Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Численность населения и его естественная убыль являются актуальным вопросом не только каждой страны, но и каждого отдельного региона. Изменение численности населения в последнее время носит достаточно острый характер, потому что несмотря на преобладание различных демографических программ по поддержке и увеличению рождаемости, во многих регионах Российской Федерации преобладает тенденция к превышению показателей смертности над рождаемостью. В этой связи актуальным является проведение анализа численности населения и его естественной убыли в целях прогнозирования дальнейшей ситуации и выработки механизмов по предотвращению превышения смертности над рождаемостью. Одним из таких инструментов является экономико-статистический анализ численности и естественного движения населения.
Последние данные по Российской Федерации свидетельствуют о том, что в настоящее время на 1 января 2022 года по оценке Росстата в России было 145 478 097 постоянных жителей, по данному показателю страна находится на девятом месте в мире по численности населения [17]. Что касается показателей смертности и рождаемости, то по прогнозам естественный прирост населения будет отрицательным и составит 167 927 человек [18].
Таким образом, экономико-статистический анализ численности и естественного движения населения является актуальной темой. Это связано с тем, что в составе населения происходят постоянные изменения, которые обязательно необходимо анализировать для понимания протекающих событий, для составления прогнозов и так далее.
Целью курсовой работы является проведение экономико-статистического анализа численности и естественного движения населения Нижегородской области.
В соответствии с целью курсовой работы, определены и задачи:
1) определить основные проблемы и направления развития экономико-статистического анализа численности состава и естественного движения населения;
2) провести обзор специальной статистической литературы по вопросам использования экономико-статистического анализа;
3) отразить современное состояние экономико-статистического анализа численности состава и естественного движения населения Нижегородской области;
4) провести аналитическую группировку и корреляционно-регрессионный анализ.
Объектом исследования является Нижегородская область.
Предметом исследования являются данные численности и естественного движения населения Нижегородской области.
Основными методами исследования являются сбор, анализ и синтез полученной информации. В качестве основного метода выступает экономико-статистический анализ.
Теоретическую основу курсовой работы составили, в основном, статистические данные Росстата, а также работы российских и зарубежных специалистов, в числе которых можно выделить Кирсанову Н.Г., Лукьянчикову Т.Л., Мотылёву А.В., Новикову В.Д., Панкову В.Б. и так далее.
Структура курсовой работы представлена следующим образом: введение, теоретическая глава, состоящая из двух параграфов, аналитическая глава, состоящая из двух параграфов, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1 МЕТОДИКА ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Основные проблемы и направления развития экономико-статистического анализа численности состава и естественного движения населения
К основным проблемам демографического характера относят смертность и рождаемость населения.
Рождаемость определяется в качестве массового процесса деторождения в совокупности людей, которые составляют поколение, либо в совокупности поколений – населения, в качестве частоты рождений в определённой социальной среде. При этом речь ведётся о количестве рождений живых детей, которые в действительности имела женщина.
Острота демографической ситуации в стране определяется, в первую очередь, катастрофическим сокращением частоты рождений в населении, снижением брачной рождаемости до предельно минимального уровня и неизбежностью её последующего снижения в ближайшей перспективе.
Рождаемость неразрывно связана с определением «плодовитость». Плодовитость – биологическая способность женщины, мужчины, брачной пары к зачатию и рождению живых детей. Плодовитость обладает исторически-конкретным характером, она зависит от наличных (имеющихся в текущем социуме в настоящий период времени) социально-экономических и санитарно-гигиенических условий [9].
Б.Ц. Урланис постарался систематизировать факторы, которые влияют на плодовитость. Он предложил при исследовании рождаемости либо плодовитости определять, с одной стороны, «факторы», а с другой — «причины», иными словами, строго разграничивать их действия. К числу «факторов» специалист причисляет ряд естественных и социальных обстоятельств: климат, наследственность, общественное положение женщины, уровень благосостояния, культурный уровень, законодательство, войны, урбанизацию, национальность и некоторые иные; к числу «причин» – возраст вступления в брак, пребывание женщины вне брака, потенциальную плодовитость, бесплодие, мертворождаемость, внутрисемейное регулирование.
К основным проблемам, которые связаны с осуществлением экономико-статистического анализа важнейших социально-демографических характеристик населения, исследуется воздействие демографических факторов на социально-экономическое развитие страны.
Под демографической ситуацией, как правило, подразумевают демографическую обстановку, состояние демографических процессов, состава и размещения населения в конкретный период в стране либо отдельном регионе [16, с. 41]. Таким образом, исследование демографической ситуации требуется для осознания важнейших параметров народонаселения, тенденций их динамики, прогнозирования численности, демографической структуры, демографического поведения населения.
При исследовании демографической ситуации необходимо иметь в виду, что она неразрывно взаимосвязана с демографической структурой социума, которая, в свою очередь, является компонентом социальной структуры, также, как профессиональная, территориальная, национальная и иные структуры.
М. Н. Руткевич отмечает, что демографическая структура постоянно является социально-демографической, поскольку зависит, «во-первых, от особенностей социально-экономического строя данного социума, во-вторых, значительно различается у классов, социальных групп и слоёв, в совокупности составляющих данный социум» [14, с. 24]. Таким образом, усреднённые для социума либо регионального сообщества демографические показатели невозможно анализировать в отрыве от его социально-классовой структуры.
Для описания демографической ситуации, в целом, возможно применять всевозможные наборы демографических показателей, которые могут с различной степенью глубины и детальности характеризовать положение дел и преобладающие тенденции демографических изменений.
Так, по взглядам некоторых специалистов, для регулирования демографической ситуации целесообразно отслеживать динамику таких показателей: численность населения; численность и состав населения трудоспособного возраста; возрастно-половой состав; социально-демографический состав; численность и состав домохозяйств и семей; брачность, стабильность брака, матримониальное поведение; рождаемость и репродуктивное поведение; планирование семьи; смертность, продолжительность жизни, самосохранительное поведение; естественный прирост и воспроизводство; здоровье и заболеваемость; здоровье беременных и рожениц; инвалидность; медицинская помощь; жизненный уровень населения; миграция, беженцы, вынужденные переселенцы; образовательная мобильность, трудовая мобильность [2, с. 165 - 175; 10, с. 212; 1, с. 25 - 40].
Тем не менее, для наиболее оперативного и доступного сравнительного анализа, как по регионам, так и во временном аспекте, целесообразно ограничиться небольшим набором индикаторов.
Л. Л. Рыбаковский определяет три важнейших параметра характеристики региональной демографической ситуации: рождаемость (оценивается общим коэффициентом рождаемости – ОКР), смертность (оценивается общим коэффициентом смертности – ОКС), миграция (сальдо и, в некоторых ситуациях, интенсивность миграции) [15, с. 81]. Базируясь на данных либо схожих показателях, возможно охарактеризовать конкретную демографическую ситуацию и определить её место на шкале «очень благоприятная – крайне неблагоприятная».
К сожалению, демографическая ситуация в Российской Федерации и её регионах в последние десятилетия оценивается отрицательно. В этой связи в научных публикациях речь, как правило, ведётся о понятиях «депопуляция», «демографический кризис», «демографическая яма».
Так, коллектив исследователей под руководством В. А. Ивонцева, основываясь на представленных ранее показателях, определяет такие демографические явления, как [2, с. 16]:
- демографическая катастрофа – ситуация, когда за достаточно короткий промежуток (два – три года) население территории существенно сокращается (свыше 50 %) либо вовсе исчезает. Ряд специалистов исследуют в качестве демографической катастрофы ситуацию в России 1990-х - начала 2000-х годов. М. Н. Руткевич, к примеру, определяет демографическую катастрофу в Российской Федерации как вызванный распадом СССР в 1991 году процесс стремительного снижения рождаемости и ещё наиболее впечатляющего увеличения смертности населения. Демографическая ситуация характеризовалась в то время массовой безработицей, бедностью населения, снижением средней продолжительности жизни и повышенной смертностью мужчин трудоспособного возраста [14, с. 25]. Вклад от увеличения смертности в снижение численности населения России в 1990-е - 2000-е годы в четыре раза превзошёл вклад от сокращения рождаемости. Повышенная смертность была порождена массовым обеднением населения, гражданскими конфликтами, увеличением заболеваемости. Помимо этого, смертность «омолодилась» – среднестатистический российский мужчина не доживает до пенсионного возраста. Несмотря на некоторые улучшения ситуации в середине 2000-х годов (за 2006 – 2008 годы рождаемость увеличилась на 15,7%, смертность сократилась на 13,7%, естественная убыль сократилась на 25,3% [3, с. 6 - 7]), пик снижения численности трудоспособного населения России специалисты ожидали в 2010 – 2014 годах – среднегодовая убыль по прогнозам должна была составить 1,3 миллиона человек [8, с. 184 - 186];
— демографический кризис – ситуация существенного и стремительного сокращения рождаемости при единовременном стремительном увеличении смертности;
— депопуляция – ситуация, при которой каждое последующее поколение не воспроизводит предыдущее. Для России ситуация депопуляции стала зарождаться в конце 1960-х годов, непродолжительно прекратившись в середине 1980-х;
— демографический спад / подъём – свойственные развитию населения явления, которые обусловлены, в частности, движением так называемых демографических волн, в основном, краткосрочного характера.
Для обеспечения сравнимости важнейших показателей демографической ситуации, для демонстрации сравнительного характера демографических и миграционных процессов в регионе Л. Л. Рыбаковский предлагает применять коэффициент демографического неблагополучия (КДН) – интегральный показатель демографической динамики, который учитывает уровни рождаемости и смертности (вычисляется как коэффициент депопуляции в случае естественной убыли населения – посредством деления ОКС на ОКР) и величину и направленность сальдо миграции (вычисляется как индекс изменения численности – посредством деления численности расчетного, с учетом потока миграции, населения на численность фактического населения). КДН рассчитывается перемножением коэффициента депопуляции и индекса изменения численности. Чем больше показатель КДН, тем наиболее неблагополучна демографическая ситуация в регионе в сравнении с остальными регионами страны [15, с. 83 - 85].
Таким образом, в настоящее время сформирован ряд проблем в демографической ситуации в Российской Федерации, что требует разработки мероприятий для улучшения демографических показателей.
Так, в настоящее время существуют некоторые программы поддержки демографической ситуации.
В настоящее время демографической политике в Российской Федерации отводится значительное внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях власти. Однако, демографическая ситуация является одной из актуальных проблем современного социума. Бесспорным является тот факт, что демографический кризис требует от органов управления системных и результативных мер, результат которых социум сможет увидеть по прошествии определённого промежутка времени. Помимо этого, с 2019 года демографический кризис обостряется пандемией коронавирусной инфекции, которая довольно отрицательно воздействует на множество демографических процессов в Российской Федерации. Вопросам демографического развития уделяется приоритетное место в деятельности Правительства Российской Федерации и отводится значительное внимание в Посланиях Президента, ежегодных отчётах Правительства Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Демографическая политика включается в совместное ведение Российской Федерации и её субъектов. Осуществление эффективной демографической политики возможно лишь с учётом региональных демографических особенностей.
В результате последовательного осуществления активной демографической политики государства за последние годы фиксируется улучшение демографической ситуации по некоторым показателям.
Впервые к целям демографической политики РФ отнесена не только стабилизация численности населения страны (к 2025 году – до 145 миллионов человек), но и улучшение качества жизни населения, а также рост продолжительности жизни (к 2025 году – до 75 лет) [1].
В Концепции демографической политики РФ, которая разработана до 2025 года, на основании анализа демографических показателей и направлений их развития разработаны действующие принципы демографической политики России. Основными из них являются установление проблемных вопросов по каждому направлению развития, комплексность решения проблем демографии, учёт особенностей демографических ситуаций в регионах, координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на всех уровнях. Помимо этого, определены задачи демографической политики страны.
К числу важнейших отнесены следующие задачи:
- снижение уровня смертности граждан, в первую очередь, в трудоспособном возрасте;
- снижение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
- сохранение и укрепление здоровья населения, повышение продолжительности активной жизни, формирование условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, значительное сокращение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, повышение качества жизни больных, которые страдают хроническими заболеваниями, и инвалидов;
- увеличение уровня рождаемости;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных взаимоотношений;
- координация миграции (внутренней и внешней), работа по привлечению мигрантов с учетом демографических и социально-экономических показателей, при безусловной необходимости их социальной адаптации и интеграции [1].
Помимо этого, Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года сформировала три этапа осуществления комплексных мер, результатом которых должно стать увеличение демографических показателей в стране.
К числу упомянутых мер отнесены следующие:
- формирование мотивации для ведения здорового образа жизни у разных групп населения, в особенности у подрастающею поколения;
- осуществление медицинских профилактических мероприятий в целях своевременного обнаружения потенциальных нарушений в состоянии здоровья;
- своевременная диагностика заболеваний посредством обследования с использованием новейших технологий;
- повышение доступности и качества предоставления бесплатной медицинской помощи;
- увеличение уровня материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения;
- применение инновационных технологий в лечении пациентов, а также расширение возможностей высокотехнологичной медицинской помощи населению;
- внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ;
- пропаганда семейных ценностей, повышение государственной поддержки для семей, которые имеют детей;
- формирование необходимых условий адаптации мигрантов к российскому социуму [1].
Исследование существующей нормативно-правовой базы государственной демографической политики предоставляет возможность обратить внимание на её задачи:
- укрепление репродуктивного здоровья населения (в том числе, сокращение уровня младенческой и материнской смертности);
- снижение уровня смертности населения (в первую очередь, граждан трудоспособного возраста);
- значительное сокращение уровня социально-значимых заболеваний;
- привлечение мигрантов (согласно потребностям демографического и социально-экономического развития);
- укрепление института семьи;
- увеличение уровня рождаемости;
- формирование условий и мотивирующих факторов для поддержания здорового образа жизни.
Организационно за осуществление демографической политики отвечают целевые ведомства в рамках собственных полномочий. В соответствии с поставленными целями, задачами в демографической политике возможно выделить три приоритетных направления:
- семейное – регулирование рождаемости и сохранение семьи в качестве социального института;
- здравоохранительное – укрепление здоровья и повышение продолжительности жизни населения;
- миграционное – регулирование миграционных процессов.
Демографическая политика относится к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. Федеральные органы законодательной и исполнительной власти реализуют следующие функции в демографической отрасли:
- формирование общих принципов социально-демографической политики, разработке и финансированию части федеральных программ;
- реализация контроля исполнения комплекса мероприятий демографической политики;
- законодательное обеспечение минимальных гарантий и обязательств по социальному обеспечению, медицинскому обслуживанию, социальной защите населения;
- финансирование крупнейших медицинских центров, больниц федерального значения, клиник, ведомств медицинских и образовательных учреждений, научных учреждений.
В России, начиная с 2016 года отмечается существенное сокращение количества женщин репродуктивного возраста, в этой связи требуется на третьем этапе реализации Концепции сохранить, в первую очередь, такие эффективные меры, как материнский (семейный) капитал, возможно, предусмотрев совершенствования по его предоставлению для различных групп населения.
В рамках концепции предусмотрено пролонгация программ поддержки семей с третьим ребёнком на федеральном и региональном уровне. Впервые предусмотрены меры, которые направлены на улучшение охраны труда на предприятиях в отраслях экономики, поскольку исследования демонстрируют, что основной резерв в сокращении смертности – это сокращение смертности мужчин в трудоспособном возрасте. В этой связи концепцией предусмотрено изменение и в законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архангельский, В. Н. Теоретические основы мониторинга региональной социально-демографической политики / В. Н. Архангельский, Н. В. Зверева. - М.: МАКС Пресс, 2009.
2. Демографический фактор в социально-экономическом развитии региона (на примере Пермской области) / под ред. В. А. Ионцева. - М.: ТЕИС, 2004.
3. Демографическое развитие России в первой четверти XXI века: условия сохранения устойчивой динамики / под ред. Л. Л. Рыбаковского. - М.: Эконом-Информ, 2009.
4. Кирсанова, Н.Г. Статистический анализ современного состояния Российской экономики и прогноз на 2018-2020 гг.//Кирсанова Н.Г.,./ Социально-экономическое управление: теория и практика. -2018. -№ 3 (34). -С. 93-96.
5. Лукьянчикова, Т.Л. Причинно-следственный анализ миграции как социодинамического явления экономического развития/ Лукьянчикова, Т.Л.//Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2020. -№ 1 (25). -С. 191-203.
6. Леонидова, Т. Опыт оценки качества трудового потенциала на региональном уровне / Т. Леонидова, Е. Чекмарева // Человек и труд. - 2009. - № 12.
7. Липатова, Л. Н. Формирование трудового потенциала предприятий региона в условиях демографического кризиса / Л. Н. Липатова, В. Н. Градусова, А. А. Солдатов // Регионология. - 2009. - № 1.
8. Липатова, Л. Н. Формирование трудового потенциала предприятий региона в условиях демографического кризиса / Л. Н. Липатова, В. Н. Градусова, А. А. Солдатов // Регионология. - 2009. - № 2.
9. Медков В.М. Демография: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.
10. Механизм выравнивания социальноэкономического развития регионов (отечественная и зарубежная практика) / под общ. ред. В. И. Кушли-на. - М.: Изд-во РАГС, 2007.
11. Мотылёва, А.В. Методы оценки эффективности реализации национальных проектов в условиях инновационного развития экономики /Мотылёва А.В.//Развитие системы стратегического планирования в Российской Федерации.-2020.-С. 41-47.
12. Новикова, В.Д. Динамика численности населения и ее влияние на экономику страны/ Новикова В.Д.//Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. -2017. -С. 324-326.
13. Панкова, В.Б. Статистический анализ современного состояния уровня жизни Российской Федерации/Панкова В.Б., Дозмолина Е.С.//Современные научные исследования и разработки. -2017. -С. 16-22.
14. Руткевич, М. Н. Воспроизводство населения и социально-демографическая ситуация в России / М. Н. Руткевич // Социс. - 2005. - № 7.
15. Рыбаковский, Л. Л. Сравнительная оценка демографического неблагополучия регионов России / Л. Л. Рыбаковский // Социс. - 2008. - № 10.
16. Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь. - М.: ВЦУЖ, 2001.
17. Таблица 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов с населением 3000 человек и более. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. На 1 октября 2021 года. Том 1. Численность и размещения населения (дата обращения: 14.12.2022)
18. Население Земли [Электронный источник] – URL: https://countrymeters.info/ru/World (дата обращения: 14.12.2022)
19. Компоненты изменения общей численности населения в Нижегородской области [Электронный источник] – URL: https://nizhstat.gks.ru/storage/mediabank/Компоненты%20изменения%20общей%20численности%20населения%20в%20Нижегородской%20области.pdf (дата обращения: 14.12.2022)