Фрагмент для ознакомления
2
Классицизм (фр. классицизм, от лат. классикус - художественный стиль и эстетическое направление европейского искусства XVII-XIX веков.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые сформировались одновременно с теми же идеями в философии Декарта. Произведение искусства, с точки зрения классицизма, должно строиться на основе строгих канонов, раскрывая тем самым гармонию и логику самой Вселенной.
Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное-в каждом явлении он стремится признавать только существенные типологические особенности, отвергая случайные индивидуальные особенности.
Эстетика классицизма придает большое значение социальной и воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм заимствует из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на верхние (ода, трагедия, эпос) и нижние (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определенные характеристики, смешивание которых не допускается.
Поскольку определенное направление сформировалось во Франции, в XVII в. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозного и церковного влияния.
Объект исследования – классицизм
Предмет исследования – особенности классицизма как художественного стиля
Цель исследования - изучить особенности классицизма и его влияние на современное искусство
Задачи исследования:
-раскрыть понятие классицизм
-изучить историю классицизма
-определить особенности классицизма в современном прочтении
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. КЛАССИЦИЗМ, КАК СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1.Исторические корни классицизма
История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 века. В 17 в. достиг своего наивысшего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшим подъемом театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать в 18 – начале 19 вв., пока его не заменят сентиментализм и романтизм.
Как художественная система классицизм окончательно развился в 17 в., хотя само понятие классицизма возникло позже, в 19 в., когда была объявлена беспощадная война романтике.
"Классицизм «(от латинского» classicus", то есть" образцовый") предполагал постоянную ориентацию нового искусства на античную манеру, что не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, ориентированными на античность.
Изучив Поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили в своих произведениях правила построения, основанные на основах рационалистической мысли 17 века.
Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и низшие – комедию, сатиру.[1]
Законы классицизма наиболее ярко выражены в правилах построения трагедии. Автор пьесы изначально требовал, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классиков свое: не только сходство того, что изображено на сцене, с реальностью, но и соответствие происходящего требованиям разума, определенным морально-этическим нормам.
Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями является основой эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда была провозглашена полная свобода личности и человек был объявлен «венцом Вселенной».
Однако ход исторических событий опроверг эти идеи. Охваченный страстями, мужчина не мог решиться, найти поддержку. И только на службе обществу, единому государству, монарху, олицетворявшему силу и единство своего государства, индивид мог выразить себя, утвердиться, даже ценой отказа от собственных чувств.
Трагический конфликт возник на волне колоссального напряжения: пылкая страсть столкнулась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии неизбежности, когда воля человека оказалась бессильной). В трагедиях классицизма рассудок, воля были решающими и подавляли спонтанные, плохо управляемые чувства.
Обычно в развитии классицизма делятся на два периода:
Классицизм развивался во Франции в XVII веке, отражая рост абсолютизма.[2]
Это считается новым этапом в его развитии, поскольку в то время оно отражало другие гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма эпохи Просвещения
Архитектура классицизма характеризуется строгостью формы, четкостью пространственного решения, геометрическостью интерьеров, мягкостью красок и лаконизмом внешнего и внутреннего убранства сооружений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архитектура классицизма - http://www.arhitekto.ru/txt/7klass01.shtml
2. Классицизм (17 - нач. 19 вв.) - http://visaginart.nm.ru/ART/kl.htm
3. Архитектура классицизма - http://www.arhitekto.ru/txt/7klass01.shtml
4. Классицизм и ампир в архитектуре западной Европы - http://arkhi.net/?p=31
5. Грабарь И. Э. «Ранний Александровский классицизм и его французские источники» - http://www.portal-slovo.ru/art/35838.php
6. Козлова, Н. П. Ранний европейский классицизм/ Литературные манифесты западноевропейских классицистов. - М., 2020.
7. Крупчанова, Л. М. Введение в литературоведение: учеб. для вузов. - М.: ОНИКС, 2017.
8. Найдорф М.И. « Введение в теорию культуры: Основные понятия культурологии» - Одесса: Друк, 2019. - 192с.
9. Найдорф М.И. «Введение в теорию культуры. Историко-культурный процесс»
10. Орлов, П. А. История русской литературы XVIII века: учеб. для ун-тов. -М.: Высшая школа, 2021.