Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная жизнь демонстрирует как проявления добродетели, человечности, внимания, ответственности, так и существование зла, насилия, лжи, обмана, жестокости. А последний считается ненормальным, не соответствующим правилам и требованиям жизни в обществе, что не сохраняет мир, спокойствие, а, наоборот, разрушает его и может привести к разрушению. Поэтому проблема ненормального социального поведения всегда будет актуальной.
Нарушение правил общежития может начать проявляться очень рано, еще в детстве, и выражаться в клевете, лжи, грубости. Если не обратить на это внимание и вовремя не воздействовать, такие проявления могут перерасти в воровство, хулиганство, насилие, саботаж, в нарушение не только моральных норм, но и правовых. В связи с этим проблема предупреждения девиантного поведения, которое в науке называют девиантным, безусловно, является чрезвычайно актуальной.. И чем раньше вы начнете воспитывать детей в духе мира, помощи, сострадания, чем больше внимания будет уделять им семья, школа и другие социальные институты, тем меньше зла и насилия будет происходить в обществе.
Начиная с начальной школы, школа должна ориентировать учащихся на соблюдение общественно одобряемых правил поведения, воспитание правовой культуры, приоритета человеческих отношений, основанных на доброте как ценности. Важную роль в этом процессе играет социальный педагог, в профессиональный долг которого входит профилактика и коррекция возникающих девиаций у школьников, работа с семьей, специалистами (психологами, медицинскими работниками, педагогами дополнительного образования, инспекторами ПДН и др.) совместно предупреждение негативных действий, преступлений или изменение (исправление) возникающих асоциальных стремлений, асоциальных проявлений школьников.
В Российской Федерации проблема профилактики девиантного поведения определяется в рамках следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 г. № 182 -ФЗ [61], Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ [60]. Вышеизложенное свидетельствует о том, что проблема профилактики девиантного поведения у старших школьников актуальна для современного общества.
Вопросы о сущности девиантного поведения, его опасности и путях проявления, видах и формах широко освещены в научной литературе. Проблема сущности девиантного поведения изучается Я.И.Гилинского [12], Е.В. Змановской [22], Л.В. Зубова [23], Ю.А. Клейберга [27], В.Т. Кондрашенко [28], В.Г. Степанова [57] и др.
Профилактике девиантного поведения посвятили работы С.А. Беличева [1; 2; 53], Е.В. Воронова [6], Г.О. Галич [10], А.И. Захаров , Г.Ф. Кумарина [33], И.В. Макаренкова [37], Г.С. Малунова [39] и др.
Актуальность проблемы на уровне общества, с одной стороны, и ее недостаточная разработанность в теории и реализация на практике, с другой, обусловили проблему исследования, которая заключается в поиске способа профилактики девиантного поведения у учащихся начальной школы.
Цель – на основе изучения теоретических аспектов проблемы разработать программу профилактики девиантного поведения старших школьников.
Объект – девиантное поведение в старшем школьном школьном возрасте.
Предмет – социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения в старшем школьном школьном возрасте.
Задачи:
1. Изучить сущность и особенности девиантного поведения в старшем школьном школьном возрасте.
2. Выявить особенности социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения в старшем школьном школьном возрасте.
3. Провести исследование состояния проблемы девиантного поведения в старшем школьном школьном возрасте.
4. Разработать программу по профилактике девиантного поведения в старшем школьном школьном возрасте.
Методы: анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых источников, опыта деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения старших школьников; сравнение научных взглядов разных авторов по проблеме девиантного поведения и его предупреждения, обобщение и формулировка выводов; моделирование программы профилактики девиантного поведения старших школьников; анкетирование, использование психологических методик.
База исследования. Исследование проводилось на базе
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность девиантного поведения
Сегодня, с усилением таких негативных тенденций, как имущественное неравенство, безработица, изменение ориентации полноценной молодежи, усиление процессов семейной деформации и многих других, остро стоит проблема девиантного воспитания молодежи.
Молодежь, поведение которой отклоняется от принятых в обществе правил и норм поведения, называют трудновоспитуемой или трудной. Под трудностью обучения понимается сопротивление педагогической деятельности, которое может возникать по разным причинам, связанным с овладением конкретными социальными программами, знаниями, умениями, требованиями и нормами в процессе целевого обучения и воспитания.
Трудность воспитания подростка, его несоблюдение установленных в обществе норм и правил рассматривается в науке через явление, называемое девиантностью
Девиация (девиация) – аспект явления изменчивости, который свойственен как человеку, так и окружающему миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с активностью и выражается в поведении человека, представляющем собой его взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Поэтому поведение может быть как нормальным, так и девиантным.
Нормальное поведение подростка предполагает его взаимодействие с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти) будет нормальным.
Поэтому девиантное поведение подростка представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию, так как среда неадекватно учитывает особенности его личности и проявляется в его поведении вопреки предполагаемым нравственным нормам и социальным.. [18, С. 20].
Проблема девиантного поведения рассматривалась различными школами и научными направлениями в контексте таких понятий, как «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «аутоагрессивное поведение», «асоциальное поведение трудных подростков» и многих других.
Ученые и специалисты из разных областей знаний всегда уделяли больше внимания проблемам выявления, коррекции и профилактики девиантного поведения в различных его аспектах. В российской педагогике ХХ века девиантное поведение изучали такие видные ученые, как В.М. Бехтерев, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко и многие другие.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ахметшина, И. А. Педагогика и психология девиантного поведения : учебное пособие / И. А. Ахметшина. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. – 141 с. – Текст: непосредственный.
2. Губина, Н. В. Социология: норма, девиация, контроль / Н. В. Губина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2017. – 170 с. – Текст: непосредственный.
3. Данилова, И. А. Социология и психология управления / И. А. Данилова, Р. Н. Нуриева. – 2-е изд., стереот. – М.: Окей-книга, 2019. – 112 с. – Текст: непосредственный.
4. Дикусар, Я. С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / Я. С. Дискусар // Вестник Южно- Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета/ – 2017/ – №4. – С. 28-33. – Текст: непосредственный.
5. Завалихина, Р. С. Девиантное поведение как психологический феномен / Р. С. Завалихина // Сибирский педагогический журнал. –2020. – №3. – С. 138-143. – Текст: непосредственный.
6. Картушина, Л. С. Предупреждение девиантного поведения старших школьников посредством арт-педагогических технологий / Л. С. Картушина // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – №4 (50). – С. 157-163. – Текст: непосредственный.
7. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2018. – 420 с. – Текст: непосредственный.
8. Кунц, Е. В. Понятие отклоняющегося поведения несовершеннолетних / Е. В. Кунц // Вестник Челябинского государственного университета. – 2018. – №2. – С. 117-122. – Текст: непосредственный.
9. Личко, А. Е. Подростковая наркология / А. Е. Личко, В. С. Битенский. – Л.: Медицина, 2016. – 304 с. – Текст: непосредственный.
10. Макартычева, Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей / Г. И. Макартычева. – СПб.: Речь, 2017. – 368 с. – Текст: непосредственный.
11. Радюкин, Е. Е. Основные концепции девиантного поведения в зарубежных источниках / Е. Е. Радюкин, О. А. Морозова // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. – 2010. – №2. – С. 228-232. – Текст: непосредственный.
12. Ральникова, Л.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и проявления / Л.А. Ральникова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2019. – №3 (13). – С. 34-41. – Текст: непосредственный.
13. Рождественская, Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков / Н. А. Рождественская. – СПб.: Генезис, 2019. – 216 с. – Текст: непосредственный.
14. Самыгин, П. С. Технологии социальной работы с лицами группы риска: профилактика девиантного поведения молодежи / П. С Самыгин, С. И. Самыгин, Д. В. Кротов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 284 с. – Текст: непосредственный.
15. Соколов, И. С. Педагогическая профилактика ассоциального поведения обучающихся общеобразовательных организаций: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. / И. С. Соколов. – Калуга, 2019. – 152 с. – Текст: непосредственный.
16. Трофимова, Н. М. Основы специальной педагогики и психологии / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. – СПб.: Питер, 2019. – 304 с. – Текст: непосредственный.
17. Ушакова, Е. С. Суицидальные риски / Е. С. Ушакова // Социологические исследования. – 2018. – №2. – С. 106-110. – Текст: непосредственный.
18. Чуносов, М. А. Практический аспект организации профилактики делинквентного поведения сельской молодежи / М. А. Чуносов // Теории и проблемы политических исследований. – 2021. – №2. – С. 504-514. – Текст: непосредственный.
19. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, 2020. – 336 с. – Текст: непосредственный.
20. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон ; отв. ред. Т. Шапошникова. – СПб.: Питер, 2019. – 448 с. – Текст: непосредственный.
21. Янышева, В. А. Системно-психологическая коррекция асоциальной групповой активности подростков: автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.05 / В. А. Янышева. – Ярославль, 2018. – Текст: непосредственный.
22. Ярыгина, И. И. Тренинг как форма профилактики Интернет- зависимости подростков / И. Ию Ярыгина // Psychological-pedagogical journal Gaudeamus. – 2019. – №39. – С. 89-33. – Текст: непосредственный.
23. Сборник методических материалов для специалистов образовательных организаций по профилактике девиантного и суицидального поведения обучающихся / авт.-сост.: Е. Г. Вдовина, Е. В. Мазурова, Н. Н. Ефанова, Н. В. Кауль. – Барнаул: КГБУ «Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи», 2021. – 108 с. – URL: http://komitet-school.edu22.info/data/documents/Sbornik- materialov-po-profilaktike-suicidalnogo-povedeniya-obuchayushchihsya.pdf (дата обращения: 21.10.2022). – Текст: электронный.