Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обучение в высшем учебном заведении включает обязательную исследовательскую работу студентов. В связи с этим вся система организации образования в высшем учебном заведении называется "научная и образовательная деятельность", в которой участвуют преподавательский состав и студенты университета. Проблема в том, что современное высшее образование не может быть приемлемым, если студенты не приобретают определенного навыка в организации своей личной исследовательской работы. Это особенно важно при изучении экономических специальностей, где необходимо научно искать эффективную модель экономической структуры в современном российском обществе. Студент университета должен приобрести определенные навыки в определении темы и объекта исследования, указав вектор всего исследовательского процесса, выбрав цели, построение гипотез. Актуальность, противоречие и проблема нашей работы обуславливают выбор темы исследования: «Организация экономических исследований студентов на дисциплине профессионального цикла».
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методики организации экономических исследований студентов на дисциплине профессионального цикла.
Объект исследования: экономические исследования на дисциплине профессионального цикла.
Предмет исследования: методика организации экономических исследований студентов на дисциплине профессионального цикла.
Задачи исследования:
изучить теоретические основы организации исследовательского процесса;
сформулировать основные методические вопросы экономических исследований;
определить методический замысел исследования и его основные этапы;
изучить эффективную организацию учебно-исследовательской работы студентов экономических специальностей;
разработать методику проведения занятия с элементами исследовательской работы студентов на дисциплине профессионального цикла;
установить результаты и критерии оценки исследовательской работы студентов на дисциплине профессионального цикла.
Методы исследования:
монографический, который используется для описания объекта исследования курсовой работы;
аналитический метод, применяемый для выделения существенных элементов предмета исследования, а именно методики организации экономических исследований студентов;
расчетно-конструктивный метод служит для построения условной конструкции методики проведения занятий с использованием элементов исследовательской работы студентов на дисциплине профессионального цикла.
Структура описания исследования: введение (10%), основная часть работы (75%) и заключение со списком источников 15% от общего объема работы.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Основы научной организации исследовательского процесса
Исследовательский процесс это четко структурированный набор действий, направленных на приобретение новых знаний, раскрывающих суть процессов и явлений в природе и обществе, с целью использования их в практической деятельности людей (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Любое научное исследование проводится в соответствии с определенным научным направлением, которым является научная проблема или вся наука в целом, в которой проводится исследование. Научное направление может быть, например, техническим, биологическим, экономическим и т.д. Сложная проблема это совокупность проблем, объединенных одной целью.
Вопрос о научных исследованиях является неотъемлемой частью проблемы. В результате исследований по этой теме получают ответы на определенное количество научных вопросов, которые охватывают часть проблемы. Включение результатов приложения методов исследования к целому ряду тем в рамках конкретной проблемы может обеспечить решение всей научной проблемы.
Научные вопросы понимаются как небольшие научные задачи, связанные с конкретной темой научного исследования. Экспериментальные и когнитивные задачи, возникающие при решении научных задач, играют важную роль в научных исследованиях. В то же время они направлены на выявление различных фактов изучаемых процессов и явлений, точное описание и детальное их изучение.
В научном исследовании это может быть решено путем наблюдения и (или) экспериментирования. Теоретические задачи направлены на выявление и изучение факторов, связей и зависимостей, которые позволяют установить поведение объекта, определить его структуру и характеристики на основе принципов и методов распознавания, разработанных наукой. Теоретические познавательные задачи при подготовке и проведении исследования формулируются таким образом, чтобы их правильность можно было проверить экспериментально.
Весь спектр научных исследований, проводимых в различных научных областях, решает простые или сложные проблемы. В соответствии с предполагаемой целью исследование подразделяется на три типа: базовое, прикладное и внедряемое. И в конце концов, на этапе внедрения результатов исследования результаты обобщаются и тестируются, а затем применяются в той или иной форме.
Фундаментальные (базовые) исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых исследовательских принципов. Их цель расширить границы научных знаний об обществе, определить, что может быть использовано в практической деятельности человека. Эти работы выполняются на пороге известного и неизвестного; они характеризуются высочайшей степенью неопределенности.
Прикладные исследования направлены на выявление способов использования законов природы для создания и совершенствования новых методов и средств человеческой деятельности. Цель таких исследований определить, как научные знания, полученные в результате фундаментальных исследований, будут использоваться в практической деятельности. Прикладные исследования, в свою очередь, делятся на исследовательские и научно-исследовательские работы.
Исследовательская работа направлена на поиск путей создания новой техники или технологии на основе методов, представленных в результате фундаментальных исследований. Результатом научных исследований являются новые технологии, исследовательские установки, приборы и т.д. Работа по разработке техники и технологии завершается выбором конструктивных особенностей, которые служат основой для дизайна [8, c. 60-65].
В результате тщательных прикладных исследований получают новую научно-техническую информацию. Процесс преобразования этой информации в форму, пригодную для применения на практике, называется разработкой [18, c. 90].
Научные исследования классифицируются и по другим критериям: по видам связи с общественным производством; значимости для национальной экономики; источникам финансирования; продолжительности исследований и т.д.
Систематизация как семантическое понятие обеспечивает четкое взаимодействие отдельных элементов, которые функционально зависимы. Организационные принципы творческой работы в научном учреждении всегда основывались на практическом опыте исследователя [24, c. 128-130].
Необходимость научной организации творческого труда в исследовательской деятельности была вызвана необходимостью координации и взаимосвязи многих однородных по своей технической природе процессов командной работы, когда методы организации, основанные на практическом опыте отдельного исследователя, не гарантировали эффективности творческого процесса в условиях технического прогресса. Повышение уровня использования научного потенциала важнейший способ повышения эффективности науки, который основан на организации работы ученых. Рациональная организация работы обещает снизить трудозатраты на науку.
Важнейшими принципами организации труда в научной деятельности являются: непрерывность, коллективизм, динамизм, мобильность, самоорганизация, творческий подход.
Непрерывность это связь между живой
Фрагмент для ознакомления
3
Научная литература
13. Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учеб-но-исследовательских работах [Электронный ресурс] : материалы Всероссий-ской научно-практической конференции студентов математических факульте-тов / Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", Математический факультет ; [редакционная коллегия: А. Ю. Скорнякова, И. В. Косолапова]. - Пермь : ПГГПУ, 2018-. - 12 см. Вып. 14. - 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
14. Даниленко, А. И. Педагогические условия формирования конкурен-тоспособности студентов средствами дисциплин экономического цикла в об-разовательном пространстве среднего профессионального образования / А. И. Даниленко // Научные достижения студентов и учащихся : сборник статей IV Всероссийского научно-исследовательского конкурса, Пенза, 10 ноября 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 66-71.
15. Инновации в науке, обществе, образовании : монография / [Ашра-фьян К. Э., Базулина А. А., Василевская Т. А. и др.] ; Международный центр научного сотрудничества "Наука и просвещение". - Пенза : Наука и просве-щение, 2021. - 234 с.
16. Инновационное развитие науки и образования : монография / [Аб-драшитова А. Б., Ахметшина А. И., Бузынникова О. В. и др.] ; Международ-ный центр научного сотрудничества "Наука и просвещение". - Пенза : МЦНС "Наука и просвещение", 2018. - 238 с.
17. Использование студентами результатов научных исследований для организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности школьни-ков по биологии / А. С. Минич, И. Б. Минич, К. В. Массон [и др.] // Научно-педагогическое обозрение. – 2019. – № 6(28). – С. 133-142.
18. Капский, Д. В. Проблемы подготовки современных инженерных кадров в условиях "цифровизации" / Д. В. Капский // Управление устойчивым развитием. – 2022. – № 5(42). – С. 87-91.
19. Лешер О.В. Развитие аксиологического потенциала студентов в ин-формационно-образовательной среде университета : монография / О. В. Ле-шер, Э. С. Аришина ; Министерство науки и высшего образования РФ, Феде-ральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова". - Магнитогорск : Издательство Магнитогорского государствен-ного технического университета им. Г. И. Носова, 2021. - 155 с.
20. Павишина, М. А. Особенности организации учебно-исследовательской деятельности студентов / М. А. Павишина // Студенческая наука и XXI век. – 2019. – Т. 16. – № 1-2(18). – С. 372-373
21. Совершенствование профессионального образования в условиях ре-ализации компетентностного подхода : материалы III-й Всероссийской науч-но-практической конференции, 10-11 апреля 2019 г., Магнитогорск / Мини-стерство образования и науки Челябинской области, Государственное бюд-жетное профессиональное образовательное учреждение "Магнитогорский пе-дагогический колледж" ; ответственные редакторы: Чумаченко Татьяна Алек-сандровна [и др.]. - Магнитогорск : Магнитогорский педагогический колледж, 2019. - 228 с.
22. Современная наука: от теории к практике : монография / Акзигитов А. Р., Афанасьева А. В., Бузин А. Н. [и др.] ; под общей редакцией Г. Ю. Гу-ляева ; Международный центр научного сотрудничества "Наука и просвеще-ние". - Пенза : МЦНС "Наука и Просвещение", 2020. - 170 с.
23. Турдиев Ш.Р., Кельдиярова М.Г. Организация в процессе обучения учебно-исследовательской работы студентов // Вестник науки и образования, 2020 №5-2 (83) С. 21-25
24. Фомина, Т. П. Практико-ориентированные задания в учебно-исследовательской деятельности студентов / Т. П. Фомина, Д. В. Покидов // Информационные технологии в процессе подготовки современного специали-ста : Межвузовский сборник научных трудов. – Липецк : Липецкий государ-ственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – С. 127-132.
25. Фундаментальные основы инновационного развития науки и образо-вания : монография / [Ашихмина Т. В., Дрягин С. В., Карташова Н. П. и др.] ; Международный центр научного сотрудничества "Наука и просвещение". - Пенза : МЦНС "Наука и просвещение", cop. 2020. - 212 с.
26. Чистякова Г.В., Бондарева Е.П. Педагогический дизайн лингвисти-ческого курса для подготовки студентов вуза к научно-исследовательской де-ятельности // Педагогика. Вопросы теории и практики, 2022 №10 С. 1090-1097
27. Шпис, Т. Э. Эффективность организации профессионально-ориентированной учебно-исследовательской деятельности студентов при обучении химии в аграрном вузе / Т. Э. Шпис // Педагогика & Психология. Теория и практика. – 2018. – № 5(19). – С. 20-23
28. Щербакова Е.В., Антонова Н.Н. Анализ возможностей компетенций педагогических дисциплин для организации учебно-исследовательской дея-тельности студентов // Современное педагогическое образование, 2022 №1 С. 59-63
29. Ян, Ч. Особенности педагогического стимулирования учебно-исследовательской деятельности студентов-дизайнеров / Ч. Ян, С. В. Шедина // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. – 2022. – Т. 1. – С. 354-362
30. Khudolei, N. V. Scientific and educational research activities of students as an effective way of knowing reality / N. V. Khudolei // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития 2022, 19–21 апреля 2022 года, 2022. – P. 345-348.