением может успешно конкурировать, как с сетями, так и с отдельными блогерами, которые замахнулись на то, чтобы стать главными в распространении информации. [15] Но ни один блогер не сможет дать картинку практически с любой части мира, он эту картинку, как и информацию, перепечатывает из других источников и тут же отправляет в эфир, не имея никакой возможности отправленную информацию перепроверить, и даже не заморачиваясь этим. Для такого рода информации главное – шокировать свою аудиторию, дать такую информацию, которую не дает никто, рождая тем самым ложное представление, что только такой вид передачи информации говорит правду, а все остальные (газеты и телевидение) ее скрывают. Это очень опасное и стойкое ощущение, шлейф которого тянется с советских времен, когда информацию действительно искажали или зажимали. Сегодня все это сделать невозможно, себе будет дороже. Обман вскроется тут же, и доверие к таким СМИ рухнет моментально, и восстановить доверие будет очень сложно, а то и невозможно. Сейчас телевидение борется за возращение доверия к своей информации, и идет это очень сложно. Ложь в Интернете не имеет таких последствий, как неточность в больших СМИ, и ничего с этим не поделаешь. Идет очень напряженная работа по созданию своей аудитории, которая нуждается в правдивой информации, и кое-какие успехи на этом фронте уже есть. Не зря же была запущена фраза «путинская пропаганда», когда на все конкретное можно сказать ее и тем самым ничего больше не обсуждать. К сожалению, найти что-то подобное, чтобы нивелировать урон, которая эта фраза наносит реальной правдивой информации, никак не получается. Верить слухам – вековая болезнь человечества, причем, не только необразованных, но, как показало время, и вполне обученных, но, очевидно, плохо и не так.
Целью данной работы является исследование подачи правдивой информации через такой жанр, как брифинг, очень популярный последнее время, и приносящий реальные плоды завоевания доверия у аудитории. Для этого рассмотрим, какие вообще жанры передачи информации находятся в арсенале телевидения, прежде всего – российского. Проанализируем каждый из них и перейдем к конкретному изучению работы Первого канала, упор делая на особенности использования жанра брифинга, формы, которую канал использует наиболее успешно.
Для реализации этой цели решим следующие задачи:
1. Какие жанры вещания находятся в арсеналах телевещания на российских каналах.
2. Проведем анализ различных жанров, делая упор на информации.
3. Подробно дадим характеристику работы Первого канала по всем направлениям, выделяя информационный блок.
4. Дадим определение, что такое есть брифинг и чем он отличается от других жанров.
5. Погорим об особенности жанра брифинг в эфире Первого канала
Работа состоят из двух глав и заключении. В заключение представим итоги нашего исследования и постараемся ответить на главный вопрос работы – особенность проведения жанра брифинга в эфире Первого канала. Опираться будем как теоретические разработки, так и на собственное представление данной проблемы. Материалы, на которые будем опираться, традиционные в учебном плане, так и альтернативные, взятые из Интернета, собственном опыте и представлении, а также результате мониторинга различных выпусков Первого федерального канала.
Глава 1. Теоретические основы изучения жанров телевидения
1.1. Жанры телевидения.
Набор жанров, которые использует канал, отличается большой сложностью и многообразием, находится в постоянном развитии, корректируются в соответствии с теми переменами, которые происходят, опираясь на практику, а не на наши желания и предпочтения. Поэтому появление какого-либо жанра, его развитие, успех не есть процесс постоянный и раз навсегда утвержденный, его появление, жизнь и отмирание – процесс исторический объективный. Вся практика жизни доказывает, что не может быть какой-ли застывшей жанровой формы. Появляются постоянно новые, причем такие, образцов которой не было в прошлой жизни. [4] Особенно наглядно это наблюдается в телевизионной публицистике. Все и вся начинает переплетаться, что вчера еще было невозможно и отвергалось журналистским сообществом, сегодня вполне обычное явление, без которого ни один телевизионный канал существовать не могут. О таком явлении советский филолог, профессор Ленинградского университета В.Я. Пропп говорил, что «жанр – понятие условное, о его значении надо договориться».
Если разделить на составляющие структуру вещания канала, то легко выделяется три главных признака:
1. Предмет познания и отображения объекта
2. Конкретное назначение материала
3. Широта освещения и масштаб выводов.
В своей книге «Информационный жанры телевидения» еще в прошлом веке Р.А Борецкий [1] разработал классификацию этих жанров, которой представляет интерес до сих пор, хотя изменения, которые произошли последнее время, налицо. Было определено несколько уровней таких жанров, но главными названы два:
1. Информационно- публицистические
2. Постановочно-игровые
К группе № 1 были отнесены такие жанры, как интервью, обзор, беседа, дискуссия, выступление в кадре информационного характера, комментарий, пресс-конференция, беседа. К группе № 2 – видеофильмы, документальное кино, очерки.
Сейчас на жанровое разнообразие смотрят чуть иначе, давая более конкретное разделение, ориентируясь на главный способ отображение фактов:
1. Сообщение факта.
2. Представление своего виденья факта.
3. Раскрытие факта.
Отсюда вытекают три довольно четко отчерченные группы жанров:
1. Информационные (заметка, репортаж, интервью, обзор, отчет).
2. Аналитические (обозрение, комментарий, корреспонденция, беседа).
3. Художественно-публицистические (документальное кино, очерки и прочее).
Теперь кратко поговорим о каждом жанре каждой этой группы.
Заметка. Этот жанр используется чаще всего. Он популярен вследствие своей краткости. Новости обычно состоят целиком из этого жанра
Заметка может содержать, как устное сообщение, без видеоряда, это когда требуется оперативность для сверхинформационного материала, так и с видеорядом.
Интервью – разговор журналиста с информированной личностью, которая способна удовлетворить интерес аудитории по определенным вопросам.
Телевизионные интервью бывают: протокольные, информационные, проблемные, интервью-портрет, интервью-анкета.
Репортаж – рассказ о событии, где во главу угла стоит оперативность. Еще очень важно и даже обязательно – журналист, который берет интервью, должен быть обязательно очевидцем тех события, про которые он спрашивает.
В свою очередь телерепортажи разделяются как событийные, проблемные и аналитические.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. – М.: Прогресс, 1989. С.285.
2. Беспамятнова. Г.Н. Российский телевизионный infotainment: истоки и особенности коммуникации в современном мире: матер. Рос. научн. -практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации», 11-12 мая 2005. / Под ред. Проф. В.В. Тулупова. Воронеж: ВГУ, факультет журналистики, 2005. С.168.
3.Дмитриев Л.А. Телевизионные жанры. М., 1991. С. 189
4. М. Н. Кима, А. А. Тертычного, В. Л. Цвика, 1 Телевизионная журналистика: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. – С. 170.
5.Ким М. Н. Жанры современной журналистики. – СПб: Изд-во Михайлова В. А, 2004 С.240;
6…Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. – СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2000. – С. 260
7.. Кузнецов Г.В. Ток-шоу: неизвестный жанр? //Журналист. 1998. №11. С. 26
Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. – М.: Аспект Пресс, 2012. – С.24
8.Майдурова О. Ф. Указ. соч. 31 Шестеркина Л. П., Николаева Т. Д. Методика телевизионной журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2012. – С. 156.
9.Майдурова О. Ф. Информационные жанры в региональных новостных телепрограммах: актуальные тенденции. – СПб, 2011, С.240
10.. Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. – М.: Аспект Пресс, 2002, с.160
11.Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – М.: Аспект Пресс, 2011, С.180
12.Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. – М.: Аспект Пресс, 2004, С360
13…Шибаева Л. В. Жанры в теории и практике журналистики // relga: науч.-культурологический журн. 2000. С.18
14 Ученова В. В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С.320
15.. Интернет-издания
- https://briefing-mo.ru/briefings
-http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1434&level1=main&level2=articles;