Фрагмент для ознакомления
2
Важным фактором развития и укрепления межгосударственных связей является, как представляется становление и организация отношений производства, обмена и потребления товаров и услуг. Развитие национальной экономики – важнейшая цель государственного строительства и функционирования.
Базисные отношения, как известно, во многом фундируют остальные – «надстроечные» через организацию производства, потребления и обмена, регуляцию импортно-экспортного паритета, обеспечение таможенной «чистоты» и т.д.
Экономическая независимость, выгодная внешняя торговля позволяет определить положение государства в глобальной социально-экономической перспективе, обеспечить ее суверенитет и развитие. Образ страны с неразвитой экономикой, страны живущей на дотации и кредиты, страны – сырьевого придатка, непривлекателен для ее граждан и вызывает «великодержавные» настроения у граждан более развитых стран. Для преодоления последствий затянувшегося финансово-экономического кризиса, отягощенного к тому же пандемией сегодня необходимо расширение форм взаимодействия с целевыми группами PR с целью информирования об экономических процессах, глобальных и региональных тенденциях, деятельности государственных органов.
Ни одна отрасль экономики сегодня не обходится без коммуникационного сопровождения. То же касается и международной торговли, которая является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности любой страны. Если рассматривать PR-деятельность в этой плоскости, то ее субъектами будут выступать не только отдельно взятые экономические предприятия, но и сами государства. Ввиду этого имидж России на международной арене приобретает дополнительную, помимо политической, роль – экономическую.
Целью данной работы является рассмотрение коммуникационного менеджмента во внешнеэкономической деятельности: роли, особенностей, тенденций развития.
Задачи:
- описать сущность и эволюция связей с общественностью в государственных организациях;
- рассмотреть PR-технологии формирования имиджа государства;
- изучить модели и практику регулирования лоббизма в США;
- рассмотреть законодательное регулирование лоббизма. Примеры американского лоббизма;
- проанализировать работу со СМИ в рамках внешнеэкономической деятельности России; влияние санкций Запада-2022 на внешнеэкономическую деятельность России.
Объект исследования – коммуникационный менеджмент во внешнеэкономической деятельности. Предмет исследования – современные тенденции развития коммуникационного менеджмента во внешнеэкономической деятельности.
1 Связи с общественностью в государственных организациях
1.1 Сущность и эволюция связей с общественностью в государственных организациях
Говоря о феномене PR применительно к международным отношениям, следует определиться с тем, что мы понимаем под этим. Интересно, что в современной литературе, где «связи с общественностью» трактуют специалисты абсолютно разных областей знания, можно обнаружить более 100 определений. К счастью, большинство экономистов, юристов, журналистов, социологов, менеджеров и политологов в своих трактовках склоняются к примерно одному подходу. Он заключается, в частности, в том, что PR – это особый планируемый, координируемый, контролируемый, организуемый и мотивируемый вид деятельности по продвижению привлекательного имиджа некоего социального субъекта в глазах общественности для организации эффективной деятельности последнего. Обилие трактовок связей с общественностью за последние 80 лет все же привело в попытке унификации феномена.
Генеральная ассамблея Европейской конфедерации по связям с общественностью рекомендовала использовать следующее определение: PR – это сознательная организация коммуникации, одна из функций менеджмента с целью достижения взаимопонимания и установления плодотворных отношений между организацией и ее аудиториями путем двусторонней коммуникации .
В свою очередь термин «международные отношения» (international relations) появился в XVIII в. во многом благодаря английскому мыслителю И. Бентаму (1748–1832), с чьим именем на Западе связывается введение в обиход термина «international», имеющего ключевое значение в оригинальном проекте философа – кодексе поведения между государствами, который не исключал возможности войны, отвергая при этом ее неизбежность. Феномен изначально стал трактоваться и использоваться в международной юриспруденции для урегулирования правовых аспектов на межгосударственном уровне.
Применительно к международным отношениям толкование PR можно свести к следующему: особый вид управленческой деятельности, направленный на создание, поддержание и укрепление положительного и адекватного образа государства в глазах его граждан и общественности других государств.
Таким образом, учитывая исторические факторы, можно констатировать следующее: с начала XIX в., т.е. с известной речи Т. Джефферсона об «отношениях ради всеобщего блага», Public Relations и International Relations идут рука об руку, являясь органичным элементом общественных взаимодействий. Историкам PR известен тот факт, что именно Т. Джефферсон в 1807 г. в послании к VII конгрессу впервые употребил термин «общественные отношения», заменив им выражение «состояние мысли».
В 1830-е гг. это понятие вошло в употребление как «relations for the general good» («отношения ради всеобщего блага»).
Чтобы жить в обществе, людям необходимо поддерживать определенный уровень согласия. Мы считаем, что существуют три основных направления международных отношений, где эффективность PR-работы наиболее заметна и максимально выражена. Эти направления полностью увязаны на государственные приоритеты и нуждаются в PR, как осуществляющих производство адекватной актуальной информации, способствующей эффективной деятельности современных организаций разных сфер общественной жизни. Связь этих основных сфер и направлений международных отношений, на наш взгляд, очевидна. Это экономические отношения, это политические отношения и сфера туризма, как многофакторный феномен.
Уже не один год среди специалистов управленцев и маркетологов идёт дискуссия относительно того, чем считать «PR» в структуре экономических отношений. Существуют остроумные предложения считать PR «шестой» функцией менеджмента или «пятым» элементом в популярной схеме «продукт – цена – место расположения – продвижение» («product–price – place–promotion» реклама, PR). Практики производственной сферы стремясь найти место для такого вида деятельности, как связи с общественностью, справедливо полагают, что эта практика долж
Фрагмент для ознакомления
3
1) Арутюнян А. С., Лоббизм: как превратить зло в благо? // Социологические исследования. — 2018. — № 5. — С. 54-60
2) Ачкасова В. А., GR и лоббизм: теория и технологии : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям. — Москва : Юрайт, 2018.
3) Бекмурадов К. А., Регулировование лоббистской деятельности // Право и государство: теория и практика. — 2019. — № 1. — С. 65-70
4) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011.
5) Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – Издательство «Прогресс», Москва, 1981.
6) Воробьев С. М., Философско-правовое понимание процесса дискредитации государства // Культура: управление, экономика, право. — 2019. — № 2. — С. 31-40
7) Графов Д. Б., Российский и антироссийский лоббизм в США // США. Канада. Экономика - политика - культура. — 2019. — № 3. — С. 101-105
8) Добриева Ф. М., Автономова С. А. Работа со СМИ в рамках внешнеэкономической деятельности в РФ// ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА: ЭНЕРГИЯ РЕГИОНОВ. Сборник материалов II Международного внешнеэкономического научно-практического форума . Москва, 2021. С. 136-140-150
9) Жеглова Ю. Г., Проблемы формирования внешнеполитического имиджа Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. — 2018. — № 4. — С. 20-30
10) Каневский П. С., Трансформация института лоббизма в США в XXI веке и вызовы для России // США. Канада. Экономика - политика - культура. — 2019. — № 5. — С. 43-50
11) Кочетков В. В., Роль чемпионата мира по футболу 2018 г. в формировании имиджа России // Социологические исследования. — 2020. — № 7. — С. 82-90
12) Лошкарев И. Д., Ресурсы этнического лоббизма во внешней политике США: теоретические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. — 2019. — № 3. — С. 76-80
13) Мальцева Д. А., Управление имиджем региона как фактор повышения конкурентоспособности современного государства // Конфликтология. — 2020. — Т. 15, № 1. — С. 204-210
14) Мандель Б. Р., PR: методы работы со средствами массовой информации. — Москва. — Москва: Вузовский учебник: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2019.
15) Меньшенина Н. Н., Лоббизм : курс лекций : учебное пособие для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению подготовки 38.04.04 "Государственное и муниципальное управление". — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2018. С.
16) Почепцов Г. Г. Паблик рилейшинз для профессионалов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.samlib.ru/p/penhaus_p_h/pr2.shtml (дата обращения: 14.12.2022).
17) Русакова О. Ф., "Мягкая сила" дискурса политических медиаобразов: анализ стратегических эффектов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2017. — Т. 12, № 1 (161). — С. 53-60
18) Спектор Е. И., Особенности и перспективы правового регулирования лоббизма в России // Журнал российского права. — 2019. — № 11. — С. 12-20
19) Старых С.А., Перепелкин И.Г., Зеньковская А.В. Обеспечение экономического роста Российской Федерации в современных условиях [Текст]/ С.А. Старых, И.Г. Перепелкин, А.В. Зеньковская // Регион: системы, экономика, управление. 2021. No 4 (55). С. 31-40
20) Чечельницкий И. В., Лоббизм как средство борьбы с коррупцией // Юридический мир. — 2018. — № 2. — С. 62-70
21) Шкурко Н. С., Новиков А. Г. Политическая мифология как способ организации современного общества // Инновации в науке. 2019. № 20. С. 170-180
22) Штейнберг А.Г. PR в международных отношениях. Сфера экономики//МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ДИСКУРСЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. сборник научных трудов. Хабаровск, 2021. С. 32-38
23) Davyborets E. N. Creating Image of American Presidents. Germany: LAMBERT. 2014.
24) Lasswell H. D. The Theory of Political Propaganda. The American Political Science Review, Vol. 21, No. 3. (Aug., 1927), pp. 627-631